рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аграрная реформа Столыпина

Аграрная реформа Столыпина - раздел История, Столыпин П.А. и его реформы Аграрная Реформа Столыпина. Сохраняла Крупные Помещичьи Латифундии, Возлагая ...

Аграрная реформа Столыпина. сохраняла крупные помещичьи латифундии, возлагая на них главные надежды. Но дворянское землевладение в силу целого ряда причин уходило в прошлое.

Отсюда и половинчатость реформы: защитить полностью дворянские интересы и создать новый класс в деревне - кулаки.

Это затрудняло и замедляло развитие капитализма в деревне, хотя прогрессивный характер столыпинской реформы очевиден. Несколько последующих законопроектов касались свободы совести. Были, кроме того, обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства, рабочим - профсоюзы и государственное страхование, в стране в целом - реформа образования. Вторая часть программы была изложена в том же духе. Столыпин твердо дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с "народным представительством". Об этом ярко свидетельствовали последние фразы выступления.

Заявив, что правительство для реализации этой программы готово совместно с законодательными учреждениями "приложить величайшие усилия", оратор сразу же пояснил, какое правительство он имеет в виду: правительство, которое "хранит исторические заветы России", т.е. самодержавно монархическую власть, правительство, которое "восстановит в ней /стране/ порядок и спокойствие, т.е. правительство стойкое и чисто русское, каковым должно быть и будет правительство его величества". * Спустя неделю, 13 марта, выступая по вопросу об отмене закона 19 августа 1906 года о военно-полевых судах, Столыпин сформулировал свое политическое кредо весьма определенно и достаточно образно: " Государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать законы для того, чтобы оградить себя от распада * П. А. Столыпин "Нам нужна великая Россия" 1991 Когда дом горит, господа, Вы вламываетесь в чужие квартиры, ломаете двери, ломаете окна " ** 10 мая Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса.

Мысль о праве выхода из общины и укреплении земли в качестве личной собственности, а также о создании хуторских и отрубных хозяйств, созрела у Столыпина задолго до назначения его министром внутренних дел. Еще будучи Ковенским уездным Предводителем Дворянства и Председателем местного Съезда Мировых Посредников, Столыпин энергично пропагандирует среди литовцев-крестьян идею об отрубах и проводить эту меру, достигая целого ряда, необходимых для начала этого дела, крестьянских приговоров.

Речь же была его коронная и итоговая речь во II Думе. Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином-бездельником и крестьянином-хозяином в пользу последнего.

Правительство " желает видеть крестьянина богатым, зажиточным, т.к где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода". Чтобы подчеркнуть генеральное значение избранного курса и твердую решимость претворить его в жизнь, Столыпин закончил свою речь фразой, которая, конечно, была заготовлена заранее: " Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия! " Из всех крылатых фраз эта, как показало время, в его ораторском арсенале оказалась лучшей и наиболее политически эффектной.

Столыпинская аграрная программа настолько совпадала с аграрной программой Совета объединенного дворянства, что все тогдашние политические наблюдатели, от кадетов до большевиков, прежде всего, подчеркивали это родство.

Цитированный выше кадет А. С. Изгоев отмечал, что программа Столыпина - это программа "объединенных дворян". В июне 1906 года будущий лидер умеренно-правых Балашов в записке царю писал: " Дайте, государь, крестьянам их земли в полную собственность, наделите их новой землей из государственных имуществ и из частных владений на основании полюбовной частной сделки, усильте переселение, удешевите кредит, а главное - повелите приступить немедленно к разверстанию земли между новыми полными ее собственниками, и тогда дело настолько займет крестьян и удовлетворит главную их потребность и желание, что они сами откажутся от общения с революционной партией". Нетрудно видеть, что здесь перечислены все пункты столыпинской аграрной реформы.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь.

Обсуждение его шло более полугода. Докладчиком аграрной комиссии по праву стал октябрист С. И. Шидловский. С первых же слов он был вынужден признать, что еще совсем недавно идея конфискации помещичьей земли находилось в плоскости практического решения, а в настоящий момент продолжает оставаться заветной крестьянской мечтой. Отвергая такой подход в принципе, докладчик противопоставил ему идею личной крестьянской собственности на землю.

Только такая собственность выведет крестьянина из нужды, сделает из него свободную личность. " Если кто действительно же лает обращения нашего государства в правовое утверждал он то не может высказаться против личной собственности на землю". Самой выразительной была речь Маркова 2-го, как всегда грубо откровенная, а потому и наиболее ценная. С презрением отвергнув кадетский тезис о том, что право выше силы, Марков без обиняков заявил: " Я думаю, что сила выше писаного права". Это был исходный тезис. " Я нисколько не опасаюсь того, говорил он да лее, что часть крестьян неизбежно при этом обезземелеет, и опять-таки в этом я не вижу ни малейшего зла". Устами Маркова помещичья контрреволюция ясно дала понять, что для сохранения своих земель она не остановится ни перед каким насилием.

Позиция же кадетов обуславливалась двумя главными мотивами: пониманием, что с каждым годом действия указа 9 ноября их собственная программа " принудительного отчуждения " становится анархизмом весьма обоснованным опасением, что в случае краха столыпинского аграрного курса в стране разразится новая революция.

Поэтому в их выступлениях основным мотивом был призыв к осторожности, к разъяснению, что " принудительное отчуждение " лучше, чем указ 9 ноября. Первый кадетский оратор Шингарев начал свою речь с характерного признания: "Этот кошмарный аграрный вопрос в России обладает странным свойством феникса, вновь возрождающегося из, казалось бы, потухшего пепла". * Призыв Шингарева к осторожности распространялся прежде всего на общину.

Он защищал ее "жизнеспособность, способность к "здоровой" революции", требовал сохранения за выделенными землями характера надельных земель. "Я чело век западной культуры вторил ему второй кадетский оратор, А. Ф. Бабянский но я был учеником знаменитого профессора К. Д. Карелина в 80-х годах. Это тоже человек западный, но я помню его поучения в этом отношении. Он говорил: "Господа, берегите общину, вы помните - это вековой институт". ** В основе всей кадетской критики указа лежал страх перед революцией.

Еще на заседании земельной комиссии 16 января 1908 года кадет А. Е. Березовский заявил: "Указ приведет к образованию сельского пролетариата, который волей-неволей нами этой свободой толкается на грабежи и присвоение чужой собственности " Большинство же правых крестьян высказались в духе законопроекта 42-х. Говорилось, что в аграрном вопросе должны быть разрешены еще многие другие стороны, т.к. не суть важно, что острота явилась в аграрном вопросе от 9 ноября, а суть важно и остро это безземелье и малоземелье крестьян". "Если я голоден сказал далее Андрейчук все равно буду кричать: "есть хочу" . Поэтому необходимо частичное отчуждение". Очень точно отношение правых депутатов-крестьян Могилевской губернии выражал Шевцов " он /народ/ ожидал вовсе не указа 9 ноября, он его и не ожидает; он ожидает не разделения наших земель, которые у нас есть, он ожидает каких-либо источников наделения крестьян землей Поэтому, про указ 9 ноября я упоминаю с болью в сердце " Трудовик же защищал общину как выразитель определенной доктрины. В ней он видел одно из средств борьбы против 9 ноября.

Община, по его мнению, худо ли, бедно, но все же защищала крестьян от быстрого и массового обезземеливания, которым грозил столыпинский указ. Что же можно сказать о реализации и итогах этой реформы? Важнейшими инструментами разрушения общины и насаждения мел кой личной собственности были крестьянский банк и переселение *, ** Шигловский "Воспоминания" Закон 14 июля 1910 года действовал в течение 8-9 лет. НА 1905 год в европейской части России насчитывалось 12,3 млн. крестьянских дворов.

Сопротивление крестьян не позволило добиться сколько-нибудь массовой хуторизации.

Деятельность Крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Переселенческая политика особенно наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселение не разрядило сколько-нибудь значительно земельной тесноты.

Число переселенцев и ушедших в города не поглощало естественного прироста населения. Большинство оставалось в деревне, еще более увеличивая земельную тесноту и аграрное перенаселение, таившее в себе угрозу нового революционного взрыва в деревне. Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Но прежде всего столыпинский курс провалился политически. Он не заставил крестьянина забыть о помещичьей земле, как рассчитывали вдохновители и авторы указа 9 ноября.

Законы 14 июля 1910 года и 29 мая 1911 года не только не сняли социальной напряженности в деревне, но и усилили ее до предела. Помещичье землевладение и подлинно быстрый экономический прогресс в деревне были несовместимы. Осуществление второго требовало в качестве непременного предварительного условия уничтожения первого. Сохранение помещичьего сословия с его привилегиями означало сохранение бесправного крестьянского сословия с его обычным правом, волостным судом, " властью мира " и т.д. В этом - корень крестьянской ненависти к помещику.

Это была самая сильная крестьянская традиция, уходившая корнями в вглубь веков. Из поколения в поколение в крестьянском сознании господствовала одна ведущая идея: земля принадлежит народу, то есть крестьянству, а не помещику. Она была дала последнему вместе с крестьянами за военную службу, то есть временно. Теперь этой службы с земли нет и земля должна вернуться к тем, кто ее обрабатывает своим трудом.

Это была генеральная идея крестьянства, основанная на его исторической памяти, и пока она жива, столыпинский аграрный курс имел мало шансов на успех, что и доказала жизнь. Рабочий вопрос, так же, как и крестьянский достался Столыпину в наследство от революции 1905-1907 годов. До этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование, доказывая, что в России нет рабочего класса в западноевропейском смысле этого слова, а есть всего лишь "сословие фабричных людей", вчерашних крестьян, готовых в любой момент бросить завод, фабрику, шахту, чтобы вернуться в деревню.

Программа, выработанная рабочей комиссией, во главе которой стоял В. К. Коковцов, уже целиком исходила из посылки, что в Рос сии рабочий вопрос носит такой же характер, как и на Западе, и, следовательно, решать его надо так же как, например, решил Бисмарк в Германии. В соответствии с этим была разработана программа, сводившаяся к четырем основным пунктам: 1. обязательная организация больничных касс на базе совместных взносов и хозяев и рабочих; 2. создание на фабриках и заводах смешанных органов из представителей администрации и рабочих; 3. сокращение рабочего дня с 11.5 часа до 10, ограничение за коном количества сверхурочных работ; 4. пересмотр статей закона, карающих забастовки и досрочные расторжения договора о найме.

В записке "Петербургского общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности" от 12 мая возражения против проекта о сокращении рабочего дня до 10 часов сводились к двум основным доводам: - сам факт государственного вмешательства в нормировку рабочего времени неприемлем; сокращение приведет к тому, что русская промышленность "будет устранена навсегда от какой-либо роли в международном соревновании". * Общее же

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Столыпин П.А. и его реформы

История - это сплошная равнодействующая поступков множества личностей, каждая из которых складывается в зависимости от общественных и культурных… Имя Столыпина всегда вызывало споры, его упоминание сразу же втягивает нас в… Правда, политическая карьера Столыпина была недолгой - всего 5 лет. За это время он был министром внутренних дел и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аграрная реформа Столыпина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги