рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пять веков под властью геноцидного государства предгеноцид

Работа сделанна в 2000 году

Пять веков под властью геноцидного государства предгеноцид - раздел История, - 2000 год - Геноцид армян Пять Веков Под Властью Геноцидного Государства Предгеноцид. Изучение Историче...

Пять веков под властью геноцидного государства предгеноцид. Изучение исторических фактов - положения армянского населения в период предгеноцида и характерных признаков самой Османской империи как геноцидного общества - подтверждает, что там издавна складывались условия и предпосылки геноцида армян. Более того, исторические факты подтверждают, что там всегда существовала геноцидная практика. Геноцидный характер турецкого общества, в котором жили армяне на протяжении пяти веков, определялся сочетанием, прежде всего политических, религиозных и иных условий, порождавших агрессивность, стремление к захвату чужих земель, к порабощению народов, к созданию образа врага, дегуманизацию общества.

Исходным фактором и политической базой геноцидности турецкого общества и государства был захватнический, насильнический характер чуженациональной власти турецкого государства в порабощенных странах. В целом о геноцидности турецкого общества свидетельствуют факты массовой резни болгар, греков, сирийцев, несторианцев, маронитов, иезидов, и, наконец, курдов.

Армянский народ в этом отношении не был исключением. От других стран Армению отличало лишь то, что она была порабощена турецкими завоевателями одной из первых - в результате военных походов султанов Мехмеда II Завоевателя и Сулеймана Великолепного, и оставалась под их властью дольше всех - вплоть до распада Османской империи, т.е. в периоды наибольшей геноцидной активности турецкого государства, когда она проявлялась с особой силой и жестокостью.

В Армении в полной мере подтверждалось положение, что опорой геноцидного общества является государство, проводящее политику территориальной экспансии, направленную либо на присоединение, либо на удержание силой порабощенных народов. Основной функцией турецкого разбойничьего государства, как организации господства относительно малочисленной пришлой иноплеменной знати, было удержание этих народов в полном повиновении и их ограбление. Территория армянского народа, как и территории всех других порабощенных народов Османской империи, стала рассматриваться как собственность Аллаха и его тени на земле - турецкого султана, ставшего халифом - главой всех мусульман. Армянам, низведенным в положение бесправной райи скота, жизнь даровалась как акт пощады Аман, по усмотрению своих завоевателей и угнетателей при условии и до тех пор, пока они пребывали в своем естественном с точки зрения турок состоянии верноподданной национально-религиозной группы милет-и-садыка и беспрекословно подчинялись их воле. Армяне как объект геноцида представляли одновременно этническую, религиозную и политическую группу.

Такое сочетание характеристик объекта геноцида, четко выявившееся в период предгеноцида, соответственно умножало антиармянскую геноцидную силу турецкого общества.

Геноцидность турецкого общества в отношении армян усиливалась резкими различиями в религии, политической истории, уровнях культурного развития. На положении рабов оказался народ с большой историей независимого государственного существования и высокой культурой, первым в мире принявший христианство в качестве государственной религии.

Его поработители - пришлые кочевые племена, которые в результате завоеваний превратились в мощную военную державу. Хотя эксплуатация трудолюбивых армянских крестьян и искусных ремесленников и строителей была источником обогащения иноплеменной знати и военной силы государства, хотя армянское купечество обеспечивало международные торговые связи Османской империи, само физическое существование армянского народа на его исторической родине всегда рассматривалось турецким государством как политическая опасность. Объясняется это тем, что в первые века турецкого господства оно не имело в Армении этнических корней.

В порабощенной стране проживало многочисленное и компактное армянское население. Посетивший в середине XVII в. Армению французский путешественник Тавернье сообщал От Токата до Тавриза страна населена почти одними христианами, и, поскольку эта обширная территория та, которую древние называли Арменией, не нужно удивляться, что в городах и селах пятьдесят армян приходится на одного магометанина. Другой западный путешественник, посетивший Армению в середине XVII в. с целью изучения обстановки, отмечает, что большинство населения пяти провинций составляют христиане-армяне и несторианцы, и что там повсюду на одного турка приходится восемь христиан. Если бы развитие этнических отношений подчинялась естественным процессам, то со временем соотношение между армянами и турками еще больше изменилось бы в пользу армян. Составляя в Армении, как и в других завоеванных странами, абсолютное меньшинство и в то же время резко отставая от порабощенных ими народов в экономическом и культурном отношениях, турки как правившая нация были обречены если бы они не имели монополии на гражданские и военные должности, они скоро совершенно исчезли бы. На протяжении веков в Армении турок выступал как чиновник, солдат, полицейский, земледелец-колонизатор мохаджир или как помещик на самой низкой и варварской стадии феодализма, но во всех этих социальных положениях он принадлежал господствующей религии и национальности, он один имел право носить оружие, и самый высокопоставленный христианин должен был при встрече уступить дорогу самому низкостоящему мусульманину.

Составляя абсолютное меньшинство, турецкие завоеватели могли сохранять свое господство в Армении и многочисленных других странах только посредством постоянного политического гнета, при помощи государственного насилия, периодических массовых избиений. Миллионы коренных жителей Армении были поставлены вне закона.

Армянский христианин, прежде всего неверный, а неверный - это гяур, это враг. Мечом и заскорузлым религиозным фанатизмом, системой медленной пытки, скрытого и открытого физического истребления народа турки сотни лет поддерживали свое господство в Армении, действуя по принципу армян становится слишком много, нужно сократить их число. Именно в этом заключалась политическая основа курса турецкого государства сперва на сокращение числа и ослабление армян с целью их удержания в естественном состоянии бесправной райи, а потом и полное уничтожение этой национальной группы как таковой.

С того времени, когда армяне стали подавать первые признаки стремления к освобождению, турецкое государство рассматривало их уже не как потенциальную, а как реально существующую инонациональную, а потому вражескую политическую группу, не имеющую никаких прав на существование. Наличие в порабощенной Армении коренного армянского населения рассматривалось Османской империей как препятствие не только для сохранения своей власти в Армении, но и для осуществления своей завоевательной политики.

В бесконечных, ведшихся веками войнах с Персией турецкие вооруженные силы, чтобы не допустить усиления противника, методично уничтожали армянское население. Если политически отношение турецкого государства к армянам как народу ассоциировалось прежде всего с препятствием к осуществлению политики захватов чужих земель - основы существования империи, то сам турецкий народ руководствовался более простыми мотивами.

Для турок-мусульман убийство армян-христиан было долгом правоверных перед богом и его тенью на земле - султаном-халифом.

Убивая армянина, турок зарабатывал себе место в раю. К этим духовным мотивам массового участия в геноциде армян прибавлялся сильный меркантильный сегодня сказали бы - социальный мотив это была возможность легко завладеть их жилищем, имуществом, женами, детьми, сельскохозяйственными орудиями, скотом.

Ограничимся лишь несколькими свидетельствами - турецкими и иностранными, иллюстрирующими положение армян в период предгеноцида.

Турецкий писатель Евлия Челеби, путешествовавший по Армении в начале XVII в сообщает, что в Эрзруме горизонт кругом был устлан дымом от горевших армянских деревень, а из палаток турецких солдат раздавались звуки музыкальных инструментов и вопли армян.

Затем, путешествуя в хвосте турецкой армии, он признается, что был поражен бессмысленными и ужасными жертвами. Француз Амедей Жобер, побывавший в Армении спустя полтора века - в 1805-1806 гг констатирует, что ситуация здесь не изменилась в этой несчастной области не существует ни родины, ни безопасности, ни отдыха вид многих сожженных и опустошенных деревень вызывал во мне самые грустные размышления писал он, проезжая по Армении, стране, опустошенной набегами разбойников. Область Эрзрума была настолько опустошена кавалерией, что села были полностью покинуты жителями.

Полностью были опустошены и местности от Вана до Аракса. Другой путешественник, посетивший Армению в 1807 г также сообщает об организованных избиениях и грабежах армян, которые не могли сопротивляться, так как им было запрещено иметь оружие. Были разграблены и сожжены все села долины Анджалу, были сожжены села Баязида, а их армянское население бежало в Персию. Всюду были смерть и опустошение. То же самое в другом районе, который посетил этот свидетель Вся равнина от Диадина до Топрак-Кале опять представила картину опустошения. Здесь недавно было сожжено 118 сел, населенных несчастными армянскими христианами Эти поощрявшиеся и организовывавшиеся правительством грабежи, опустошения и истребления армян продолжались из года в год, из десятилетия в десятилетия, из века в век, принимая все более организованный характер, все более увеличиваясь в масштабах.

Принадлежавший армянам хлеб выжигался, скот угонялся, земледельческие орудия увозились, жилища либо разрушались, либо заселялись турками, черкесами, курдами и др армянские села планомерно уничтожались, армянское население методически истреблялось, изгонялось или обращалось в ислам.

В условиях, когда нужно было выбирать между мечом и Кораном, целые деревни и районы бывали вынуждены переходить в мусульманство армяне Тортума, Испира, Байбурта в вилайете Эрзрум в 1820 г Хой, Сливана в вилайете Битлис в 1800 г Хамшэне, Карадере и др. в вилайете Трапезунд в 1830 г. и т.д. и т.п. Изучение объективно констатируемых фактов подтверждает, что уже в этот период геноцидная политика турецкого правительства проводилась в трех основных формах 1 ассимиляции 2 изгнания 3 уничтожения.

Одним из основных методов политики ассимиляции в период предгеноцида были насильственная исламизация и отуречивание. Хотя в разное время и в различных районах страны армяне принимали ислам и со временем отуречивались, процесс этот решающего успеха не обеспечивал. Поэтому он во все большей мере подкреплялся политикой изгнания и все более массовых убийств армян.

В период предгеноцида четко обозначилась политическая линия турецкого государства на изменение демографического облика Армении путем стимулирования беженства и эмиграции армян и сопутствовавшего ему планомерного заселения курдами, черкесами и турками-колонизаторами мохаджирами. Тем самым не только сокращалась численность армян в абсолютном выражении, но и менялось соотношение между армянским населением и другими национальностями, противопоставленными армянам под общей рубрикой мусульман. В эпоху реформ танзимата, с целью разрушить национальное единство армянской территории, низвести армян в положение меньшинства в населенных ими вилайетах и изолировать их были приняты тщательно продуманные меры, направленные на искусственное расчленение этнически компактной территории в большом числе административных провинций с присоединением к ним земель с инонациональным большинством. В процессе предгеноцида была почти полностью разработана технология обезлюживания и были созданы предпосылки для перехода к стадии широкомасштабного геноцида.

Сложился государственный механизм, ориентированный на геноцид армянского населения, которое было полностью лишено возможности безопасного существования.

Турецкое государство ревностно добивалось, чтобы армяне были полностью безоружны, лишены средств самозащиты в стране, где все кроме них - турки и другие мусульмане черкесы, курды и балканские мохаджиры были вооружены с головы до ног. История армянского предгеноцида полностью подтверждает правоту наблюдений исследователей, отметивших, что предгеноцид содержит некоторые элементы геноцида. Отмеченное Лео Купером уничтожение частей той или иной национальной группы, например, путем сметения целых сел, полностью относится к предгеноциду армян.

К концу периода предгеноцида турецкое государство стало использовать для массовой резни армян вооруженные силы и формирования, которые финансировались и вооружались правительством.

В этой связи можно было бы указать на резню армян и ассирийцев в 1850 году. Акт резни армян с участием войск был совершен в 1862 году в Зейтуне. В любой другой стране такого рода акты квалифицировались бы как геноцид, но в условиях турецкого геноцидного общества, где преступления, немыслимые по любым человеческим меркам, оказывались превзойденными на последующих этапах при разграничении предгеноцида армян поневоле приходится оперировать методом сравнительной оценки.

В результате этого самые настоящие акты геноцида рассматриваются как относительно меньшее зло и относятся к периоду предгеноцида. Объективно констатируемые факты, относящиеся к периоду предгеноцида в Западной Армении, показывают издавна определившуюся четкую тенденцию к его переходу в стадию широкомасштабного геноцида армян, подтверждают, что он был естественным и закономерным результатом многовекового политического развития.

Единственный фактор, который все еще удерживал турецкое государство от перехода к политике физического уничтожения армянского народа, был связан с экономическими интересами эксплуатации. По мере того, как разбойничьи внеэкономические методы хозяйствования приводили к пауперизации армянского крестьянства, значение этого сдерживающего фактора уменьшалось. Вместе с тем, с конца девятнадцатого века начала появляться турецкая буржуазия, которая не терпела инонационального соперничества, и это придавало геноцидности турецкого общества новые импульсы.

