Религиозный спор

Религиозный спор. В 1835 г хотя Роберту Оуэну было уже шестьдесят четыре года, он оставался полон сил и желания напряженно трудиться. Его жена умерла в 1831 г. и теперь он жил простой скромной жизнью на маленький доход, получаемый им от своих сыновей, посвящая свое время продвижению своего Нового взгляда на общество.

В 1835-45 гг. появились оуэнити и Рациональная религия, сектанская организация, созданная с целью продвижения идеалов Роберта Оуэна. В 1839 г. оуэнити, поддержанные самим Оуэном, создали экспериментальное сообщество в Куинсвуд в Гэмпшире. Это кооперативное сообщество также распалось по причине чрезмерных масштабов. С молодости Роберт Оуэн нападал на традиционную религию, а его критические памфлеты вызывали энергичное сопротивление со стороны Церкви.

В более поздние годы он продолжал критиковать Церковь и между Оуэном и его последователями, известными под именем социалистов, и епископами и строгими англиканами развилась жесткая конфронтация. Правительство неохотно соглашалось провести расследование, и в результате несколько социалистов были подведены под обвинение в богохульстве. Некоторые социалисты, хотя и не сам Оуэн делали энергичные контрнаступления. Между тем, Роберт Оуэн продолжал выступать с лекциями и писать, опубликовав в 1837 г. Новый Моральный Мир. Последние годы Я сложу свои кости там, откуда я их взял. К 1845 г. Роберт Оуэн был уже старым, хотя и активным человеком.

Он посетил Соединенные Штаты и Францию и продолжал писать, опубликовав в 1857 г. свою автобиографию. Несколько удивительно, что в последние годы он обратился к спиритуализму. В 1858 г хотя очень больной он настаивал на своем участии в проходившем в Ливерпуле конгрессе социальных наук, но он не смог закончить свою речь. Вскоре он отправился в Ньютаун в сопровождении своего верного секретаря Ригби. Он остановился в Беар Хотел и поскольку был очень болен, в Лондон был вызван его старший сын. Оуэн попросил собрать встречу, связанную с реформой школы. Он мирно скончался на следующее утро. Несмотря на протесты, он был предан христианскому погребению и положен, согласно его пожеланию, возле своих родителей на старом церковном кладбище св. Марии. Его могила стала местом паломничества и в 1902 г. Кооперативное объединение соорудило красивую ограду вокруг его могилы.

Жизнь этого замечательного человека не вмещается в голые перечни дат и обрывистые биографические подробности. На его памятнике в Кенсал Грин Семитри Лондон помещена следующая эпитафияОн организовывал школы для детей.

Он добивался сокращения рабочего дня на фабриках для женщин и детей. Он был прогрессивным сторонником более ранних попыток введения системы национального образования.

Он трудился в направлении создания международного третейского суда. Он был одним из первых англичан, учивших людей стремиться к более совершенным социальным условиям путем согласования интересов капитала и труда. Он пожертвовал своей жизнью и огромным успехом ради улучшения своих ближних, давая им образование, уверенность в своих силах и моральные ценности. Его жизнь была освящена любовью к человеку и благородными стремлениями.