рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учения Роберта Оуэна

Учения Роберта Оуэна - раздел История, Биография и деятельность Роберта Оуэна Учения Роберта Оуэна. Среди Всех Социалистов Роберт Оуэн Представляется Чрезв...

Учения Роберта Оуэна. Среди всех социалистов Роберт Оуэн представляется чрезвычайно оригинальной и даже единственной фигурой. Где можно было бы найти другого такого же человека, который, как он, был бы крупным фабрикантом businessman и одним из князей индустрии своего времени И социализм Оуэна был не простой филантропией доброго хозяина.

Правда, он не был социалистом-революционером он отказался принять участие в чартистском движении, которое ныне показалось бы весьма безобидным. Он никогда не намечал целью рабочих экспроприацию капиталистов, он пропагандировал идею создания новых капиталов, и еще ныне в этом заключается разница между кооператистской и коллективистской программами.

Тем не менее он был социалистом в истинном смысле этого слова и даже коммунистом. Он даже, вероятно, первым водрузил имя социализма как знамя3. С другой стороны, хотя он был большим охотником до построения утопических общин, скоро угасавших, однако вместе с тем он не переставал быть инициатором бесчисленных реформ и учреждений самого практического характера, которые после него расширились и выросли это так называемые патрональные учреждения.

Действительно, хотя Мы поместили его среди ассоциационистов, однако не следует думать, что ассоциация была у него единственным средством разрешения социального вопроса. По правде сказать, он делал понемногу попытки со всеми средствами. Он начал с патрональных учреждений. На его фабрике в Нью-Ланарке были уже осуществлены почти все те институты, которые впоследствии будут фигурировать в социальных отделах выставок рабочие жилища с садиками, столовые, фабрично-заводские лавки, сберегательные кассы и т.д. Кроме того, он на полвека предупредил фабричное законодательство 1 понизив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов 2 отказавшись пользоваться трудом детей в возрасте ниже 10 лет и создав для них школы, которые впервые были абсолютно светскими 3 уничтожив штрафы, которые были тогда весьма обычны4. Но видя, что ни его пример, ни даже его промышленный успех не могут сделать хозяев приверженцами его идей, он попытался привлечь на свою сторону правительства - сначала правительство своей страны, а затем и иностранные - и таким образом на основании закона получить те самые реформы, которые он хотел бы иметь от доброй воли правящих классов.

Раньше лорда Шефтсбери он начал кампанию за ограничение труда детей на фабриках и способствовал принятию закона 1819 г который установил девятилетний возраст для детей, работающих на фабриках Оуэн же требовал десяти лет. Обескураженный тем, что ему удалось так мало получить с этой стороны, и констатировав немощь этих двух сил, хозяев и государства, служить социальному прогрессу, он обратился к третьей силе - ассоциации.

На нее он возложил создание новой среды для разрешения социальной проблемы.

Создание социальной среды Создание социальной среды - основная идея Оуэна, которая руководит им во всех его разнообразных попытках и осуществления этой идеи он ждал то от хозяев, то от государства, то, наконец, от кооперации.

В этом смысле можно сказать, что Оуэн был отцом того, что социологи ныне называют этиологией, т.е. приспособлением и подчинением человека среде. Его теория играет в экономическом строе такую же роль, какую теория Ламарка играет в строе биологическом видоизменение организмов под влиянием, оказываемым средой на органы. Человек по природе своей не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. Если в настоящее время человек плох, то это случилось потому, что экономический и общественный строй отвратителен.

Но следует отметить, что Оуэн, по-видимому, не придавал никакого значения естественной среде, которая в других школах, например в школе Ле Плея, составит существенный фактор. Он видит только социальную среду, созданную или воспитанием, или законодательством, или обдуманным действием индивидов. Изменим среду - и человек изменится. Только Оуэн, по-видимому, не замечает petitio principii в этом рассуждении ибо, если человек - продукт среды, то непонятно, как он может изменить эту среду, или чтобы прибегнуть к вульгарному образу как он, распростертый на земле, может встать на ноги, подтягивая себя за волосы.

Счастливая непоследовательность Ибо она дала начало тому удивительному движению, которое значительно позже приведет к насаждению роскошных английских городов-садов. Именно от Оуэна следует вести идею дать труду комфортную и красивую обстановку, которая удваивала бы его силу. С нравственной точки зрения эта детерминистская концепция, очевидно, клонилась к отрицанию всякой ответственности индивида, всякой мысли о заслугах или о проступках, о похвале или порицании, о вознаграждении или наказании, так как индивид не может быть не чем иным, как тем, что он есть. С тем большим основанием он исключал всякое религиозное влияние, особенно же христианскую религию.

Это замечание не излишне, так как оно объясняет, почему Оуэн не нашел никакой поддержки в английском обществе, возмущенном доктриной, которая казалась ему циничной проповедью атеизма, хотя на самом деле Оуэн был деистом.

С экономической точки зрения эта доктрина приходила к самому абсолютному эгалитаризму, к вознаграждению по потребностям, а не по способностям, ибо на каком основании большая интеллигентность, или большая сила, или даже большее трудолюбие будет создавать право на большее вознаграждение, если все это является исключительно результатом обстоятельств И вот почему ассоциации Оуэна были коммунистическими. Мы не даем здесь истории его колоний, тем более что она не отличается от довольно монотонной истории других колоний.

Как одинаковы заблуждения основателей, так одинаковы и истории их колоний. Сам Оуэн вынужден был признать, что ему не удалось создать среды, которая пересоздала бы человека. Отказавшись от претензии создать отдельные составные части новых обществ, он попытался отыскать решение вопроса в существующем обществе, ограничившись выкорчевыванием наводнивших его паразитических растений. Тут мы подходим ко второй важной идее Оуэна. Уничтожение прибыли Для того чтобы изменить экономическую среду, нужно прежде всего уничтожить прибыль. Стремление к прибыли - вот главное зло, первородный грех, запрещенный плод райского сада, который привел к падению человеческого рода. Что такое, действительно, прибыль Это некоторый плюс к своей цене. Следовательно, уже по своему определению - несправедливость, ибо справедливой ценой является своя цена продукты должны продаваться за то, что они стоили ни дороже, ни дешевле.

Но прибыль не только несправедливость, она постоянная опасность, истинная причина экономических кризисов перепроизводства или скорее недопотребления, ибо благодаря ей рабочий не может купить продукта своего труда и, следовательно, потребить эквивалент того, что он произвел.

Как он сможет это сделать, если продукт, вышедший из его рук, тотчас же повышается в цене, которая делает его недоступным для человека, создавшего его, или для того, который доставил столько же труда, сколько пошло на него, и может предложить за него в форме покупной цены лишь ценность, равную его труду Как достичь уничтожения такого паразитического повышения Прежде всего недостаточно ли будет для уничтожения прибыли естественного воздействия конкуренции, при условии если она станет совершенно свободной и полной Экономисты отвечают на этот вопрос положительно, и мы увидим, что преимущественно экономисты новой гедонистической школы прилагают усилия к тому, чтобы показать, что при режиме полной конкуренции норма прибыли сведется к нулю. Но Оуэн не думал этого.

Для него, наоборот, конкуренция и прибыль представляются нераздельными, ибо если одна есть война, то другая - военная добыча.

Нужно было, следовательно, изобрести какую-нибудь комбинацию для уничтожения прибыли, а вместе с ней всех этих приспособлений, которые создают безграничное желание покупать дешево и продавать дорого. Но ведь орудием прибыли являются деньги, денежные знаки, с помощью их, очевидно, она реализуется. Благодаря деньгам она проскальзывает во всякий обмен, и становится осуществимой аномалия продажи товара по цене высшей, чем его стоимость.

Следовательно, надо покончить с деньгами, надо заменить их бонами труда labour notes. Бона будет истинным знаком ценности, высшим, чем деньги, ибо если труд есть причина и субстанция ценности, то вполне естественно, чтобы он был также и мерилом ее. Как видно, Оуэн воспринял теорию Рикардо о ценности, но сделал из нее неожиданные

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Биография и деятельность Роберта Оуэна

Однако свой след в истории он оставил не как успешный и уважаемый предприниматель, а как один из наиболее выдающихся социальных реформаторов эпохи,… Веселый и активный мальчик, он с удовольствием делал все, что присуще детям… Роберт был исключительным ребенком во многих отношениях. До того как ему исполнилось десять лет, он прочитал многое из…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учения Роберта Оуэна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Детство и ученичество
Детство и ученичество. Роберт Оуэн родился в Нью Тауне Средний Уэльс в 1771 г Он был шестым ребенком местного седельного мастера и торговца скобяными товарами. Веселый и активный мальчик, он

Социальная реформа в Нью Ленарке
Социальная реформа в Нью Ленарке. Роберт Оуэн выдержал в Нью Ленарке трудную борьбу. В начале рабочие с подозрением отнеслись к его новым проектам, а его компаньоны, хотя и сочувствовали ему

Школа Нью Ленарка
Школа Нью Ленарка. В начале 19 века дети из рабочих семей, как правило, не получали никакого формального образования. До создания государственных школ кое-какие школы для бедных детей были открыты

Фабричная реформа
Фабричная реформа. В Нью Ленарке Роберт Оуэн смог улучшить условия жизни и труда для своих рабочих и, особенно, для подмастерьев. Фабрики Нью Ленарка составляли редкое исключение, и Роберт О

Религиозный спор
Религиозный спор. В 1835 г хотя Роберту Оуэну было уже шестьдесят четыре года, он оставался полон сил и желания напряженно трудиться. Его жена умерла в 1831 г. и теперь он жил простой скромной жизн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги