рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Полномочия церкви и государственных органов к началу

Полномочия церкви и государственных органов к началу - раздел История, Церковный суд в период реформ Петра Великого Полномочия Церкви И Государственных Органов К Началу. Века Законодательная, И...

Полномочия церкви и государственных органов к началу. века законодательная, исполнительная, судебная власть. Середина XVII века ознаменована тем, что сословно-представительная монархия в Российском государстве постепенно начинает трансформироваться в абсолютную монархию.

Однако этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Государственная власть сосредотачивалась в руках царя. Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судьей. Все государственные функции царь осуществлял при участии Боярской думы, земских соборов через систему приказов и воевод.

В начале XVII века царская власть еще опиралась за Земские соборы. Однако Собор 1653 года фактически был последним полноценным, собранным в полном составе. Соборы второй половины столетия состояли лишь из Боярской думы, высшего духовенства и выборных от столичных московских дворян и верхов посада. Уездного дворянства и посадских, как правило, не было. Но даже и такие соборы в конце столетия уже не собираются.

Земские и губные старосты, т.е. управленцы на местах, сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Боярская дума теряла свое значение, власть же царя усиливалась. Состав Думы увеличивается до 94 человек за счет думных дворян и дьяков, что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Поэтому вполне закономерно, что царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками комнатой. Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права царь указал, и дума приговорила.

Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из охочих людей - начало будущей регулярной армии, что, как известно, является одним из и важнейшим атрибутом абсолютизма. Русское духовенство, в противовес единовластию и всевластию монарха, проводит идею единовластия патриарха, не зависящего от царя, напротив, возвышающегося над ним в делах духовных, церковная верхушка видела единственное средство спасти свое положение в государстве в качестве привилегированной собственницы земельных владений.

Становится понятным, почему вся высшая церковная иерархия, лично враждебная патриарху Никону, все же восприняла его идею и сделала ее своего рода знаменем, под прикрытием которого яростно выступила против секуляризационных попыток правительства царя Алексея Михайловича.

Аналогичная идея складывается к моменту начала царствования Петра Первого. Характерным выражением ее в это время служит Окружное послание, написанное патриархом Адрианом ко всей православной пастве вскоре после вступления своего на патриарший престол. Основная мысль, которая красной нитью проходит через все его Послание, это мысль Никона о превосходстве священства перед царством, т. е. защита церковного монархизма. В этот период основным источником права является законодательный акт, получивший название Соборного Уложения, вступивший в действие 29 января 1649 года. Источниками Уложения были судебники, указы и боярские приговоры, указные книги приказов, градские законы греческих царей то есть византийское право, Литовский статут, новые постановления, внесенные составителями Уложения и выборными членами Собора, отвечавшие растущим классовым требованиям дворянства и посадских людей.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича состояло из 25 глав, включавших 967 статей. После утверждения его подписали все участники Собора, что придавало ему особую авторитетность.

Во второй половине XVII в. новые царские указы и боярские приговоры по-прежнему записывались в указные книги приказов. Их сборники составили новоуказные статьи. В отдельных регионах использовались и некоторые другие источники на Украине - гетманские универсалы, а в городах так называемое магдебургско-хелминское городское право, в мусульманских регионах источником права являлся шариат. Повсеместно использовалось также обычное право.

Особое место среди источников права занимают источники канонического церковного права. Важнейшим из них был так называемый Стоглав - сборник из 100 постановлений церковно-земского Собора 1551 года в его работе кроме церковных иерархов участвовали царь, князья, бояре, думные дьяки. Собор занимался церковными вопросами борьбой с порочным поведением части духовенства пьянством, развратом, взяточничеством, ростовщичеством монастырей, организацией церковного суда и порядком его деятельности, церковными догматами.

Но наряду с этим в нем содержатся нормы поземельного, финансового права, действие этих норм распространяется не только на духовных лиц, но и на мирян. Особо следует отметить нормы брачно-семейного права, поскольку эта область правоотношений регулировалась преимущественно каноническим правом. Суд в этот период осуществлялся Царем, Боярской думой, приказами и местными органами управления. Действовала также вотчинная юстиция. Как отмечалось в п.1 Главы X Соборного уложения Суд государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всем людем Московского государства, от большаго и до меныцаго чину, вправду.