Такова историческая правда о предгеноциде армян. Положение армян было столь бесправным, а действия турецкого государства столь однозначно насильническими, ориентированными на ослабление и разрушение этой национальной группы, что оно уже тогда тщательно скрывало происходящее от взоров Европы. Нет ничего удивительного, что после того, как стадия предгеноцида армян логически завершилась геноцидом - полным и повсеместным физическим уничтожением и изгнанием армян со своей исторической родины, стремление скрыть или фальсифицировать правду об истоках и предпосылках этого преступления стало предметом особой заботы турецкой официальной пропаганды.

Разоружение Характерное для ситуации, сложившейся в Турции, отсутствие гарантий личной безопасности граждан заставляло всех и каждого вооружаться, чтобы в случае необходимости суметь защитить свою жизнь. Право на вооруженную самозащиту принадлежало всем нациям, кроме армян, поэтому понятно, что их существование, полностью зависело от прихоти разбойничьих курдских банд или других преступников.

Революционеры-младотурки положили конец этой дискриминации и собственноручно раздали армянам оружие однако, придя к власти, они немедленно потребовали оружие обратно. Официально речь шла о возвращении населению его цивильного статуса и обеспечении армии оружием в канун ожидаемой войны. В общем, армяне, конечно, подчинились этому приказу, хотя в отдельных случаях, опасаясь повторения погромов 1895 года, решились на сокрытие вооружений.

Впрочем, скоро стало ясно, что отобранное у армян оружие будет обращено именно против них. Во-первых, приказ о разоружении относился только к армянам во-вторых, само разоружение сопровождалось многочисленными жестокостями, предвещавшими самое неблагоприятное развитие событий. Доктор Лепсиус рассказывает - Власти вообще не объявляли своего приказа о разоружении и не надеялись на добровольную сдачу оружия. Жандармы входили в деревни и требовали выдать им определенное количество винтовок - две или три сотни, или столько, сколько они сами считали нужным.

Если приказ не выполнялся незамедлительно, старосту и старейшин деревни арестовывали за сокрытие оружия, избивали, применяли орудия пыток. Излюбленным средством было избиение палками, которое часто заканчивалось смертью жертв. У мужчин рвали волосы, ногти, прикладывали к телу раскаленные поленья, а женщин и детей истязали и унижали до такой степени, что армяне, дабы удовлетворить требования жандармов и избавиться от них, поневоле продавали свою скотину, втридорога покупали у соседей - турок, курдов и черкесов оружие, и сдавали его. Если у армянина находили оружие, его немедленно казнили.

Нередко армян арестовывали, даже если не удавалось найти никакого оружия такие аресты мотивировались тем, что оружие, мол, спрятано в надежном месте. Пытками вырывали у людей признания, которые в дальнейшем служили оправданием их депортации Все палачи рассказывает один из американских миссионеров из Марзванского колледжа сначала говорили своей жертве каких именно сведений они ждут от нее, а потом били до тех пор, пока не получали желаемого.

Разоружение повсеместно служило предлогом для грабежей, изнасилований, избиений с целью вымогательства. Во многих населенных пунктах армяне и турки жили рядом в полном согласии, но младотурецкие агитаторы для обмана наивного народа распространяли самые невероятные слухи. Где-то они рассказывали об обнаруженном в арсеналах дашнаков оружии - тысячах винтовок и сотнях бомб в другом месте - о спрятанных армянскими женщинами тысячах бритв, которые будто бы предназначены для того, чтобы резать туркам головы.

Житель деревни Минч санджака Эрзинджан Ерзнка описал, как жандармы ворвались в их деревню и начали, потехи ради, обстреливать крестьян. Потом они, якобы для того, чтобы выявить местонахождение спрятанного оружия, жестоко избили палкой священника, а заодно и изнасиловали его жену. А в завершение они вооружили до зубов священника и нескольких сельчан, и повели их в мусульманский квартал главного города вилайета - Кернаха дабы тем самым восстановить турок против армян.

В конце концов, армян бросили в тюрьму - Сельчане продолжал очевидец послали делегацию к заместителю начальника полиции с жалобой По какому праву жандармы под предлогом поисков бомбы пять раз избивали священника, мучили женщин, детей, почему наших сельчан насильственно вооружили и повели в мусульманский квартал, ведь ни у кого из нас не было никакого оружия Мы имеем право пользоваться любыми средствами по нашему усмотрению отвечал заместитель начальника полиции Вы бы хоть запретили жандармам совершать беззаконные поборы Это вас не касается.

До сих пор вы распоряжались торговлей и деньгами, но сейчас это право у вас отобрано. Из работы Секретный доклад о погромах в Армении Доктора И. Лепсиуса-1918г. Этот разговор свидетельствует о том, к каким средствам прибегали турецкие власти, чтобы отобрать у армян оружие и все имущество, растравляя тем самым простодушный доверчивый народ.

Остальное было довершено благодаря слепому фанатизму. Доходящие из различных регионов Империи слухи не оставляли никаких сомнений в том, что насильственные акции против армян - не случайные нарушения законности местными чиновниками или отупевшими от спиртного жандармами, не частные случаи за всем этим стоит стремление уничтожить целый народ, согласно тщательно подготовленной и неуклонно осуществляемой программе.

Понятно, почему разоружение осуществлялось с такой жестокостью. Османское правительство, в отличие от гитлеровской Германии, не имело промышленных средств уничтожения, и создало кустарные, которые успешно применялись на всей территории Империи. Жандармы имели право вершить суд над кем вздумается. Под предлогом поисков спрятанного оружия они арестовывали видных деятелей колонии, разоружали христиан, одновременно восстанавливая их против мусульман. Армянам никак нельзя было надеяться ни на местные власти, ни на турок - соседей.

Судьба армянских колоний была полностью в руках будущих погромщиков. Но когда национальные лидеры поняли это, было слишком поздно. Армяне оказались полностью разоруженными. 24 Апреля 1915 года В ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму.

Жертвами начавшегося геноцида стали писатели Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекюрян, Смбат Бюрат, публицисты и редакторы Назарет Тагаварян, Тиран Келекян, Гагик Озанян и др. Учитывая давние связи с министром внутренних дел Талиатом-пашой, в те дни не были арестованы только два депутата Вардгес и Григор Зохраб.

Но и их очень скоро арестовали за заявленный им руководству Иттиада протест против совершавшегося беззакония. Спустя два месяца, 15 июня 1915 г на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентов-армян - членов партии Гнчак, которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремлении создать автономную Армению. То же самое происходило во всех вилайетах в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда.

Депортация в пустынные районы Империи было заранее спланировано. И это было заведомым обманом как только люди отдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был их сопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших в правительственных органах, одного за другим уволили всех военных врачей бросили в тюрьмы. Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и они поставили свои геополитические интересы выше судьбы двух миллионов армян В ту ночь был арестован КОМИТАС Согомон Согомонян 1869-1935 - Великий армянский композитор, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер, педагог.

Его бесценные произведения были сожжены. Позже он был выслан в местность Чангер. По пути в ссылку Комитас стал очевидцем трагедии своего народа. На его глазах были зверски убиты Григор Зохраб, Даниель Варужан, сотни женщин и детей. Душа Божественного Комитаса не вынесла чудовищные картины, и он лишился рассудка.

По ходатайству ряда авторитетных деятелей Турции он был возвращен в Константинополь, помещен в больницу, а затем, в 1919 г переправлен в психиатрическую лечебницу в Париже. До конца его жизни лучшие врачи Парижа не смогли восстановить его память и душевное состояние. В 1936 году его прах был перевезен в Ереван и захоронен в пантеоне деятелей науки и искусства. В 2001 году в центре Парижа будет установлен памятник Комитасу, как символу геноцида армян в Турции. 24 апреля является днем памяти жертв геноцида, целью которого было полное истребление армянского народа.

Бои, Резня, Пожаров красная стена, В крови сердца людские, А была весна Мешать? Зачем? Пусть так идет! Была весна. До летних дней На землю рухнул небосвод, Снег, обжигающий огнем - Весна! А выпал снег кругом! П. Севак Боль утерянной родины неподвластна времени, она в душе каждого армянина, и будет жить, пока живет сам армянский народ. Геноцид армян 1915-1923 Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов.

Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания Большого Турана. Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.

Доктор Вехаэддин Шакир, отчеканивая слова, заявил Если забулдыга Моисей, босяк Христос, сирота Магомет сумели создать, каждый на своей земле, мировые религии, неужели интеллигенты, обладающие волей и силой, не в состоянии вновь раздуть пламя пантюркизма и распространить его! Основывая Османскую империю на принципе национализма, мы создаем истинную власть Иттихада.

Для нас приемлем только турок. Оставшиеся нам в наследство от прошлого нации - чуждые и вредные сорняки, и для очищения нашей земли мы обязаны вырвать их с корнем. Таково требование революции, такова ее цель, именно для этого мы назвали власть комитета Союз и прогресс , Новым турецким правительством, навсегда выведя из употребления слово османский. И действительно, какова цена этому слову? Элементы различных национальностей, прикрываясь этим словом, составили некое сборище народов, которое со строго научной точки зрения не может называться страной. В лучшем случае можно сказать, что это земля, оставленная Османом в наследство своим сыновьям.

Она заселена различными народами, и поэтому не имеет национального облика. Она похожа на хлев, где под одной крышей собраны все домашние животные армяне, греки, болгары, босняки, помаки, сербы, албанцы, курды, черкесы, арабы, грузины, лазы. Всех их мы хотели объединить в единое целое под названием османец. Но это не удалось.

Гуси, утки, куры, бараны, коровы, быки, телята живут вместе, не меняя своего облика точно так же и разные народы, поселившиеся на нашей земле, сохраняют свои национальные особенности. При подходящей возможности они станут притеснять турок и отнимать у нас наши земли, станут независимыми.

Не так ли поступили румыны, сербы, болгары, македонцы, наконец? Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии Единение и прогресс Иттихад ве Теракки, состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи.

В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией. Руководство партии Единение и прогресс неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления.

Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых. Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей ликвидация Армянского вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армян устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению великого идеала туранизма. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги.

Власти организовали специальные отряды, как Тешкилат и махсусе, состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда.

Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д. Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии.

В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18-45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью. Вскоре был нанесен удар по армянской интеллигенции 24 апреля 1915. С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир , Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения.

Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 г. сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу. Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись в глубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи.

Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей.

Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.

Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении.

Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек. В результате геноцида армян, осуществленного младотурками только в 1915-16, погибло 1,5 млн. человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины.

Образовалась армянская Диаспора Спюрк. В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует. Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления.

Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха.

Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 - героическая страница национально-освободительной борьбы народа. Во время агрессии против Армении в 1918 турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек. В сентябре 1918 турецкие войска заняли Баку и вместе с азербайджанскими националистами организовали резню местного армянского населения.

В ходе Турецко-армянской войны 1920 турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении. В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива.

Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие.

Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 - летних девочек В январе 1921 правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением. Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб. В 1918-20 ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха.

В сентябре 1918 турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши, разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентябре 1918 турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В дек. 1918 в Шуши вступили англичане Вскоре генерал- губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов.

С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши, Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 произошли первые погромы армян Шуши в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.

Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915-16 и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния, Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 в Киликии проживало 120-130 тысяч армян возвращение армян продолжалось, и к 1920 их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены.

Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян-жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени насчитывало едва 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город.

Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти. В начале 1920 в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек. Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе Греко-турецкой войны 1919-22. В августе-сентябре 1921 турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения, Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети Геноцид армян был осуществлен правительствами Турции.

Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления первого геноцида ХХ в. Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа.

В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.

Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения. Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было, и обвинение в организации и осуществлении резни армян Османской империи.

Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны.

Смертный приговор в отношении некоторых из них Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др. был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями. После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии.

В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Геноцид армян

Как проявление, свойственное геноциду, арменоцид в разные периоды истории осуществляли в особенности правители Турции как в отношении к восточным… Здесь был обсужден вопрос геноцида армян в Первой мировой войне. Ливанский юрист Метр Муса Пренс массовую резню армян характеризовал как арменоцид. Он считал геноцид армян…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пять веков под властью геноцидного государства предгеноцид

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кто признал геноцид армян
Кто признал геноцид армян. ГОДА Подкомиссия ООН по правам человека 18 июня 1987 год - Европарламент принял решение о признании Геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов и об обращении в Со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги