Появление письменности и принятие христианства на Руси

Появление письменности и принятие христианства на Руси. Письменность у славян появилась еще до принятия христианства.

Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные славяне пользовались записью на родном языке среди славян встречались люди, знающие латинский и греческий языки. Христианство принятие христианства князем Владимиром в 988 г. способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка. Появились книги на близком к родному древнеболгарском языке, собственные русские книги.

Вместе с христианством в Киевскую Русь проникли и некоторые элементы более высокой византийской культуры. Принятие христианской религии в качестве государственной было связано с большими изменениями в жизни киевского общества. Византийское православие было сильным идеологическим оружием в борьбе за утверждение формировавшегося феодального строя и упрочение складывавшейся государственной власти господствующего класса. Усиленно насаждаемое в интересах этого класса среди народных масс христианство своеобразно сочеталось с прежними языческими верованиями этих народных масс. Первыми духовными лицами на Руси были греки.

Это ставило русскую церковь в зависимое положение от Византии. Поэтому русские князья, начиная с крестившего Русь Владимира уже очень рано стали заботиться о том, чтобы поставить Русь в возможно более независимое от Византии положение в религиозном отношении, что в тот период имело большое политическое значение. Для этого прежде всего нужно было подготовить свое, русское, духовенство, а для этой подготовки нужны были школы.

Следует отметить, что у западноевропейских народов, воспринявших христианство из Рима, языком письменности был непонятный народным массам латинский язык, а в Киевском государстве языком письменности сделался не греческий, а славянский язык. С греческого на славянский язык переводились сборники поучений и другие книги. Таковы Изборник Святослава, Златоуст, Измарагд Изумруд и др. Составлялись Патерики, т. е. Жития святых.

Форма и стиль их были заимствованы из Византии, но содержание представляет уже продукт русского творчества. Были переведены с греческого и проникли к нам через Болгарию Физиолог и Шестоднев рукописи, в которых, наряду с баснословными, имелось немало ценных сведений по естествознанию. 4.