рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Содержание реформы взаимодействия государства и церкви

Содержание реформы взаимодействия государства и церкви - раздел История, Церковный суд в период реформ Петра Великого Содержание Реформы Взаимодействия Государства И Церкви. Уложения, Артикулы И ...

Содержание реформы взаимодействия государства и церкви. Уложения, артикулы и указы, принятые в период царствования Петра I. Реформирования основ взаимодействия государства и церкви протекало в течение всего царствования Петра Первого.

Условно данную реформу можно разделить на два этапа на каждом из которых принимались акты направленные на изменение правового положения церкви, создания новых государственных органов и институтов. Первый этап 1701-1710гг На первом этапе фактически дублируются указы, ранее изданные царем Алексеем Михаловичем.

Царским указом от января 1701 г. был восстановлен Монастырский Приказ, который учредил Алексей Михайлович и упразднил в 1675 г. Московский Собор. Соответственно, Петр приказал распустить Патриарший Приказ, а управление церковными людьми и землями, печатание духовных книг, руководство духовными школами все это было передано Монастырскому Приказу. Указом 30 декабря 1701 г. царь отнял у монастырей право распоряжаться своими доходами, сбор коих был поручен тому же Монастырскому Приказу.

Монастырский Приказ, по воле Петра, вмешался и во внутренний уклад монастырской жизни. Велено было устроить перепись монашествующих, переходы из одной обители в другую запрещать, равно как и совершение новых пострижений без разрешения государя. Большинство из принимаемых Петром Первым указов указы дублирующие Уложение, а также ранее издаваемые указы Алексеем Михайловичем. Заметим, что параграфы о судебной компетенции Приказа фактически дословно совпадают с пунктами Уложения царя Алексея Михайловича.

На втором этапе реформирования создаются новые государственные органы, вновь пролонгируется действие актов времен царствования Алексея Михайловича. В 1711 г. вместо консилии министров наследнице Боярской Думы, Указом от 22 февраля 1711 года Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний был учрежден Сенат. Указ гласил Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления То есть, первоначально он должен был заменить царя на время его отсутствия в столице на время Прутского похода.

Но затем Сенат получает функции высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов управления и непосредственно рассматривавшего по поручению царя дела текущего управления. Вскоре принимается Указ Петра Первого О послушании всех Сенату и его указам от 2 марта1711 года, который закрепляет 1. Повеливаем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления высшим и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили Управительственный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря. 2. И ежели оной Сенат, чрез сове ныне пред Богом принесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле, и кто про то уведает, тооднакож, да молчит до нашего возвращения.

Таким образом, Сенат становится и высшим судебным органом и хранилищем законов. Дело в том, что, исходя из принципа неограниченности власти царя, каждое его слово являлось законом.

Но, чтобы отделить законы от текущих управленческих распоряжений, установился порядок, что законом являются лишь нормативные акты, утвержденные царем, зарегистрированные и опубликованные Сенатом в качестве законов. При Сенате учреждается ряд контор рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая дворянские фамилии и ряд других, создававшихся по мере надобности.

Канцелярию Сената возглавлял обер-секретарь, который контролировал исполнение сенатских решений. Указом 15 июня 1714 г. Петр Первый подтверждает действие Соборного Уложения повелел всякого чина судьям всякие дела делать и вершить все по Уложению Полное собрание законодательства Российской Империи, 1830 г. т. VI. п. 3718 Как образец для дальнейшей государственной и церковной реформы, был взят опыт европейских протестантских государств, где, наряду с прочими государственными аппаратами, существовал подобный аппарат и в церковной сфере.

Прежде всего Швеции. В то время особенно были модны так называемые коллегии. Со времени первой своей заграничной поездки в Англию Петр сразу заинтересовался коллегиальной системой управления и с тех пор непрерывно собирал материал для коллегиальной реформы. В подтверждение сказанного достаточно привести текст Указа Петра Первого о сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведских законов, от 28 апреля 1718 года Всем коллегиям надлежит ныне на основании Шведского Устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в Шведском Регламенте неудобны, или с сетуацией сего государства несходы, и оные ставят по своему разумению В 1717 году по Указу Петра первого вводится институт армейских священников во главе с обер-священником.

В октябре 1717 года после очередной поездки за границу Петр назначает десять президентов в 10 спроектированных коллегий, среди которых пока ещ предусмотрительно нет коллегии по делам церковным.

А параллельно он приказывает Феофану писать проект и для духовной коллегии, так называемый Духовный регламент И это все делается пока в тайне от церковной иерархии. Петр Первый окончательно утверждается в мысли, что в государстве с монаршинским правлением соборная форма коллегиальная совершеннее и лучше единоличного правительства2. К февралю 1720 года проект Духовного регламента был подготовлен, и 23 февраля Петр посылает Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали по этому поводу сво мнение, чтоб ремарки поставили i на каждой ремарке экспликацию вины дела. Уже 24 февраля 1720 Петр Первый издает Указ Сенату о подписании Регламента Духовной Коллегии.

Понеже вчерас от вас я слышал, что проэктъ Духовной Колегиi как архиеереi, так i вы слушали i приняли все за благо, того ради надлежит архиеером i вам оной потписат, которой потом i я закреплю.

В целях принятия Регламента Духовной Коллегии, Правит. Сенат издает Указ от 9 марта 1720 года О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии. Текст Регламента с посльными рассылался всем духовным лицам. И как закреплено в Указе, А буде кто подписыватца не станет, и у того всять на писме за рукою, какой ради причины онои не подписываетца, чтоб о том показали имянно. В результате, проект был принят 25 января 1921 года с несколькими дополнениями.

В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. После такой решительной победы Петра над духовенством он дат год срока для того, чтобы под этим подписались и остальной епископат. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось. Как отмечают исследователи-историки, иерархи, которые пытались воспротивиться подписанию документа, после определенной порции угроз ломались, и их подпись появлялась под Регламентом.

Духовный регламент получили официальное название Регламент или устав духовной коллегии далее по тексту Регламент. Основная есть суть видна из следующей цитаты из Регламента Понеже в единой персоне не без страсти бывает к тому ж не наследственная власть, того ради вящшее не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи.

Однакож делать сие должна Коллегия Духовная не без Нашего соизволения. Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Ассесорам Там же. Таким образом, без какого бы то ни было Собора, даже без подобия Собора, была произведена реформа Высшего церковного управления.

И сделано было все в необычном для Церкви порядке, но уже обычном для государства - манифестом императора за подписью Сената. Фактически Духовная коллегия дополнила реестр ранее утвержденных коллегий Реэстр Коллегиям. О должности Коллегий, что в которой управлять надлежит 1. Чужестранных дел что ныне Польской Приказ. Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными Государствы, и приезды Послов и Посланников, и приезды курьеров и других иноземцев. 2. Камор или казенных сборов.

Всякое расположение и ведение доходов денежных всего Государства. 3. Юстиция то есть расправа гражданских дел. Судныя и розыскныя дела в той же Коллегии в ведении и Поместной Приказ. 4. Ревизией. Счет всех Государственных приходов и расходов. 5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела, которыя были ведомы в Военном Приказе, и которыя прилучаются во всем Государстве. 6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими. 2.2 Содержание нового государственного права.

Итак, с появлением Синода фактически была завершено строительство абсолютной монархии. В 1722 году Петр I издает манифест Самодержец Всероссийский, декларирующий подчиненное положение Церкви по отношению к монарху и обосновывающий создание Духовной Коллегии для руководства всеми сторонами церковной жизни. Находит это отражение и в других основных актах Российской Империи. В Военном Артикуле было закреплено Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах не должен дать ответа, но силу и власть иметь свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять.

В Духовном Регламенте выражено Монарха власть есть самодержавная, которой повиноваться Сам Бог за совесть повелевает. Синод становится частью государственного аппарата. Происходит вторжение в духовное управление. Так, например, по указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить измену или бунт. В 1722 году Петр Первый издает Указ, ограничивающий рамки духовного сословия только священнослужителями и их прямыми наследниками, что в последующем сделает большинство дьяков и пономарей и членов их семей кабальными людьми.

Более 35 мужского состава приходского духовенства в результате было исключено из духовного сословия. Большинство историков делают вывод, что Петр Первый поставил цель по ослаблению и изведению монашества. Каковы причина На наш взгляд она заключается в следующем монашество было освобождено от податей и государственной службы, чего Петр Первый, как государственник просто не мог позволить.

В этих целях в период с 1715 по 1725 года издается множество, зачастую противоречивых актов. 26 января 1723 г. Петр Первый издал Указ в котором велит отныне впредь никого не постригать, а на убылые места определять отставных солдат. В прибавлении к Духовному Регламенту от мая 1722 года определено кого и как принимать в монахи, до мелочей регламентируется внутренняя жизнь в монастырях.

Весьма монахам праздным быти да не попускают настоятели, избирая всегда дело некое, а добре бы в монастырях бы завести художества. Волочащихся монахов ловить и никому не укрывать. Монахам никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток советных без собственного ведения настоятеля никому не писать, чернил и бумаги не держать. Монахиням в мирских домах не жить, ниже по миру скитатися ни для какой потребы.

Скитков пустынных монахам строити не попускати, ибо сие многи делают свободного ради жития, чтобы от всякой власти и надсмотрения удален жити возмогл по своей воле и дабы на новоустрояемом ските собирать деньги и теми корыстовался. Монахам разрешено выходить из монастыря только четыре раза в год. Запрещено переходить из монастыря в монастырь. Пострижение в монахи разрешается исключительно с разрешения царя. В случае смерти монахов монастырский приказ посылал в монастыри нищих, неизлечимых больных, сумасшедших и непригодных к работе каторжан Никольский Н.Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т. III М. 1912. с.69 Как указывает Зызыкин Он занят был сам преобразованием материальных сил народа, смотрел на подданных исключительно с государственной точки зрения, требовал чтобы решительно никто от такой именно службы не уклонялся, и монашеское отрешение от мира для него казалось тунеядством.

Такая узко материалистическая точка зрения Петра простиралась и на духовенство.

Монастыри перестают быть центром молитвы, подвига и связью с миром, прибежищем для обездоленных, а превращаются в монастырские богадельни, лазареты, теряют свой собственный смысл. Вся крайность петровского утилитарно материалистического воззрения сказалась в этой реформе монастырей, потребовавшей от монахов материального служения обществу, при убеждении в беспомощности их духовного служения, и уронившей значение монастыря. В целом, характеризуя государственное право сложившееся к концу царствования Императора Петра Первого, можно сказать, что впервые было создано гармоничный государственный аппарат и государственное право.

Петр Первый создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем Сената и прокуратуры и в областном управлении допускала активное участие сословных представителей дворянских земских комиссаров и городских в магистратах.

Для каждого органа входящего в административный аппарат действовала инструкция, имеющая силу закона будь то регламент или указ. В целях унификации работ коллегий и других государственных органов 28 февраля 1720 года Петр Первый издает Указ в результате которого принимается Генеральный регламент Полное название Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют Одновременно с реформой государственного аппарат шло реформирование и административного деления империи.

Указом от 18 декабря 1708 года принимается положение об учреждении губерний и росписании городов к ним. Формируется и городское право право местного самоуправления, так, 16 января 1721 года принимается Регламент или Устав Главного Магистрата. Глава 3. Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви.

Итак, к концу царствования Петра Первого Российская Империя получает механизм для управления духовными делами, который становится частью государственного аппарата. Мы уже отмечали, что многие исследователи относятся крайне отрицательно к церковной реформе Петра Первого, однако такая реформа оценивается ими через призму духовности и морали, в наши же цели входит рассмотрение исключительно юридическо-правовых результатов реформирования. На наш взгляд такое реформирования с точки зрения государственного, правового подхода можно оценить только как положительное.

Во-первых, была решена проблема двувластия двувластия церкви в лице Патриарха, иных церковных чинов и государственных органов законодательная, судебная, исполнительная. Во-вторых, была создана централизованная система управления государственными органами, в том числе и церковью с помощью духовной коллегии. Была проделана работа по созданию четкой иерархии духовных чинов, их распределение на определенные территории, что в целях проведения Губернской реформы имело особое значение.

В-третьих, была произведена унификация, и даже кодификация ряда правовых актов. О том, что реформа была результативна, говорит и тот факт, что такая система разделения полномочий государства и церкви продержалась вплоть до революции 1918 года, когда отношения государства и церкви были поставлены совершенно на иной лад. Были, конечно же, и недостатки реформы. Прежде всего это недостаточность законодательного разделения полномочий Сената и Синода, как мы отмечали, на практике возникала конкуренция данных государственных органов. Как отмечают историки, еще один недостаток слишком много членов синода напомним, что их количество достигало 12 человек.

Большинство историков отмечают, что при таком количестве членов в рамках коллегии трудно были прийти к одному мнению, возникала конкуренция, споры. Но этот недостаток одновременно является и достоинством, т.к. схож с демократическим принципом коллегиального принятие решений.

Значение реформы взаимодействия государства и церкви, как мы уже неоднократно отмечали, заключается в единой централизованной системе управления государством Российской империей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Церковный суд в период реформ Петра Великого

Список использованной литературы. Введение. Современная Россия это светское государство, государство в котором, церковь не просто отделена от… Не более чем век назад церковные органы и божественное происхождение власти… Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998. с.218 Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Содержание реформы взаимодействия государства и церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Полномочия церкви и государственных органов к началу
Полномочия церкви и государственных органов к началу. века законодательная, исполнительная, судебная власть. Середина XVII века ознаменована тем, что сословно-представительная монархия в Российском

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги