рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв

Работа сделанна в 2005 году

Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв - Реферат, раздел История, - 2005 год - Наука и культура на Руси Культура И Образование На Руси В Xiii Xviii Вв. Развитие Культуры И Образован...

Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв. Развитие культуры и образования, так высоко стоявшим в Киевском государстве, в XIII XV вв. в ряде княжеств Руси несколько затормозилось, вследствие падения политической роли Киева после взятия его татарами, нараставшей феодальной раздробленности русских земель и покорения монголо-татарами многих русских княжеств.

Горели города и села. Монастыри, служившие культурными центрами, местом переписки и хранения книг, выполняя в то время роль крепостей, подвергались осаде, пожарам, разрушению.

Культурные ценности и книги уничтожались. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура и образование продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или вовсе не подвергались татарскому нашествию или были разорены сравнительно не очень сильно. Такой прежде всего была обширная и богатая Новгородская земля.

Сравнительно мало были разорены Тверское и Владимирское княжества и начавшее постепенно крепнуть и возвышаться Московское княжество. В этих княжествах татарское иго очень рано вызвало отпор народных масс, отразившийся и в народном творчестве. Народ сложил целый ряд рассказов и повестей о разорении русских земель. Эти произведения призывали к объединению земель для борьбы со страшным врагом. Особой популярностью пользовалось написанное в начале XIV в. на основе устного творчества замечательное по силе патриотического чувства Житие Александра Невского, прославлявшее героическую борьбу русского народа со всеми теми, кто хотел посягнуть на Русскую землю.

На устном народном творчестве, на летописях и книгах, содержащих это творчество, воспитывались те люди, которые бились затем за низвержение монголо-татарского ига на Куликовом поле и в других местах страны.

Новгород был экономически сильным и политически самостоятельным торговым городом-государством. В этом северном русском центреторговли и просвещения письменное дело было широко развито. В городенасчитывалось большое количество книжных писцов. Это были не только представители духовенства, но и светские люди, которых, например, в половине XIV в. новгородский архиепископ нанимал для переписывания книг. Профессия книжников была зарегистрирована в писцовых книгахкак одна из многочисленных профессий новгородских ремесленников. Профессиональную подготовку эти книжники получали, как правило, в своих семьях.

Обучали их отцы профессиональные писцы изредкав такую семью на ученье допускались за плату и посторонние. Книги, переписанные писцами, находили себе сбыт не только в богатых боярскихдомах, но и у простого люда, в селах и деревнях Новгородской земли. Это говорит о широком распространении, грамотности. Новгородские ипсковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту. Эти приписки и свидетельствуют о том, что писцы XIV в. были хорошознакомы с былинами Киевского цикла, знали Слово о полку Игореве. Многочисленные бытовые сцены новгородских и псковских памятниковживописи говорят о том, что книга была распространена в быту. Многиеремесленники ставили свои подписи на тех предметах, которые они изготовляли в своих мастерских. Археологические раскопки, предпринятые Академией Наук СССР в г. Новгороде, обнаружили в 1951 1953 гг. большое количество написанных на бересте грамот, писем и других письменных источников, относящихся к XII XVI вв. Большинство из найденных грамот это частная переписка рядовых новгородских граждан.

Письма процарапаны костяной острой палочкой писалом на бересте. Письма эти с очевидностью свидетельствуют о значительном распространении грамотности не только в городах, но и в селениях Новгородской земли и притом не только среди мужчин, но и среди женщин.

До нашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуковников, словарей энциклопедического типа, составленных в Новгороде в XV в. Один из них содержит толкование 350 неудобьпознаваемых встречающихся в писаниях слов, взятых с греческого, болгарского и других языков. Эти новгородские словари дают основание полагать, что имелось значительное число читателей, нуждавшихся в подобного рода справочниках при самостоятельном чтении книг. В XIII XV вв. при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты так, сохранилась даже миниатюра, изображающая, школу в Троице-Сергиевском монастыре.

Но в связи с недостатком школ более частым, очень заметным явлением стало обучение у мастеров грамоты. Группы обучающихся у одного мастера грамоты мальчиков стали более многочисленными, доходя иногда до 8 12 человек, т. е. составляя уже целую школу.

Ряд исторических источников подтверждает факт обучения многих будущих церковных деятелей у таких мастеров грамоты везде и под Москвой и у Белого моря. Мастерами грамоты были дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей в качестве дополнительной например, к какому-либо ремеслу или даже основной профессии. У некоторых мастеров грамоты профессией было, как сказано в одном житии, книги писати и учити ученики грамотные хитрости, но не было редкостью, что к учителю ходили заниматься не только дети, но и юноши, а иногда и взрослые.

Учитель в школе или мастер грамоты занимался с каждым учеником отдельно хотя ученики в школе или группе сидели вместе, так как уроков как коллективных занятий учителя с целым классом или группой учащихся не было каждый ученик, продвигаясь своим темпом, учил свое один не усвоил еще букв, другой учил слоги, третий уже читал Часослов и т. д. Вызванный ученик кланялся учителю в ноги и, стоя, отвечал свой урок. Занятия продолжались до полудня.

Затем наступал перерыв на два часа для обеда и отдыха, после чего занятия продолжались еще два часа. Определенного срока обучения не было. Каждый ученик приобретал навык чтения в зависимости от способностей и прилежания. Обучение велось по рукописным книгам.

Сначала заучивали азбуку со славянскими названиями букв аз, буки, веди, глагол и т. д. затем заучивались двоеписьмении слоги буки-аз ба, буки-есть бе, веди-аз ва, веди-есть ве и так далее до конца азбуки сочетание каждой согласной со всеми гласными, кончая слогом щу. После этого заучивались троеписьмении слоги буки-веди-аз бва, буки-веди-асть бве и т. д состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились по складам читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово далее читались сразу слова без называния отдельных букв и слогов это называлось чтением по верхам.

После этого учились читать подтительные слова, т. е. сокращенное написание слов, наиболее часто встречающихся в книгах того времени, большей частью религиозных, вверху которых ставился знак сокращения титло, например гдь господь, бгь бог и т. п. Далее переходили к чтению молитв. Этим заканчивался первый этап обучения грамоте. Затем ученик читал богослужебную книгу Часослов или часовник, второй этап обучения заканчивалось обучение третьим этапом чтением псалтыря собрания религиозных ветхозаветных песен псалмов.

После каждого этапа родители подносили учителю горшок каши и гривну денег. Письму обучались параллельно с чтением в славянской азбуке особого начертания письменных букв не было. Выучиться писать гусиным пером на шероховатой бумаге того времени было трудно. Даже чинка перьев требовала большой сноровки.

Счет ограничивался самыми элементарными сведениями в пределах сотни или в лучшем случае тысячи дети учились порядковому счету и обозначению чисел славянскими буквами. Все содержание материала для чтения и письма было в школах грамоты религиозным. Учащиеся учили наизусть молитвы. В некоторых школах грамоты к этому добавлялись еще краткие библейские рассказы. Уроков на дом не задавалось. Ученики все вытверживали, занимаясь у учителя. Каждый учил вслух то, что ему задано один зубрил азбуку, другой часослов.

Дисциплина была суровая, учитель мог применять и применял наказания розги, стояние на коленях, в углу и т. д Экономический и политический рост Русского государства обусловил особенно во второй половине XVI в. развитие общерусской культуры науки и просвещения. Появился ряд публицистических произведений, обсуждавших вопросы управления государством, значительное развитие получило историческое повествование, возникло книгопечатание. Большое распространение получили рукописные хрестоматии, патерики и поучения.

Стали появляться в значительном количестве Азбуковники словари, дающие толкование непонятных слов как зародыш энциклопедических словарей и Азбуковники-хрестоматии. В 1596 г. православный священник Лаврентий Зизаний составил грамматику, которая получила значительное распространение. В рукописных списках были распространены грамматика Иоанна Дамаокина и его же Шестоднев в переработке Иоанна, экзарха болгарского. Приглашенный в Москву для перевода и исправления богослужебных книг ученый греческий монах Максим Грек в первой половине XVI в. создал группу русских учеников.

Высокообразованными людьми XVI в. были Иван IV, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, Пересветов и др. Сохранились известия, что Иван IV собрал большую библиотеку, в которой было много книг не только на русском, но и на иностранных языках. Однако культура и прсвещение XVI в. охватывала лишь небольшой слой наиболее зажиточного населения бояр, дворян и богатых купцов.

Домострой, рисующий хозяйство и быт зажиточной семьи того времени, говорит о главе такой семьи как о человеке грамотном. Между тем возросшее экономическое и политическое значение Русского государства, освободившегося от татаро-монгольского ига, сильно расширившего с присоединением Казани, Поволжья и Сибири свои владения, остро ставило вопрос о повышении культуры и, открытии все большего количества школ. Стоглавый собор 1551 признал необходимым открыть училища в домах священников и дьяконов при всех приходских церквах, обязав священников и дьяконов обучать детей грамоте что, впрочем, они делали довольно неохотно, как тяжелую обязанность, отнимавшую у них ежедневно много времени и оплачиваемую родителями невысоко.

В постановлениях Стоглавого собора так же, как и в письме новгородского архиепископа Геннадия, указывается, что есть много желающих занять места священников и дьяконов, но среди этих претендентов имеются малограмотные. Удовлетворить их просьбы нельзя, а не поставить и святые церкви без пения будут, а православные християны без покаяния учнут умирати. Рост ремесла и торговли, рост городов, потребности церкви и управления обширным государством, усилившиеся связи с Западной Европой и Востоком настоятельно ставили вопрос об открытии школ. Число их в XVI в хотя медленно, но росло однако темпы роста школ далеко не соответствовали в XVI в. быстро возраставшей потребности в грамотных людях, тем более, что церковь, в руках которой, как и в Западной Европе, находились тогда школы, заботилась о подготовке грамотных людей только для создания духовенства, но не для подготовки служилых людей, ремесленников, купцов и т.п. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси. С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского государства, еще в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с западной культурой и школой. Возникла острая и напряженная борьба между просвещенными хорошо вышколенными представителями католицизма и грамотными православными пастырями.

Волей-неволей приходилось подумать о просвещении, хороших, благоустроенных школах.

За дело взялись западные православные братства.

Они учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название. Членами братств были люди разного звания, чина и положения митрополиты, епископы, иноки, князья, паны, мещане иногда вступали целыми приходами. От них требовалась лишь дружная деятельность на пользу православной веры. Средствами они владели значительными.

Самые старые братства львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское. Братства активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, учение о добродетелях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православном духе, а догматы веры служили основным предметом изучения, составляли основу вместо учебного курса.

Но религиозный характер обучения составлял одну только сторону организации братских школ. Они имели довольно широкий курс образования, включающий научные светские предметы. Это были языки греческий, славянский старославянский, русский, латинский, польский. Кроме них преподавались грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Братские школы находились под значительным греческим влиянием, и первые учителя в них были греками.

Поэтому и преобладающим языком был греческий латинский знали слабее. Из методов обучения был такой перешедший от иезуитов, как разыгрывание диалогов, драматические представления на библейские темы. В братские школы принимались дети всякого звания. Перед учителем все дети богатые и бедные были равны. Сидеть каждый ученик должен был на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет выше и сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает сидит на низшем месте.

Отдавая сына в школу, отец брал с собою несколько соседей и при них заключал договор о всем порядке учения. В обязанность же учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. Забрать ученика можно было в присутствии тех же свидетелей, при которых его отдавали в школу. Это нужно было для того, чтобы не нанести оскорбления ни ученику, ни учителю. Дети членов братств, сироты обучались бесплатно, за счет братств.

Вообще членам братств вменялось в обязанность проявлять заботу о тех детях, которые не имели средств, но желали учиться. Для беднейших учеников при братских монастырях устраивались специальные помещения для жилья. Несмотря на многие преимущества братских школ, они все-таки не могли соперничать с католическими. Юношество, искавшее лучшего образования, по-прежнему направлялось в иезуитские коллегии и там попадало под влияние католичества. Поэтому появилась необходимость создания школы высшего порядка.

Такой стала братская школа в Киеве Киево-могилянская академия. Крупную реформу братской школы произвел в 1633 г. Петр Могила 1596 1647. Сущность преобразований заключалась в превращении Киевской школы в коллегию по иезуитскому образцу. Обучение стало вестись на латинском языке классов стало восемь в низшем учили читать и писать, а дальше шли грамматика, синтаксис, поэзия, богословие и др. Все способы преподавания, а также западная схоластика были перенесены в Академию большое значение придавалось диспутам.

Потребность в хорошо организованной школе была осознана в Московской Руси. Так появилась эллино-греческая академия 1687, преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую академию. К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовительных классов. В академии преподавались богословие, риторика, логика, физика, математика все это составляло курс философии. В связи с этим было два класса богословский и философский.

Богословы сочиняли проповеди и произносили их на память по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими латинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цицерона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтаксис, грамматика.

Сверх этого ученики учили катехизис, славянскую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естествоведения совсем не было. Впрочем, курс Московской, как и Киевской академии, построенный по образцу западных коллегиумов, мало чем отличался от них. И на Западе не было еще общего образования, светские науки и там ценились недостаточно. С течением времени Московская академия преобразовалась в духовную школу XVIII в Московская академия послужила рассадником образования долгое время она была в России единственным более или менее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера.

Там, где была нужда в образованных людях, сейчас же вспоминали о Московской академии и ее выпускниках, они требовались всюду. Число учеников в академии было от 200 до 600 самого различного происхождения. Были дети священников, дворян князья Оболенские, Голицыны, Долгорукие и др разночинцы дети канцеляристов, дьячков, солдат, конюхов, новокрещеные инородцы.

Принимали учащихся от 12 до 20 лет, учились долго и не стеснялись пребывания в одном классе по нескольку лет известно, что были ученики, просидевшие в академии в одном классе по 7 10 лет, а в общей сложности по 20 лет. Впрочем, многих исключали, некоторых с особой торжественностью. Так, например, Даниловского, яко нерадивого и ленивого ученика, выключить, выгнав его из академии в присутствии учеников до ворот метлами. Первыми учителями академии были братья Лихуды греки.

И поэтому греческое влияние было велико, занятия велись на греческом языке, в начале XVIII в. введены учения латинские. Московская академия стала многое заимствовать у Киевской. В XIX в. академия была перемещена из Москвы в Троицкую Лавру, в ней было восстановлено изучение греческого языка, усилено преподавание русского, введены новые предметы, таким образом, академия по праву называлась славяно-греко-латинской. 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука и культура на Руси

Печать времени лежит и на воспитании детей. Оно осуществлялось в разные периоды истории по-разному в нем в те или иные… В широкое понятие среда входили такие более конкретные реалии, как культура, мир народного искусства, особенно устного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Появление письменности и принятие христианства на Руси
Появление письменности и принятие христианства на Руси. Письменность у славян появилась еще до принятия христианства. Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные

Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха
Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха. В упомянутых выше сборниках поучений нередко встречаются статьи о воспитании детей. Так, в Изборнике Святослава помещено

Развитие науки в России
Развитие науки в России. В России начало научной работе было положено правительством Петра I, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву

Российская наука и образование на современном этапе
Российская наука и образование на современном этапе. Что такое наука В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги