Достижения эллинизма

Достижения эллинизма. Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более тесное взаимодействие различных ее частей благотворно сказалось прежде всего на хозяйственной жизни. Это выразилось в стремительном развитии торговли и товарно-денежных отношений. Возобновились старые, были открыты новые торговые пути например, из Александрии в Индию через Нил, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив и аравийское море. Эллинистические цари принимали энергичные меры к поощрению торговых операций охрана торговых путей, налоговые льготы для купцов, строительство дорог.

Развитие торговли сопровождалось массовой чеканкой монет из запасов драгоценного металла, хранившегося в виде слитков в подвалах персидских царей. Показателем активного развития эллинистической экономики являлось интенсивное градостроительство в эпоху эллинизма было основано свыше 170 больших и малых городов греческого типа. Вновь основанные города стали крупными ремесленными, торговыми и культурными центрами.

Заметно усложнились социально-классовые отношения. В каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого полисного типа с традиционной общинной структурой древневосточного типа наряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее количество рабов классического типа. Усложнилась и структура господствующего класса в него вошли не только представители местной аристократии, но и иноземцы греки, македоняне, составившие его верхушку.

Противоречие между местной и греко-македонской аристократией усложнило социальную борьбу в целом. Появилась новая форма государственного устройства, пришедшая на смену традиционным типам суверенного греческого полиса и древневосточной деспотии эллинистическая монархия. Она сочетала в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков.

Обожествление правителя, его неограниченная власть наличие постоянного бюрократического аппарата, царская собственность на значительную часть земли, профессиональная армия признаки восточной деспотии сочетались с самоуправлением городов, имеющих ряд привилегий, где признавалась частная собственность на землю, собиралось Народное собрание, избирались совет и магистраты, функционировали некоторые полисные институты. Расширение ойкумены дало мощный толчок развитию культуры.

В эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, обогащался умственный кругозор, усиливалось творческое начало каждого человека. Социальная структура эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения полисного типа и древневосточных общинных отношений, многообразие социальных и классовых противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, которая воплощалась в различных идеологических системах, по-разному проявлялась в разных сферах культуры.

Государство предпринимало попытки направить культурное творчество в нужное русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных отраслей открытие музея. Возросла роль религии. Смешение греческой и восточной культур привело к взаимопроникновению религий, появились новые божества, соединявшие черты древнегреческих и древневосточных божеств Сарапсис. В целом эллинистический период характеризовался активным поиском новых религиозных форм и идей. Начала появляться тяга к монотеизму, усилился интерес к этической стороне религиозных учений.

В религиозных поисках рождались идеи, которые впоследствии стали основой христианства. Подобные поиски отражали усложнение социальной и политической жизни, нестабильность обстановки в эллинистических странах и вызванные этими процессами изменения в общем мировоззрении людей. В условиях постоянного перемещения больших масс людей по обширной территории эллинистического мира прерывалась связь человека с родным городом.

Он стал ощущать себя гражданином мира, космополитом. Подрывались основы коллективизма, появлялись чувство индивидуализма, вера в собственные силы, удачу. Это оказало значительное влияние на философию, поражавшую разнообразием идей и философских школ академики, перипатетики, стоики, эпикурейцы, киники. В литературе наблюдалось увеличение количества пишущих авторов, что свидетельствовало о повышении интереса широкой массы читателей к литературным произведениям.

Эллинистическая литература поражала жанровым разнообразием. Усилилось внимание к форме, идейное содержание произведений стало менее глубоким. Литература характеризовалась высоким интересом к обыденной жизни, усилением психологизма, вниманием к внутреннему миру человека. Сюжеты приобрели реалистичность. Масштабное градостроительство сделало необходимым повысить скорость возведения городов. Города стали строить по определенным принципам принципы регулярного города 1 тщательный подход к выбору места застройки 2 составление генерального плана застройки, рассчитанного на несколько лет 3 город разбивался на одинаковые кварталы, блочная застройка 4 улицы прямые, расположены перпендикулярно друг к другу 5 места для отдыха, развлечений, площади планируются заранее, изначально вносятся в план застройки. Главными архитектурными сооружениями были уже не храмы, как раньше, а места общественного назначения библиотеки, театры, стадионы.

Особенностью эллинистической эпохи является бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук. Большое значение уделяется возможности практического применения науки в военном деле, в строительстве.

Наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин.