рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правовые взгляды

Работа сделанна в 2005 году

Правовые взгляды - Реферат, раздел История, - 2005 год - Учение Монтескье Правовые Взгляды. Политическую Свободу Монтескье Определяет, Как Право Делать...

Правовые взгляды. Политическую свободу Монтескье определяет, как право делать все, что дозволено законами, т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном государстве может быть основано только на основе разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола и на основе распределения верховной власти между различными слоями общества.

Хотя идея разделения властей и принадлежит Д. Локку, свою классическую формулировку она получила именно у Монтескье.

Основное назначение законодательной власти, по Монтескье выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства. Исполнительная власть в государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью.

Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Так как задачей судей является всего лишь точное применение закона, то судебную власть, Монтескье не считал властью в известном смысле. Для Франции тех лет Монтескье составил готовое решение, уравновешивающие основные социальные силы в обществе. Законодательная власть должна состоять из двух частей палат представительное собрание, выражающее интересы народа, и законодательный корпус знати.

Исполнительную власть Монтескье предложил сосредоточить в руках монарха. Судей же Монтескье предлагал выбирать из народа и созывать их по мере необходимости для осуществления своих полномочий. Теория разделения властей долго критиковалась различными мыслителями, но была воплощена в Конституции Франции 1791 года, а также в Конституции США 1787 года. Многие ее положения обсуждаются и поныне. Эта теория стала отправной точкой при построении теории плюралистической демократии. В своем учении о праве, Монтескье критикует феодальное право за отсутствие справедливости и теологические подходы в юриспруденции за оторванность от действительности.

Сначала в рамках теории естественного права, затем вне ее, Монтескье, применял историко-сравнительный метод и пытался при помощи духа законов связать право и закон. Он считал справедливость права объективной, а законы, вытекающими из природы вещей. Дух законов в учении Монтескье о праве это то уникальное для каждой нации, что формируется физическими и моральными факторами, то, что непосредственно вытекает из духа нации.

Согласно Монтескье, законодательство в той или иной степени является естественным, т.к. формируется под влиянием ряда факторов общественного развития, что он и назвал духом законов. Учение о праве и государстве и о разделении власти Накануне уничтожения феодального государства буржуазия задумывалась о природе государственной власти и не верил в зависимость государства от божественного произвола, это оправдывало бы деспотизм в любых его проявлениях.

Просветители, в том числе и Монтескье, исходили из договорной теории, утверждая, что политический строй создатся не потусторонними силами, людьми и в интересах людей. Люди поняли, что вне государства они не смогут нормально существовать и развиваться, и поэтому предпочли государство естественному состоянию. Будучи представителем правого крыла просветителей, Монтескье не верил в силы и способности народных масс, он оставлял за трудящимися сравнительно ограниченные функции в общественно-политической жизни.

Однако он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует характеру народа. Монтескье исследует три основных формы государственной власти республику, монархию и деспотию. Республика - это правление, в котором верховная власть полностью или частично в руках народа. Монархия - власть одного человека, осуществляемая посредством законов. Деспотия - государственный строй, целиком подчиняющийся произволу одного лица, игнорирующего всякие законы.

Анализируя республиканский порядок, Монтескье выступает в защиту всеобщего избирательного права. Он доказывает, что народ может выбирать достойных руководителей и контролировать их. Вместе с тем он против того, чтобы выходцы из народа избирались на руководящие должности. Он видит главный порок республики в том, что ею руководят народные массы, действующие по влечению сердца, а не по велению разума. Он предпочитал разумного монарха, опирающегося на законы.

Несмотря на сво сочувствие просвещнной монархии, Монтескье находит в истории доказательства известных преимуществ республиканского строя. Он был противником революционного свержения монархии, высказывался за компромисс с королевской властью. Монтескье о преимуществах республиканского режима гражданское равенство содействует благосостоянию населения, в то время как деспотизм приводит к бедности и нищете подавляющей массы людей. В республике богатство страны приводит к росту народонаселения.

Все республики являются доказательством этого, и больше всех Швейцария и Голландия, две самые плохие страны Европы, если иметь в виду природные условия их территории, и тем не менее самые населнные. Ничто так не привлекает иностранцев, как свобода и всегда сопровождающее е богатство. Не так обстоит дело со странами, подчиннными власти произвола государь, придворные и некоторое количество частных лиц владеют всеми богатствами, в то время как все остальные стонут от крайней бедности.

Ни в одном из деспотических государств не существует никаких законов. Однако и при наличии законов они реально сведены к нулю, так как нет учреждений для охраны этих законов. Феодально-крепостническому режиму Монтескье противопоставляет конституционно-монархический или республиканский. Вслед за Локком он развивает идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, действующие изолированно друг от друга. Монтескье мечтал о классовом компромиссе буржуазии и феодально-аристократической власти.

Отстаивая монархический принцип, Монтескье исходил из интересов буржуазной верхушки. Он пишет, что нельзя мыслить себе монархическое правление без наличия привилегированного меньшинства, без богатых купцов, предпринимателей и родовитого дворянства. Однако он выступает за буржуазно-демократические свободы и требует, чтобы монархическая власть относилась к народу с должным уважением. Монархический строй должен гарантировать каждому минимум политических свобод.

Государь не имеет права подвергать подданных оскорблениям и нарушать законы. Монтескье ориентировался на революцию сверху, на прогрессивное законодательство. Он заявляет, что только те законы должны применяться, которые служат общественному благу. При конфликте гражданских законов с законами религии первые должны главенствовать над вторыми. Соблюдение государственных законов обязательно для всех граждан, а законы религии соблюдаются самими верующими добровольно и только в такой мере, в какой они не противоречат законам светской власти.

Здесь Монтескье фактически высказывается за отделение церкви от государства. Монтескье приходит к окончательному выводу закон должен стоять на страже свободы и формального равенства всех граждан, независимо от происхождения и религиозной принадлежности, на страже частной собственности и свободной торговли. Этот вывод стал одним из решающих лозунгов грядущей буржуазной революции во Франции. Монтескье решительно отмежвывается от теологического понимания войн. Войны ведутся людьми и не имеют никакого отношения к богу, к сверхъестественным причинам и целям. Он глубже решает вопрос о войнах, чем некоторые социологи 20 века, которые объясняют происхождение войн чувством драчливости, якобы изначально присущем человеку.

Монтескье рассматривает материальную подоплку войн и преодолевает волюнтаристский подход войнам как случайному продукту произвола монархов или республиканских вождей. Чрезвычайно важен вывод о зависимости характера войны от политического строя воюющих государств. Деспотическая власть, враждебно относящаяся к своему народу, не может миролюбиво и гуманно относиться к чужим народам.

Деспотизм приводит к несправедливым грабительским войнам, от которых терпят ущерб широкие народные массы. Защищая интересы буржуазии, Монтескье констатирует, что феодальные войны приносят вред международной торговле Торговля то уничтожаемая завоевателями, то стесняемая монархами, странствует по свету, убегая оттуда, где е угнетают, и отдыхая там, где е не тревожат. Монтескье выступает решительным борцом за мир и сотрудничество народов.

По мысли Монтескье лучшее вооружение сплошь и рядом решает успех сражения. Он положительно относился к изобретению пороха. Но необходимо добиваться, чтобы порох не попадал в руки преступников. А что если люди изобретут ещ более жестокий способ истребления Не принест ли такое изобретение непоправимые бедствия людям Нет, если бы обнаружилось такое роковое открытие, оно вскоре было бы запрещено человеческим правом.

Монтескье отмечает, что сама по себе почва ещ не дат высокоразвитого земледелия к земле должен быть приложен интенсивный труд. Мало того, иногда бесплодная почва служит стимулом для подъма хозяйственной жизни, а в свою очередь благоприятная для земледелия природная среда делает людей ленивыми, инертными, неспособными развивать свои производительные силы. Здесь он критикует физиократов, утверждавших, что богатство страны целиком зависит от природных условий.

Монтескье половинчато демонстрирует специфику социальной жизни, расходясь и с физиократами и со своим же географизмом, отмечая специфику социальной жизни по сравнению с естественной средой. Монтескье - Законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Монтескье приложил руку к разработке теории меркантилизма, где главное внимание уделяется торговле, обращению, а не производству. Он считает, что источником прибыли является продажа товара по более высокой цене. Отсюда внимание Монтескье к внешней торговле, е активному балансу.

Выступая с апологией внешней торговли, он видит в ней могучий фактор общения народов. Естественное действие торговли - склонять людей к миру. Между торгующими народами устанавливаются взаимная зависимость, заинтересованность, дружба. Но с другой стороны, порождая в людях чувство строгой справедливости, торговля противоположна тем моральным добродетелям, которые побуждают нас не только преследовать собственные выгоды, но и поступаться ими ради других людей.

Монтескье видит отрицательные стороны торговли. Купцы заражаются духом торгашества, ценят корыстные интересы выше общественных. В странах, где людей воодушевляет только дух торговли, все их дела и даже моральные добродетели становятся предметом торга. Малейшие вещи, даже те, которых требует человеколюбие, там делаются или доставляются за деньги. На ряду с признанием роли торговли и уделяет серьзное внимание развитию промышленности.

Его интересуют технические изобретения, повышающие производительность. Он предлагает поощрять развитие промышленности государственными премиями землевладельцам и ремесленникам. При всей ограниченности экономических взглядов Монтескье они были направлены против феодальной замкнутости, ставили целью развитие торговли и промышленности. Заключение Проанализировав множество историко-правовых фактов, применив сравнительный метод, Монтескье удалось, по сути, заложить основы будущего буржуазного законодательства.

Его работы оказались плодотворными для дальнейшего развития юридической науки и сыграли важную роль в становлении диалектического и историко-материалистического учения о государстве и праве.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение Монтескье

Самыми значительными его работами считаются Персидские письма, О духе законов и Размышления о причинах величия и падения римлян.Если брать… Монтескье различал законы существования общества и природы. Хотя общество он… При этом он полностью отрицал наличие врожденных идей одного из основных положений не только рационализма, но и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правовые взгляды

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учение о государстве
Учение о государстве. В вопросе происхождения государства, Монтескье относится к сторонникам теории общественного договора, хотя его у Монтескье интерпретация имеет несколько разногласий с трактовк

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги