рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отображение героической борьбы запорожского казачества в народных думах и песнях

Отображение героической борьбы запорожского казачества в народных думах и песнях - раздел История, Жизнь и быт казаков Отображение Героической Борьбы Запорожского Казачества В Народных Думах И Пес...

Отображение героической борьбы запорожского казачества в народных думах и песнях. Такая уже судьба украинской земли, которая в течение столетий не знала покоя от многочисленных врагов, ее изрывали в клочья и разрушали города и села, порабощая людей.

Украина долго жила без защиты своих границ. Это разрешало нападающим безнаказанно грабить то, что добывалось тяжелой работой. Турки и татары не только опустошали земли, но и уничтожали и гнали в неволю украинский люд, и прежде всего молодежь. Зажурилась Украна,Бо нчим прожити,Витоптала орда кньми,Маленьк дти. Котр молод У полон забратоЯк заняли, тай погналиДо пана, до пана. И погибали невольники по тюрьмам царгородв и умирали от сверхчеловеческих мук на галерах, а чернобровые украинские красавицы становились наложницами в чужеземных гаремах.

И переполнилась чаша народной боли и гнева. На защиту родного края стало запорожское казачество. Этой знаменитой странице украинской истории посвящено много народных дум и песен Псня про Байду, Дума про козака Голоту, Самйло Кшка и прочие. В них казак изображается как мужественный воин, который не боится ни огня, ни меча. ни третьего болота и всегда готов прийти на помощь родной земле Валы и палисады соединялись часовыми, образовывая собственную Сечь крепость.

Из ее бойниц выглядывали жерла пушек и лила казацких самопалов. Укрепление баллы окопаны глубоким рвом. Чтобы сделать крепость недоступной зимой казаки прорубали проруби на Днепре. Когда проруби укрывались тонким льдом, их засыпали снегом. Таким образом, это была ловушка для врага, который, идя по речке к Сечи, неизбежно попадался под лед. По середине Крепости была площадь, которая играла большую роль в жизни Сечи. На площади происходили казацкие советы где решались военные дела. избиралась военная старшина. и т.п Вокруг площади содержались военные учреждения канцелярия, пушечная, составы, мастерские где чинили и изготовляли оружие.

На площади стояли военные литавры и столб на котором наказывали виновных. Дальше сечевую площадь полукругом обступали продолговатые низкие дома шалаши, сделанные из обмазанного глиной плетня и покрытые камышом, в них жили казаки сечевой залоги, а также новоприбывшие беглецы. Происки к Сечи предохранялись дежурными башнями, выставленными далеко в степи.

Казак, стоя на башне, внимательно вглядывался в даль. Заметив врага, он зажигал груду сухой травы или хвороста. припасенных раньше на башне, прыгал на коня, который стоял внизу, и мчался к ближайшему наблюдательному пункту. Пламя и столб дыма, что поднимался к небу, извещали о приближении опасности. Этот сигнал передавался от башни до башни, и быстро все жители узнавали о появлении врага. В месте, где русло Днепра заметно расширялось до 7км и Днепр был усеян огромной количеством, топких больших и малых островков, заросших камышом, многочисленные извилистые проходы между ними представляли собой настоящий лабиринт, опасный для всякого врага.

Здесь в оврагах, врага ждали пушки, там же сновали на лодках казацкие часовые. Весь этот комплекс островов вместе с построенными на них укреплениями получил название Военной Казны. В ней же стояла казацкая флотилия, по рассказам, здесь запорожцы прятали военное сокровище.

Доступ к казне посторонним запрещался. Со временем хозяйство запорожцев значительно расширилось. Увеличилось количество зимовщиков, а также рыбных и других промыслов. Среди казаков были знатоки разных ремесел, необходимых человеку плотники для строительства жилья и лодок, тележники, кузнецы, оружейники, кожемяки, сапожники, портные и прочие. Они хорошо изготовляли селитры, которой очень много на этих землях, и делали из нее замечательный пушечный порох. Все они хорошо обрабатывали землю, сеяли, жали, готовили всяческие кушанья, варили пиво, хмельной мед, браги и т.п Не было среди них ни одного, независимо от возраста или положения кто бы не хотел превзойти своего товарища в умении пить и гулять.

Вообще, следует признать, что все они знали толк в многих ремеслах, хотя одни лучше в какой-то специальности, чем другие случались и те, которые имели более обширные знания чем масса. Одним словом все они довольно сообразительные, но именно в тех делах, которые считают для себя полезными и необходимыми.

Оживление хозяйственной деятельности привело к усилению неравности среди казаков. Зажиточные казаки, которые крепко осели в своих зимовках и на промыслах, широко использовали работу беглецов, которые искали у казаков спасения, тем самым пополняли бедноты. О бедности запорожской голоты говорят также многочисленные народные поговорки и пословицы, например Казак - душа правдивая - рубашки нет, Сидит казак на стерни да и штаны латает, стерня его в спину колет, а он штаны латает, и прочие.

Тем не менее, во время успешного похода на его судьбу выпадала разная добыча, статистически казачество считало лучшим занятием для себя хозяйственную деятельность и стало нанимать бедняков вместо себя в военные походи. Зажиточные казаки облачались в дорогие жупаны с красного и синего сукна, что застегивались к подбородку, в кунтуши с открытыми рукавами, украшенные золотыми или серебряными пуговицами, в широкие шаровары красного или синего цвета. Жупан подпоясывался длинным шлковым поясом, который несколько раз обматывался вокруг пояса. На голове носили суконную шапку с длинным вислым верхом с кистью на конце, обшитым дорогим мехом, или барашковую шапку, суконный верх, который был украшен золотым или серебряный позументом.

Обувались казаки в красные сапянц, часто подбитые серебряными подковами. Все казаки за обычаем, брили бороду и голову, оставляя длинные вислые усы и чуб, который спускался из маковки головы на левую сторону и часто наматывался на ухо. Оружие казаков состояло из самопалов ружей разного калибра и вида, с кремневым замком, а также из пистолей.

Из холодного оружия обязательной спутницей казака была широко известная казацкая сабля. Она привязывала к поясу с левой стороны двумя узкими поясами. Это свое непременное оружие казаки ласково звали саблей-сестрицей, мамочкой рдненькою и т.п Распространены были также боевые ножи, запоясники кинжали, келепи род боевого молотка или чеканы - длинные копья с металлическими наконечниками, ощепи копья для стягивания всадника из коня и прочие.

Копья имели еще и другое назначение у запорожцев ими пользовались при переходе через топь в этом случае одни копья составляли на землю в два ряда вдоль, а другие в несколько рядов поперек в виде решетки на таких гратах делали примостку из того, что было вблизи. Такими боевым приспособлениям, как что лом, панцирь, латы, которые были распространены в войске того времени, казаки почти не пользовались. Порох и шара запорожцы носили в ладанках кожаная котомка, которые вешали накрест на груди.

Запорожским казаком считался каждый, кто по прибытию к Сечи вписывался в военный список. Еще было условие принадлежности к православию, кто не принадлежал то его заставляли принять православие. Вместе с плетень запорожцы, хотя и выступали заступниками православия, были известные своим вольнодумством. Обращались к популярной на Запорожье песне Славн хлопц-запорожцВк звикували попа не видалиЯк забачили тай у пол цапа,Отаман Оце, братц, пп. ппОсавул каже Ще я й пригощавсяСлавн хлопц-запорожц Вк звикували попа не видалиЯк забачили тай у пол скирту,Отаман каже Ото, братц, церква. Осавул каже Я в нй сповдався.

В этой же песне в шутливом тоне говорится о так называемом безбрачии запорожцев Славн хлопц-запорожцВк звшкували двки не видалиЯк забачили на болот чаплю,Отаман каже Ото, братц, двка. Осавул каже Ще я й женихавсяА кощовий каже Ще я й повнчався В самом деле, безбрачие было частым явлением на Запорожье.

Беднота, что представляла заметную часть казачества, не могла иметь семьи из-за своего положения. И вдобавок надо прибавить полное ежедневной опасности жизни на Запорожье в непосредственном соседстве с врагами. Из-за этого женщинам по обычаям, входить в Сечь было запрещено. Тем не менее, зажиточные казаки, а позднее и бедные, часто имели семьи. Они жили в запорожских слободах и на волости. Каждый принятый в казаки приписывался к определенному куреню. Число шалашей увеличивалось вместе с увеличением запорожского казачества.

Названия некоторых шалашей дают основание предположить, что они сначала объединяли людей из определенной местности - земляков. Шалашом звалось не только помещение, в котором жили казаки. Шалаши были вместе с тем и военными единицами, из которых составлялось запорожское общество. Будучи членом запорожского общества, казак обязывался отбывать поочередно военную службу. Главным местом отбытия службы была Сечь. Казак должен был появиться сюда по первому приказу шалашного атамана.

Одна часть казаков отбывала службу в сечевой железе, другая - исполняла дежурные обязанности в степи, на службе в военной Флотилии, артиллерии и т.п. К службе казак должен прибить с собственным оружием, одеждой и продовольствиями. Иногда случалось, что казаки вместо себя на службу посылали намников. Главная власть на Запорожье принадлежала войсковой раде. Она созывалась для решения важнейших вопросов, в частности об участии в войне, объем и характер повинностей, избрание кошевого военной старшины.

Право участия в раде имели все без исключения казаки. Созывая казаков на совет, главные били в военные литавры, или выстрелами из пушек. Собравшись на площади, казаки становились в круг. Те, кому не хватало места, вылезали на крыши шалашей, на волы. Военный есаул выносил военные клейноды, флаг и бунчук и ставил их посреди круга. После этого в праздничной одежде на площадь выходила военная старшина. Кошевой атаман держал в руке булаву, суд-военную печать, писарь - большая серебряная чернильница.

Старшина становилась под бунчуком, снимала шапки и кланялась обществу на все четыре стороны. Кошевой объявлял дело, которое надо было решить, и совет начинался. Когда совет требовал переизбрания старшины клали на землю свои шапки и обозначения власти и благодаря за выявленное прежде доверие, побросали круг. Те, кого избирали, за обычаем дважды отказывались от обозначений власти и принимали их только после третьего приглашения. При этом новоизбранному кошевому атаману казаки здесь же клали на главу землю, которую горстями брали просто с под ног, хотя бы и грязь к тому времени случилась.

Так избиралась высшая, т.е. военная старшина - кошевой атаман, который был главой войска, судья писарь и есаулы, помощники атамана в войсковых делах. Шалашные атаманы избирались не на военных, а на шалашных советах. Военный совет часто не отыгрывал решающей роли в жизни казаков. Тяжелые условия жизни, постоянная военная опасность выработали у запорожцев высокие моральные и физические черты стремление свободы, мужество, стойкость, храбрость, выносливость, ловкость, изобретательность.

Современник Боплан писал Они сообразительные и проникновенные, остроумные и чрезвычайно щедрые, не побиваются за большим богатством, зато очень любят свободу, без которой не представляют себе жизнь. Казаки, -продолжает он все высокие, отмечаются чрезвычайной силой и здоровьем, они редко умирают от болезни, разве в глубокой старости, большинство кончает жизнь на поле битвы.

Казаки легко терпели голод и жажду, жару и холод. Они могли длительное время находиться под водой, держа во рту камышинку. и т.п. Пол время походов казаки потребляли только сухари и соло-маха варево из муки или пшена. Употребление спиртных напитков во время походов считалось незаурядным преступлением. Казаки отмечались трезвостью во время походов и на войне, а когда обнаружится между ними в походе какой-либо пьяный, атаман сразу же приказывал выбросить его в море. В постоянной борьбе с врагами казаки создали самобытное военное искусство. Они были выносливыми пехотинцами, точными стрельцами, проворными всадниками, смелыми мореплавателями.

Казаки, пехотинцы преимущественно, отмечались большим мастерством при строительстве полевых укреплений. Для этого они кроме оружия, брали на войну топора, лопаты, бечевки, и т.п. Запорожские казаки сделали ценный взнос не только военное дело, а и в другие сферы культуры Украины. Ими созданы выдающиеся произведения художественного слова, в частности думы и песни. В одной из дум рассказывается о том, как несчастные невольники в страшных муках Угору руки пдймали. Кайданами забрязчали Кайдани залзом ноги повривали. Сирая сириця до жовто костТло козацьке продала В конце XVI столетие некоторые государства начали признавать значение казачества, как военной и политической организации.

Запорожская Сечь заявила себя свободным государством. Сам запорожский казак для украинского народа стал эталоном наилучших человеческих качеств, выразителем национального духа. Непримиримость казачества к поработителям, его героизм будили и поддерживали в народе надежду на освобождение, зажигали следующие поколения на борьбу за лучшую судьбу.

И сегодня, во время нового национального возрождения, история запорожского казачества вдохновляет современных борцов продолжать соревнование за свободную суверенную Украину. Правительство Гетман имел титул ясновельможий. Избирал его весь народ рады и он был заместителем народа Украинского, его содержателем и военным начальником.

Он должен был делать то, что велит народ, который посоветует Генеральный совет. Во всяких мелких делах он тоже должен был совещаться и с генеральной старшиной, которая била его постоянным советом. Гетман выдавал всему народу универсалы - указы свои. Он же имел большое право - раздавать земли, вся земля тогда была казацкая военная, но главой всего войска казацкого был гетман, то он и имел право раздавать землю, кому хотел, и давать из своей канцелярии универсалы грамоты на то, кому земля дается.

Кроме власти военной и административной относительно порядка всякого, Гетман имел еще силу над финансами - он имел право собирать налоги. Наибольший доход был не с налогов, а из торговли и из промыслов или ремесел. Все те деньги шли и военную казну. В кругу Гетмана был немало членов правительства - Генеральная старшина. В Генеральной старшине, с титулом Вельможных, были Генеральный обозный, по настоящему начальник Штаба. Он заведовал всей арматою артиллерией военной, городового и крепостной. Дальше шл Генеральный войсковой - писарь то, что теперь говорят канцлер.

Он имел наибольшую силу на рад старшин он был начальником Генеральной канцелярии, в которой были старшие и младшие канцеляристы. Знаком власти писаря была печать и чернильница чорнилиця. Генеральные судьи двое. Они поочередно за председателей в Генеральном суде. Это был высочайший суд на Украине, и на него подавать апелляции нельзя было. Генеральный Подскарбий министр финансов.

Заведовал он Генеральной казной и казной канцелярией и отслеживал все прибыль и расход государственный. Полковников выбирал весь полк. Клейноды полковничьи похожие с гетманскими хоругов, бунчук и вместо булавы, пернач это тоже булава, только не круглая, а из листков какого-нибудь металла. Пернач носил полковник всегда с собой на войне и дома, когда выходил куда-нибудь, как полковник. Кроме того, у каждого полковника были еще небольшие перначи железные или медные их давал он, вместо паспорта, тем людям, которым поручал какое-то дело. Полковой обозный заведовал полковой арматою и пушкарями.

Полковой судья - заведовал судебными делами полкового суда. Полковой хорунжий носил полковую хоругов. Полковой есаул - их било по двое в полку. Полковой канцелярист их было 10-16 человек у полка. Каждый полк делился на сотни словно на уезды в полках было их не одинаково 10-12, а временами 20-24. Сотник был старший в сотне заведовал всеми делами своей сотни.

Сотников было столько в полке, сколько было сотен. Атаман сотенный второй после сотника, словно бы полицейский в сотенном городе. Есаул сотенный третий после сотника. Хорунжий сотенный - одинаковый с есаулом. Писарь сотенный - заведовал сотенной канцелярией. И еще были Военные, товарищи они занимали низшее правительство в сотне. Вот какие должности были в войске казацкому на Украине. Казаки не терпели предателей и воров. Как попадет им в руки какой вор, то суд ему короткий был. За кражу платил тот шалаш, к которому принадлежал вор, а за грабеж наказывали смертью.

Было четыре наказания Первое наказание - виселица. Стояли те виселицы в каждой планки, на перекрстках и по большим путям. Осужденного было подвезут верхи пол виселицу, набросят ему на шею петлю да и хлестнут коня нагайкой, он выскочит, а осужденный и повиснет. Вешали и кверху ногами, и за ребро крюком, то он так и мотается на виселице, пока кости его не по рассыпаются в пример и на страх другим и уже никто трупа его снять не посмеет, так как за это тоже смертное наказание.

Второе наказание - острая свая. деревянный столб в высоту два сажени, а наверх того столба железное копье в два аршина длиной. Осужденного на то копье насадят так, что оно воткнтся ему аж в затылок, на пол-аршина выше головы и сидит тот труп на копье до тех пор, пока искоренится, как та вяленая рыба так что как повеет ветер, то кости крутят и тарахтят, будто тот клинок, пока не попадают на землю. Третье наказание - кии запорожские, будто бичи для цепов, из дубины или из твердого дерева.

Осужденного прикуют к столбу на площади, наставят возле него в мисках водки, меда, пива, браги, и принесут несколько охапок киев, да и положат возле столба. Накормят и угостят осужденного, а там дадут отведать и киев. Кто не идет - выпьет корячок водки или пива и начинает тыкать осужденного кием и приговаривает - Вот тебе, сучому сыну, чтобы знал, как красть и разбивать. так как и все курене за тебя, вора, платим Так он и стоть прикован к столбу, пока его к смерти не забьют.

Четвертое наказание - ссылка в Сибирь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь и быт казаков

Каждый человек имеет свою мысль, а точнее имеет право на свою собственную мысль и ее нужно уважать. Относительно меня, то я думаю, что именно в XX… По моему мнению это, безусловно. Что же касается культуры, то я готова… Историческая справка Термин казак впервые упоминается в источнике XIII ст начальной монгольской хронике 1240 г. и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отображение героической борьбы запорожского казачества в народных думах и песнях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историческая справка
Историческая справка. Термин казак впервые упоминается в источнике XIII ст начальной монгольской хронике 1240 г. и походит из тюркских языков, откуда заимствованный монгольской и татарской. Означае

Как запорожцы давали фамилии
Как запорожцы давали фамилии. Наши запорожцы были народ веслий, свободный любили шутки, и смех, едва было подстерегут что-нибудь особое в мужчине или тот что-нибудь такое сделает не к стати, то сей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги