Как запорожцы давали фамилии

Как запорожцы давали фамилии. Наши запорожцы были народ веслий, свободный любили шутки, и смех, едва было подстерегут что-нибудь особое в мужчине или тот что-нибудь такое сделает не к стати, то сейчас ему и фамилию приложат. Сожжет шалаш - вот он уже и Поджигатель непроворный - Черепаха, малого на смех прозовут - Махина, а здоровенного - Малюта. мене прозвали Коржем от з чого раз повертався з товаришами з Нових Кодакв у кш прожджаючи бля могили Чортомлик. недалеко вд коша, де теперички Покровська слобода, схотлося нам з не глянути на кш. От ми й зйшли по протоптанй стежц на самий верх, а могила була дуже висока крута.

Наглядвшись, стали сходить по стежц, а я з молоду був дуже швидкий митнувся навпростець, як посковзнусь трава, бач, присохла, так слизька -та так як прослався, зверху аж до самого низи скотився боком, мов той корж от мене товариш прозвали Коржем. Прихавши, розказали козакам хрещеному батьков, так вн каже Та нехай буде й Корж. Що ти будеш, сину, робить, коли ТУТ така поведенця Терпи, хлопче, будеш козаком, а з козака зробишся й отаманом з посмху люди бувають Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. На Запорожской Сечи спасались от крепостничества и преследование люди разных наций.

Беглецы носили креститься в православную веру. Атеистические взгляды тоже существовали, но представляли исключение.

Даже богоборческие идеи нередко одевались в религиозное одеяние. Религия в те времена сопровождала человека на каждом шаге. Церковь освящала все важнейшие этапы е жизнь и деятельности. Рождение - крещение, свадьба, венчание, умирает человек - причащается у святоши, а потом -церковная служба погребения. Молебном освящались начало или конец трудовых процессов, выдающиеся политические события, выступление казаков на войну. Первыми букварями были часословы и другие религиозные книжки.

Посещая ежедневно церковь, человек получал моральные установки, удовлетворяла свои эстетичные и духовные нужды. А религиозные праздники, а именно Рождество Христово или праздник Пасха -сопровождались замечательными обрядами, духовным очищением. Религия давала человеку моральный кодекс. Оставим пока злоупотребление, изуверства и безобразия, которых немало знает история церкви. В идеале христианская религия, главными постулатами, какой является любовь к ближнему и милосердию, бесспорно, гуманизировала человека в те жестокие времена кровавых войн. Итак, религией был перенятый весь внутренний и внешний мир человека прошлых столетий.

Искусство базировалось на религиозных идеях и темах. И это были общечеловеческие ценности. Наивеличайшими произведениями архитектуры были храмы. А древнерусское искусство, украинская и русская иконопись - это народное искусство. Освободительное движение, которое развернулось на Украине с особой силой после принятия Брестской церковной унии в 1596 г казацко-селянськие восстания конца XVI, первой половины XVII ст. да и освободительная война украинского народа 1648-1654 гг. среди главных призывов имели лозунг борьбы за веру. Лозунг 3а веру было поднятое и на казацкие знамена. Вооруженную борьбу против врагов Отчизны казачество объединяло с активной позицией в политической жизни украинского общества.

Поскольку политика тоже развивалась преимущественно в религиозных, церковных формах, то и казачество втягивалось в церковные дела, выступало на защиту православной веры, наций, противостояло польско-шляхетской оккупации, католической церкви.

К середине XVII ст. Запорожская Сечь, е духовенство, ее церковь принадлежали киевскому митрополиту, через него признавали верховное главенство вселенского иерусалимского патриарха. Во второй половине XVII ст когда Украина вошла в состав России на правах автономии с властью выбранного гетмана во главе. Запорожская Сечь пользовалась автономией даже по отношению и к гетманскому правительству.

Важными чертами запорожской церкви были автономность и демократичность автономность от царизма, который старался наступать на автономию Украины вообще и Сечи в частности, автономность от высшей русской церковной иерархии. Запорожское духовенство со середины XVII ст. не подлежало киевскому митрополиту. По этой причине запорожцам очень милый был Межигирский Спаса - Преображенский монастырь. Он имел право ставропигии, т.е. находился в непосредственной зависимости от патриарха, был изъят из ведомства синода и киевского митрополита. Это давало возможность Запорожской Сечи сделать свою церковь независимой от митрополии, поскольку патриарх был далеко, то независимой вообще.

Киевские митрополиты не раз покушались подчинить запорожскую церковь своей кафедре. Запорожская Сечь вместе с игуменом Межигирского монастыря боролись против этих попыток Не будет церковь божья запорожская отлученная от монастыря Межигирского общежительного, пока будет течь вода в Днепре, и стоять Войско Запорожское на земле.

Подлежа московскому патриарху номинальное запорожская церковь была в безусловном ведении лишь одного запорожского кошу - правительства Сечи, который поставил на е лбе начальника запорожских храмов Владимира Сокальського. Восстановление запорожской церкви удостоверяют имеющиеся в архиве многочисленные документы копии из актов Межигирского монастыря на автономию Запорожской церкви, соглашения коша с монастырем, их систематическая переписка. Приход монастыря оказывалась в том, что он давал на Сечь священнический.

Спрашивали из них на Сечи очень сурово, отсылая немедленно к монастырю за меньше всего нарушение установленных предписаний, и основные требования были такие чтобы проповеди читали не из бумажки, и лишь на украинском языке. Непременным условием были красноречивость, красивый голос -особенно для дьяконов, трезвость. Начальник запорожских церквей должен был каждого недеятельного и праздничного дня читать проповеди наизусть искренней на украинском языке.

А вообще богослужение у запорожских казаков выполнялись каждый день и непременно. Все духовенство, которое ссылалось из Межигирского монастыря на Запорожье, кроме монахов, которые ссылались до Самарского монастыря, и могло остаться там только год - из сентября к сентябрю. Казаки не хотели, чтобы те пускали корни на Сечи. Исключение делалось лишь с военное и ласки - т.е. когда священник очень уже полюбился запорожцам. Духовные лица не имели правительственной власти, не отваживались вмешиваться в мирские дела - за исключением заступничества при публичных наказаниях за незначительные вины. Они были обязаны приносить присягу на верность кошу. В Сечь, как правило, присылали неженатых священников, хотя в некоторых областях Запорожской Сечи -были и женатые.

Последнее слово в решении важных церковных дел било за кошем, а важнейшие дела решали на радах. Решение коша и совета относилось выше за распоряжение киевского митрополита и права межигирского архимандрита.

На рады избирали и священников от запорожских общин, а также утверждали священников, присланных из монастыря. Вопрос о строительстве церкви на Запорожье решалось также на общевойсковом совете. Запорожцы сооружали на собственное средство церкви и другие здания в монастыре и вне его границ, посылали в монастырь телеги рыбы, соли, меха, вина, скота, породистых коней. Некоторые запорожцы после бушующей жизни, военных походов и приключений заканчивали свои дни в стенах монастыря.

Тягчайшим периодом для запорожской церкви были 1709-1734 гг. а 1709 г. по приказу Петра вместе из Чортомлицкою Сечью была разрушенная и церковь. Казаки захватили с собой производные церкви, спустились ниже Днепром и основали Каиянську Сечь, но и оттуда царские власти их выгнали. Запорожцы пошли еще ниже и расположились лагерем в Олешках, но это было тогда владение крымского хана, и казакам, вынужденным терпеть врага, пришлось там очень тяжело. И вопреки всему запорожцы и здесь установили связь с афонским духовенством и царегральскии с константинопольским патриархом. нашли возможность обмениваться подарками, получали священников, принимали в дар золототканые ризы и чудесной работы аналой из арабского дерева с инструкциями за пересказами, этот аналой раньше принадлежал знаменитому проповедники IV ст. Иоанну Златоусту.

После разрушения Сечи он сохранялся у Никопольской церкви, сейчас сведений об аналое нет. Усиленное развитие церквей на Запорожье связанный с последней, так называемой Новой, или Подпольненской Сечью, которая существовала 1734 1775 гг. С восстановлением запорожской столицы Сечи в 1754 г. под руководством иеромонаха Павла Маркевича, бывшего архимандрита Киево-Межигорского монастыря, сечевые пастери возвели церковь Покровы в Сечи и привели в порядок огромный Самарский монастырь, который играл выдающуюся роль. Кроме всего, он был Крепостью, имел каменную колокольню с амбразурами.

При церквях открыли школы. После 1766 г. и до конца существования Запорожской Сечи в пределах Вольностей Войска Запорожского начислялось 44 церкви, 13 часовен. 2 скита, одна молитвенная икона - в 53 поселениях и урочищах.

Церкви на Запорожье были деревянные, собирались со временем деревянные церкви заменить на каменные, хотели соорудить храм из мрамора и тесанного камня, собранный на руинах мечетей в татарских городах. Разрушение Сечи в 1775 г. воспрепятствовало осуществлению этих планов. Была еще одна особенность на Сечи - производные церкви.

Делались они из грубого полотна и кленки и напоминали палатки. Запорожцы возили их с собой у походы, устанавливали близ сторожевых постов бекетв. Например, Михайловскую производную церковь устроили в Старике Кодаку для берегового караула запорожцев, которые вместе с тем были и лоцманами. Устанавливали их в тех местах, где занимались промыслами, где отаборились многочисленные группы казаков. Именно в производной церкви на Никитиному Розе, между прочим, отслужили молебенные, когда Богдана Хмельницкого избрали гетманом - господином на рады в Сечи и когда он во главе отряда пошл на первую освободительную битву украинского народа под Желтыми Водам. Они были писании лучшими византийскими и украинскими художниками, ризы были кованы золотом, книги обложены массивным серебром с ценным камнем роскошная церковная начинка большие серебряные напрестольные фонари-подсвечники, кипарису с резьбой, а также серебряные позолоченные ярости, серебряные лампады, пятьдесят серебряных позолоченных корон украшали интерьер церкви много рядов бриллиантов, кораллов, изделия из янтаря, сотни золотых червонцев и полотняных, гапнованих золотом и серебром напрестольных уборов, воздухи, аналойные покровы, священные одеяние из парчи, штофа и других ценных тканей, 120 старопечатных книг и других печатных книг, много медной и оловянной посуды.

Старшина наиболее уважительные деды размещались в храме в особенных местах - за резными балконами, замечательной работы, выкрашенными ярко-зеленой краской. Они стояли с обеих сторон возле стены.

Богослужение в запорожских церквях, прежде всего в сечевой, отправлялись каждый день. Удерживали хор певчих старшего и младшего возраста.

Имена убитых казаков высокомерничали, и синодик или вписывались на особой табличке в виде продолговатой лопатки дьякон е держал перед собой, зачитывая по ней перед престолом имена. Найуважаемые святые и праздники и казаков били свои. Церковним праздником на Запорожской Сечи был праздник Покровы - 1 октября новый стиль - 14 октября На всех Сечах была церковь Покровы, 1 она считалась главной.

Под покровом Богоматери запорожцы не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии, ни морской бури. Пользовались популярностью церкви Николая, защитника всех тех, кто плавает, странствует. небесного воина Михаила, а также Андрея Первозванного, как первого вестителя в приднепровских краях христианской веры. Запорожская Сечь хорошо обеспечивала своих священников и монахов. Духовенству разрешалось брать награду за отправление так называемых таинств и разных треб, но делать это можно было только за установленной -мерой от копейки до одного - четырех карбованцев.

Злоупотреблением решительно ложился край, вымогательства преследовались. В 1766 г. на общевойсковом совете было узаконенное определенное жалованье за отправление священнодействий, и выполнение разного рода требований определено было выдавать роковщину или ругу на благоустройство церквей и удержание духовенства. На Сечи старшина строила много церквей.

Церковь того времени была не просто культовым учреждением, а духовным центром для всех людей, церковь собирала вокруг себя и бедноту. Вслед за казацкой старшиной, собрав средства, строили церкви и мещани, и крестьяне, жертвуя их и настоящим, и грядущим поколением. Такое строительство велось и далеко за пределами Сечи. Калнышевський выстроил каменную церковь в Межигирском монастыре, две деревянные церкви в Ромни, а также в Пустовийтивце, где родился, и в своем зимовщике - Петрикивцы.

Церковь святой Покровы, построенная на заказ и под надзором последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, была самым выдающемся сооружением Полтавщины 30 метров в высоту. Над главной дверью церкви была вырезанная надпись Сооружн храм сей во имя Покрова Богоматери коштом со старанием войскозапорожского кошевого благородного господина Петра Калнышевского, Давида Черного. Эту церковь строили шесть лет 1784 1770 мастера плотнического цеха городка Смилого, священником церкви брата Петра Калнышевского - Семен. Военный судья Василий Тимофеевич выстроил на собственные средства получил церкви Пантелеймона в Киеве, на Подолье.

Такая традиция была массовой многочисленные пожертвования, дары с ценными вещами, книгами составляли запорожские казаки. Не только у церкви на Запорожье, а и направлялись в Межигирский монастырь. Делалось это и в далеком Афоне, и в Иерусалиме - посещая эти места, запорожские казаки тоже строили и потом удерживали храмы.

Итак, во время, когда казалось, что православие вот-вот упадет окончательно, на помощь ему пришла огромная сила украинского общества - казачество Запорожские казаки жили на богатых землях глубокие черноземы, просторные пастбища, луга, балки, мелколесье. Эти земли привлекали к себе украинцев-землеробов. И хотя подавляющее большинство казаков занимались военным делом, принимала участие в сухопутных и персидских походах, на Запорожье была целая группа казаков, которые носили название силнями, или хлебопашцами.

Они жили по зимовщикам, селам и занимались хлебопашеством. Землю выбирали возле речки, по склонам балок и в долинах. Запорожцы сияли гречку, ячмень, овес и горох, реже - рожь и пшеницу. Зерно сохраняли в специально выкопанных ямах-погребах. Стенки и дно погребов обмазывали редкой глиной, просушивали и хорошо выжигали. Из овоща запорожцы выращивали капусту, огурцы, арбузы, дини, редьку, свеклы, кукурузу, лук, чеснок, тыквы, табак и т. д. Самой важной областью запорожского хозяйства было скотоводство.

Запорожцы разводили коней, большой рогатый скот, свиней, знали и овцеводство. Для рыбного промысла на Днепре, Южном Буге с их лиманами, селезенками, озерами и на Азовском море были устроенные специальные заводы с шалашами для проживания зимой. Известнейшим из них был Гард на Южном Буге. Просоленную и вяленую рыбу запорожские промышленники продавали приезжий украинцам, польским чумакам, греческим, армянским и турецким купцам. Значительной промышленной областью была охота.

Охотились главным образом на лисицу, мех которой чрезвычайно высоко ценился. Занимались также птицеловством и пчловодством. Из меда запорожцы готовили напитки, а из воска делали свечки для сечовой церкви, а также для монастырских и приходских церквей. С историей казацких времен связывают и чумацкий солный путь, который вел с района Хаджибейских озер около современной Одессы и из Крыма в центральные районы нашего государства. Этот солный торговый путь использовался еще во времена Киевского Движения.

В ХV-ХV ст. и позднее торговлю солью велели чумаки. Исторические источники связывают чумачество с казаками, которые жили близ соляных озер, были хорошо вооруженные и могли развивать чумацкий промысел в условиях беспрерывной борьбы с турецко-татарской агрессией. На промысел чумаки ездили воланы, запряженными в телеги и валке было от 10 до 150 телег. Чумаки сами добывали и грузили соль. Нередко им приходилось с оружием в руках отбиваться от татар. Из исторических источников известно, что чумаковали не только рядовые казаки, а и сотники, военные товарищи.

В Запорожской Сечи жили разные мастера котельщики, пушкари, кузнецы, слесари, сапожники, портные. Проживая в предместье Сечи, они были приписаны к шалашам, как и другие казаки. За пределами Сечи жили скорняки и кузнецы. Знали казаки и торговлю с другими государствами. Этому оказывало содействие удобное географическое положение Сечи. Казаки владели землями вдоль Днепра с его широким и глубоким лиманом. Пользуясь днепровским водным путем, эту вел к Черному морю. Царь-города и дальше восточнее, казаки держали в своих руках важные направления торговли Польши, Литвы, Украины и Южной России ХV-ХЧ ст. Запорожские казаки укладывали торговые соглашения с иностранцами.

Средствами продвижения торговцев водой служили лодки чайки или галеры, сухопутными путями - маж или паровиц. Это были. по сути большие чумацкие телеги, а также палубные -такие же телеги, но покрытые сверху вол ненастья, запряженные парой волов.

Пользуясь водными путями, запорожцы торговали с турками и татарами, а также с народами Кавказа и Закавказье. Главными центрами этой торговли были Сечь, Очаков, Царьгород. Казаки вывозили к Турции меха, кожи, шерсть, железо, полотно, конопля, канат, живых овец, коровье масло и конопляное масло, рыбу, икру, пшеницу и т.п Часть из названных товаров шла через Сечь с Центральной Украины, Польши и России. Из Турции на Запорожье ввозили оружие, лошадиные доспехи, свинец, сукно, сафьян, селезенки, ножи, бритвы, стекло, шлковые ткани, вино, лимонный сок, изюм, кофе, орехи.

Сухопутная торговля велась с Крымом, Польшей, Литвой, Центральной Украиной и Россией. Главными местами торговли запорожцев с татарами были Сечь. Перекоп, Кафа и Козел. Из Запорожье вывозили меха, полотно, кожи, железо, оружие, коровье масло, табак и хлеб. Из Крыма у Запорожье ввозили сафьян, сафьяновая обувь, шлковые ткани, грецкие орехи, красное вино, соль. Поляки вели торговлю и непосредственно с запорожцами или при посредничестве запорожцев с турками и крымчаками.

Главными центрами польско-запорожской торговли были Умань, Лисянка, и т. д. Запорожцы торговали с Польшей конями скотиной, воском, салом, мехами и другими товарами. Торговые фуры из России и Центральной Украины шли из Запорожье суходолом, а часть товаров доставляли лодками по Днепру к Сечи. На украинском рынке ХV-ХV ст. находились в обращении монеты многих стран, среди которых были не только наши соседи.

Целиком поняло, то украинские казаки, ведя интенсивную торговлю, имели дело с монетами разных государств. На XVII ст. в них преобладали монеты Речи Посполитой и России. Источниками прибылей низового Войска Запорожского были военная добыча, а также торговля продажа вина, жалованье от перевозов, налог и в конце концов, польское королевское или русское царское хлебное и денежное жалование. Важным источником прибылей казаков было также мостовое -жалованье из проезжих за перевозку через реки, речки и рукава запорожских вольностей.

Ее прибыли запорожские казаки использовали преимущественно на общественные цели купля боеприпасов, продовольствия, устройство перевозов, удержание духовенства и военной старшины. сооружение лодок. Но часть военных прибылей поступала в отдельным лицам. Итак, не исключалась и частная собственность. Конь, оружие, разные здания, заработанные деньги, часть добычи и денежное жалование, бесспорно, представляли личную собственность каждого запорожского казака.

Интересный вопрос и о распространении грамотности среди казаков. Из исторических документов известно, что просвещенные люди высоко ценились в Запорожье. Там были и свои ячейки образования сечевые, монастырские и церковно-приходские школы. Известная, в частности, и роль писаря и его помощника подписаря. которые вели переписку от лица Сечи с членами правительства России. Речи Посполитой, Турции, Крымского ханства и т.п У запорожских казаков существовали и почтовые учреждения. Архивные документы фиксируют наличие почтового гона в Запорожье из середины XVIII ст. Понятно, что исторические истоки этого дела следует связывать и с предыдущими столетиями.

Как свидетельствуют источники XVIII ст запорожцы имели четыре специальные почтовые гони, которые базировались на территории Сечи на почтовых станциях. Почту и курьеров казаки доставляли из места на место немедленно, почтовых, коней удерживали в полной готовности. За каждый проезд было установлено брать определенное погонное жалованье.

Безвозмездный проезд разрешали только в исключительных случаях. Интересной была сама переписка казаков. Я думаю, что всем известно их письмо к турецкому султану. Для того чтобы понять его смысл, нужно увидеть письмо самого султана. Вот оно Султан Нахмуд IV казакам запорожским. Я - султан, сын Магомета, брат солнца и месяца, потомок и ставленник Бог, властитель царств Македонского, Вавлонського, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, Царь над царями, правитель над правителями, чрезвычайный рыцарь, которого никто не победит, неусыпный охранник гроба Иисуса Христоса, оборонец самого Бога, надежда и утеха мусульман, страж и большой заместитель христиан приказываю вам, запорожские казаки, поклонитесь под мою руки по доброй воле без какого-либо соревнования и меня вашими нападениями не приводить в негодование.

Султан турецкий Махмуд четвертый. Тогдашний гетман Сирко и все сечевое общество вроде как очень смеялись над султанским письмом и на рады составили такой ответ султану Ты шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и самого люцифера секретари. Какой ты у черта рыцарь, когда ты голым телом ежа не убьешь Черт выбрасывает, а твое войско пожирает.

Недостойный ты синел христианских под собой иметь твоего войска мы не боимся, землей и водой будем биться с тобой. Вавилонский ты повар, македонский колесник, иерусалимский пивовар, александрийский козолуп. Большого и Малого Египту свиновод, вирмерская свинья, татарский сагайдак, подолянский злодей, самого аспида, потомок и всего мира и полсвета шут, свиная морда, кобилячий хвост, собака, некрещеная лоб -пусть бы взял тебя черт Так тебе казаки отказали, плюгавый Числа не знаем, так как календаря нет, месяц на небе, год в книжке, а день у нас такой, как и в вас, поцелуй же в нас Кошевой атаман Иван Сирко со всем Кошем Запорожским.

Такого письма, в самом деле, мог составить какой-либо упорный козарлюга, хотя бы и Иван Сирко, а только чтобы такого письма в самом деле было послано султану от запорожцев, то того ни в коем случае не могло бить, так как все исторические документы уверяют нас в потому, что в своей переписке запорожцы всегда были осторожные и вежливые и писали не простым языком.

Как же проходила простая сечевая жизнь Чем занимались казаки Это также неотъемлемая часть их культуры. Так вот, все запорожцы вставали всегда к востоку солнца и шли на речку умываться или купаться. Купались запорожцы не только летом, а и осенью, а кто -так и в зиму. Когда все снова сходились к шалашам, поваре представляли по столам вагани, полные горячей соломами, мука, сваренная с водой и зажаренное на масле, и запорожцы, помолившись Богу, садились к столу и, вытянув из голенища сапога или пояса брал свою ложку, и завтракал.

После завтрака всяк брался за сво дело кто латал свою одежду или сапоги, а кто и шл к Днепру стирать свою рубашку. А рубашка у казака была одна выстирает е в речке, обсушит на солнце да и надевает снова. Другие казаки убирали возле своего оружия облагораживали военные лодки, и немало было и таких, что, побравши из военного косяка своих коней, выезжали за сечевые окопы на герц. Наиболее расположенная к герцам сечевая молодежь.

Молодые казаки вырабатывали на конях разные россказни разогнав коня, становились ногами на кульбаку, подбрасывали кверху шапку и попадали в не шаром из ружья, перепрыгивали конями плетни и тому подобное, а ещ рубились саблями к перщо крови. Смотреть на это выходили из Сечи не все свободные казаки, однако как только завидят, было, у одного из тех, что бились, кровь, то сейчас же бойцов разводили, чтоб временами в запале они друг друга не поубивали.

Тут же за сечевыми окопами часто видавшая разные виды борьбы между запорожцами, а временами и - шалаш на шалаш. Вывод Хотя со времен разрушения Запорожской Сечи на Днепре прошло уже 150 лет, а со времен разрушения последней - Задунайской Сечи уже 100 лет, а упоминания о запорожцах еще живут даже между простым неграмотным народом Украины.

Упоминания те поддерживаются тремя средствами 1 народными думами и песнями, из которых некоторые еще и в наши времена можно услышать от немногих уже по-своему количества украинских слепцов-кобзарей 2 рисунками народной живописи 3 рассказами старых людей. Много всякой бессмыслицы можно услышать теперь о запорожцах, а правдивого очень мало, и по-моему мнению, народные пересказы о них в наши времена уже потеряли свой вес. Не видно и правдивого понимания ведущей идеи жизнь запорожцев и на тех народных рисунках, которые сохранились к нашим временам, так как те картины рисовались, очевидно, не раньше ХV века, во времена уже упадка Запорожья.

Вымирают и переводятся и кобзари, унося на тот мир свои старинные думы, в которых только и отбивается еще ведущая идея жизни запорожцев. И, несмотря на все то, память о козаччине и Войске Запорожском, память о запорожском рыцарстве, которое уже отжило свой возраст, не умирает, теперь вместе с образованием народных масс появились новые, наиболее определенные средства к определению своего прошлого правдивые книжки и музеи, к которым собрано кое-что из того, что оставили по себе запорожцы.

Одним из таких музеев является областной музей имени Поля в Днепропетровске, в котором работой уважаемого историка Запорожье Д. И. Яворницкого собрано довольно много сокровища, которое затрагивает запорожскую жизнь и быт. Кроме того, теперь наши люди все больше и больше стали интересоваться запорожским казачеством. Об этом свидетельствует хотя бы то, что сейчас в Украине существует значительное количество казацких обществ, объединений, которые пользуются большой популярностью, особенно среди молоджи.

Также в последнее время появился новый вид спорта, который базируется на казацком боевом искусстве. Он быстро набирает популярности, не только в Украине. Итак, тяжело не согласиться, что запорожское казачество оставило немалый след в истории нашего края