Также и приезжих иноземцев, и всяких прибыльных людей, которые в Московском государьстве будут, тем же судом судити и росправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неправеднаго ст.1 Главы Х. Соборного уложения 1649 года. По тексту Российское законодательство Х - XX веков.

Том 3. -М. 1985 с. 83-257 Наряду с государственными судебными органами существовал церковный суд. Судебная компетенция церковной власти, простиралась на всех церковных людей и крестьян, живших на патриарших, архиерейских и монастырских землях.

Судебные полномочия церкви берут свое начало еще в Судебнике 1497 года. А попа, и диакона, и черньца, и черницу, и строя, и вдову, которые питаются от церкви божиа, то судить святитель или его судия. А будет простой человек с церковным ино суд вопчей. А котораа вдова не от церкви божий питается, а живет своим домом, то суд не святительской - ст. 59 Судебника 1497г. К ведению духовных судов относился также разбор брачных и семейных дел, отношения между родителями и детьми, преступлений в недрах семейного союза нравственных наследственных дел. Уже в этот период из подсудности духовных судов были изъяты важные уголовные дела, а также дела, совершенные лицами, подлежащими разной подсудности.

Такие дела разбирались местным судом, состоявшим из представителей обоих судов, которым были подсудны спорящие А будет простой человек с церковным ино суд опчий ст. 59 Судебника 1497 г. Закон устанавливал, что гражданские дела духовенства и патронируемых церковью людей рассматривал церковный суд, а уголовные преступления были подсудны государственным судебным органам.

Судебники 1497 и, следующий за ним Судебник 1550 г. постепенно ограничивали компетенцию духовных судов, расширяя при этом функции государственных судебных органов и подчиняя им все остальные суды, что способствовало укреплению Русского централизованного государства. Высшим органом церковного управления и суда является московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха.

Смысл этой акции состоял в том, что если митрополит, хотя бы формально подчинялся константинопольскому патриарху, то с учреждением московской патриархии ее глава - патриарх по своему сану стал равен константинопольскому патриарху. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью независимой автокефальной и ее центром и в формально-юридическом смысле становилась Москва. Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных иерархов, но по традиции восточного православия, шедшей еще с византийских времен, утверждался в своей должности царем. 1.2 Предпосылки предстоящего государственного реформирования Предпосылки для государственного реформирования складываются еще к моменту начала царствования Александра Михайловича.

Незадолго до вступления его в царствования - в годы смуты в начале XVII в. роль церкви существенно возросла. После пресечения царской власти, когда правительство семибоярщины открыто предавало интересы народа иностранным интервентам, глава Православной церкви патриарх Гермоген выступил с призывом к возрождению русской государственности.

Патриарх Гермоген, репрессированный правительством национальной измены и погибший в феврале 1612 г. от голода в подвалах Чудова монастыря, в глазах русских людей того времени являлся национальным героем наравне с Мининым и Пожарским. Усилению роли церковных властей способствовал и тот факт, что с 1618 г. после возвращения из польского плена страной фактически правил отец юного царя Михаила Романова патриарх Филарет, присвоивший себе даже титул великого государя.

Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской была предпринята в середине XVII в. патриархом Никоном тоже носившим титул великого государя. Дело в том, что в связи с воссоединением Украины с Россией встал вопрос об унификации церковных книг и церковно-обрядовой практики. Однако часть верующих не согласилась с церковными реформами патриарха Никона и в частности, с его указом креститься не двумя, а тремя перстами. Следствием этих реформ явился церковный раскол.

Он определялся не столько богословскими факторами, сколько явился формой социального протеста против политики правительства и особенно усиления феодального гнета. Царизм использует репрессии против раскольников. Царь Алексей Михайлович активно поддерживал церковные реформы Никона. Патриарх Никон - человек немалого ума, обладавший властным и нетерпимым характером и сильной волей, воспользовался этой поддержкой, чтобы поставить власть патриарха выше царской.

Эта попытка окончилась его смещением из патриархов и ссылкой в один из дальних монастырей. Первые серьезные противоречия между государственными органами и духовенством возникают после принятия Соборного уложения 1649 года и последующих указов. Соборное уложение 1649 года, вопреки уставам св. Владимира и Ярослава, впервые делало запрет на приобретение земель церковью.

В гл. XVII, статье 42, 43 Уложения перечислялись все духовные власти и учреждения от патриарха до монастырей, которым впредь запрещалось принимать имения по духовным завещаниям на поминки усопших, как водилось в старину, под страхом конфискации в пользу государя ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, советовав со отцем своим и богомолцем святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со архимариты, и игумены, и со всем Освященным собором, и говоря с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми и с столники, и с стряпчими и з дворяны московскими, и з городовыми дворяны и детми боярскими указал, и собором уложили впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженых и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати.

А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем их денги, чего та вотчина стоит, или что умеръшей вотчине цену напишет в духовной. А будет родители тоя вотчины себе взяти не похотят, и денег в монастырь не заплатят, и ту вотчину прикащиком продать сторонним людем, а деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной.

А будет кто с сего уложения вотчину свою родовую, или выслуженую, или купленую продаст, или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или в которой монастырь, и та вотчина взятии на государя безденежно, и отдати в роздачю челобитчиком, кто о той вотчине учнет государю бити челом.

А будет кто вотчинник какова чину ни будь или вдова постригутся, а за ними будут родовые, или выслуженые, или купленые вотчины, и им тех вотчин в монастыри не отдавать, а самим теми вотчинами постригщися не владети.

Соборное уложение включило Главу XIII О Монастырском приказе а в ней 7 статей. Судебная же власть Церкви переходила в особое учреждение Монастырский Приказ, созданный в 1649 г. Статья 1 Главы XIII гласила 1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких делех, по нынешнее государево уложение, суд даван в Приказе Болшаго Дворца.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, по челобитью столников, и стряпчих, и дворян московских, и городовых дворян, и детей боярских, и гостей, и гостиные, и суконные, и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и посадских людей, указал Монастырскому приказу быти особно, и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском приказе Там же. Еще за несколько лет 1660 г. до утверждения Уложения, окружающими царя чиновниками высказываются следующие идеи царь сам мог созывать Соборы обязанностью его было озаботиться о прекращении вдовства Церкви, церковное управление и суд исходят от царя, как от своего источника, царь имел право отбирать у патриарха данные ему полномочия по церковному управлению и, наконец, по-своему устраивать церковный суд и вручать его кому угодно.

Там же Новопринятые Указы и Уложение воспринимают эти идеи, кроме того, как мы уже отметили, ограничивается экономическая и судебная функции церковных органов.

Однако проведенное реформирование взаимодействия государства и церкви сводится на нет рядом решений Собора проводившегося ежегодно в Москве.

Прежде всего, Собор коснулся Монастырского Приказа. Как было сказано, это учреждение успело нанести чувствительный вред Русской Церкви, к пущей выгоде нескольких привилегированных бояр История государства и права России. Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998. с.238 На Соборе 1667 года было сформулировано следующее понимание духовной и царской власти Да будет признано заключение, что Царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх в делах Церковных, дабы таким образом сохранилась целою и непоколебимою стройность церковного учреждения.

Московский Собор 1675 года упраздняет действие Монастырского приказа. Таким образом, налицо двувластие, когда царь принимает определенный указ, а церковь, путем Собора, ограничивает его действие. К концу 17 века духовенство и церковь является следующим после дворянства привилегированным сословием.

Оно пользуется определенными сословными привилегиями духовенство и его дети освобождались от подушной подати рекрутской повинности подлежали церковному суду по каноническому праву за исключением дел по слову и делу государеву. По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5 всего крестьянства в стране.

Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам. Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью.

А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Церковный суд в период реформ Петра Великого

Список использованной литературы. Введение. Современная Россия это светское государство, государство в котором, церковь не просто отделена от… Не более чем век назад церковные органы и божественное происхождение власти… Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998. с.218 Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Полномочия церкви и государственных органов к началу

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержание реформы взаимодействия государства и церкви
Содержание реформы взаимодействия государства и церкви. Уложения, артикулы и указы, принятые в период царствования Петра I. Реформирования основ взаимодействия государства и церкви протекало в тече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги