рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы - раздел История, Русская Иконопись: Художественное Значение, Сюжеты, Образ Спаса, Образ Богоро...

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы СОДЕРЖАНИЕ 1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 1. Корни древнерусской иконописи 2. Причины забвения русской иконы 3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней 2. ЯЗЫК ИКОН 1. Сюжеты древнерусской живописи 2. Образы Спаса 3. Образы Богородицы Список литературы 1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 1. Корни древнерусской иконописи Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня.

Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.

Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси. С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом левкасом) , как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего это Священное Писание, Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал.

Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту. 2.

Причины забвения русской иконы

1.3. . Причины забвения русской иконы. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстоя... Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в Росс...

Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней

Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о древнерус... Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящем... минеральными красками. Признание за древней живописью художественного значения, рост интереса... Общение со старообрядцами давало поэтому возможность познакомиться с б...

Сюжеты древнерусской живописи

Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова - плохо известно Свящ... Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: "Кто изображен? Что изобра... . Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычай... Мы, также как и они, привыкли с детства е европейской живописи (потому...

Образы Спаса

Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный в Новгор... Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусско... И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV... К произведениям художника евангелиста причислялась и икона "Богоматерь... В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенце...

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ . М Изобразительное искусство, 1978. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи М Просвещение, 1993. Володарский Н. И. По залам Третьяковской галереи. - М Изобразительное искусство, 1970. Иванов А. П. Духовные основы церковного искусства Журнал московской патриархии N5 1989, с. 67. Любимов Л. Д. Искусство древней Руси. - М Просвещение, 1974. Успенский А. А. Искусство русской церкви. Иконопись Журнал московской патриархии N8 1987, с. 73. Ямщиков М. С. Сокровища Суздаля. - М. Изобразительное искусство, 1970.

– Конец работы –

Используемые теги: Русская, иконопись, художественное, значение, сюжеты, образ, Спаса, образ, Богородицы0.121

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права
До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…

Значение текста в художественном образе древнерусской рукописной книги конца XIV – начала XV века
Отсюда понятно особенное отношение каждого православного христианина к книге как таковой, и к книжному мастерству в частности. Поэтому постоянный… А такой подход, в свою очередь, строится на внимательном предварительном… Что касается отдельных работ, изучающих художественные особенности и динамику художественного взаимодействия текста и…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Значение любовного сюжета в романе Г. Грина "Тихий американец"
После второй мировой войны был корреспондентом журнала "Нью рипаблик" в Индокитае. С начала своей литературной деятельности (конец 20-х годов) Грин… Книги Грина всегда обнаруживают большую любовь к человеку, тревогу и боль за… Но появление этого политически острого и реалистического романа было подготовлено всей предыдущей эволюцией Грэма…

Образы русских женщин в романе "Война и мир"
На страницах романа оживает история, встают люди воплоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями,любовью и… Толстой нарисовал широкую картину жизнидворянского общества, изобразил его со… АннаПавловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухованесут в себе прежде всего черты своего…

Образ России в русской литературе, Пушкин-Гоголь-Достоевский
Речь прокурора обрамлена апелляциями к "великому писателю": "Великий писатель предшествовавшей эпохи, в финале величайшего из произведений своих,… Так, господа, это пусть, пусть сторонятся, почтительно или нет, но, на мой… А это только еще прежние кони, которым далеко до теперешних, у нас почище" (15;125). И в конце речи: "Не мучьте же…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ скучающего героя в русской литературе XIX века Мне захотелось больше узнать об этом литературном типе, о предпосылках его появления, о том, каких героев литературы можно назвать «скучающими».… Основная часть «Скучающий герой» как литературный тип. Предпосылки его… Нередко литературному типу дается своё название, например «тургеневская девушка», «маленький человек», «униженные и…
  • Природа художественного образа Художественный образ существенно отличается от обычного образа-представления, так как выступает не просто как сходство с действительностью.… Таким образом, художественный образ - это конкретно чувственное и в то же… Художественный образ концентрирует в себе самом духовную энергию создавшей его культуры или человека. Он представляет…
  • Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири Очень популярным в исторической литературе вплоть до 40-х гг. XIX в. было сравнение русских казаков в Сибири с испанскими конкистадорами в Америке… Туземцы рассматриваются исключительно как страдательный объект, по отношению к… Хотя, на наш взгляд, именно исследуя восприятие туземным населением русских, можно выяснить глубинный причины…
  • Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы,… Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в… Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с …
  • Творчество Андрея Рублева его значение для развития русской национальной культуры С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство… Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, Означало, что он является младшим в артели. Но…