Строительство Александровского Сада

Строительство Александровского Сада. Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I Благословенного, имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820 г когда еще все в городе жило одним стремлением возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения.

Приступивший к проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую фасадическую часть Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое другое.

Поэтому глубоко символично, что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил мемориальное значение в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года Александровский сад. Примечательно, что даже советская власть, постаравшаяся в 1920-е гг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада он всегда оставался таковым.

За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в сад со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному герою маршалу Г. К. Жукову работа скульптора В. Клыкова.

Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой. В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной площади Александровского сада грот Руины. Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только украшение парка он напоминание Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов от итальянского слова grotto действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особый.

Приглядитесь к крыльям грота, они выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.

Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно археологический вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего Осипа Ивановича Бове. Эта, центральная, часть Верхнего сада во все времена привлекала множество гуляющих, а в самом гроте Руины когда-то играл оркестр неотъемлемый элемент городских садов прежней России.

Для стиля ампир, которым проникнут облик Александровского сада, как и самой послепожарной Москвы, характерно не только увлечение военной эмблематикой, которую мы встречаем и на фасаде грота, и на чугунных воротах. Ампир относит нас к эпохе античности, и именно этим объясняются формы странного сооружения, обычно выкрашенного зеленой краской, возле средней аллеи Верхнего сада, неподалеку от Троицкого моста.

Перед нами вентиляционная отдушина протекающей под землей реки Неглинной, стилизованная в формах античного жертвенника Вот так соединялись утилитарное и декоративное в эпоху классической архитектуры. Зод чие последовательно заботились о том, чтобы все радовало глаз в парке.