рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История возникновения баптизма

История возникновения баптизма - раздел История, Баптизм История Возникновения Баптизма. Христианство Никогда Не Было Однородным - В Н...

История возникновения баптизма. Христианство никогда не было однородным - в нем постоянно возникали соперничающие и враждебнее друг другу церкви, группы, ереси, толки и т.п. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково усваивались различными социальными слоями, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций.

Но, начиная с XVI в, прежде разрозненные проявления оппозиции католической церкви слились в мощный поток, захвативший Европу и давший начало новой разновидности христианства – протестантизму, в русле которого и возник баптизм.

Истинные побудительные мотивы реформации коренились в социально-политической сфере. Догматы католической церкви, как отмечал Энгельс, приобрели характер политических аксиом. Поэтому борьба крепнувшей буржуазии против средневековых порядков закономерно вела к пересмотру установившихся католических догм. Протестантизм означал реформацию на буржуазных началах католической церкви, приспособившей христианство к сословной средневековой деспотии. Именно эта социальная природа протестантизма позволяет понять особенности его догматики и культа.

Выступая против церкви, как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отвергли и богослужебную практику католической церкви, и те догматические положения, на которых она основывалась. Обосновывая свои реформы, протестанты ссылались на адекватное прочтение «священного писания», которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры, отвергая «священное предание», закрепившее социальную практику и положение католицизма в условиях феодализма.

Протестанты отвергли католическую церковь и большинство церковных обрядов: поклонение иконам, святым угодникам, культ девы Марии. Они ликвидировали институт священства, монашества, пост; из семи церковных таинств они сохранили лишь крещение и причащение. Отрицая католическое учение о церкви как необходимой посреднице в деле спасения людей, «добрые дела и подвиги благочестия» - как непременные ступени к загробному воздаянию, протестантские богословы противопоставили им учение о единоспасающей личной вере. Было выдвинуто иное учение о церкви, изменениям подверглось толкование принципов религиозной нравственности и т.д. Протестантское прочтение Библии было глубоко обусловлено реальными, земными интересами буржуазии и в религиозной форме отразило ту борьбу, которую она вела против феодального строя. А поэтому степень решительности, с которой в различных странах осуществлялась реформация католической церкви во многом зависела от остроты классовой борьбы в данной стране, от той социально-политической обстановки в которой она проходила.

Особую форму реформация приняла в Англии, на родине баптизма.

Окончательное утверждение англиканства произошло в 1563 году, когда королева Елизавета провозгласила так называемые «39 статей» в качестве так называемой религии, непосредственно подчиненной королевской власти. В статьях отвергались католический догмат о чистилище, практика индульгенций, папская власть, почитание икон, мощей и святых угодников, католические святые, обет безбрачия священников и др. С другой стороны, был сохранен догмат о церкви как о необходимой посреднице в деле спасения людей, деление на священство и прихожан.

Была сохранена также церковная иерархия. Баптизм возникает здесь в начале XVII вв. как один из продуктов развития так называемого пуританизма – движения, направленного на дальнейшее очищение английской церкви от католицизма. Развитие буржуазного уклада, укрепление английской буржуазии, требовавшей дешевой и послушной церкви, вызвало движение так называемых пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение церкви от «папизма». Речь, в частности шла об изменении англиканского богослужения, во многом напоминавшего римско-католическое, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений. Пуритане требовали также реформ в организации церкви и замены епископальной системы так называемой пресвитерианской, при которой церковь управляется пресвитерами, избираемыми общинами.

Движение пуритан не было однородным.

Наиболее радикальные требования выдвинули баптисты, связанные в основном с мелкой буржуазией. Они выдвинули идею о том, что членом поместной церкви может быть лишь тот человек, который «сознательно» принял крещение, а поэтому бесповоротно отвергли крещение детей. Именно потому, что учение о крещении обозначило отличие новой церкви от родственных ей течений, за ее последователями постепенно закрепилось название «баптисты». Если остальные разновидности пуританских течений требовали отделения от официальной церкви и самостоятельности в решении религиозных вопросов, то речь шла конкретно об англиканской церкви и королевской власти.

В принципе же, они считали, что светская власть ответственна за состояние церкви и должна оказывать ей поддержку, и надеялись со временем такую поддержку получить. Баптисты же в принципе отвергали право светской власти вмешиваться в религиозные дела. Фактически же история появления баптизма такова.

В 1606-1607 гг две группы английских сепаратистов (одно из направлений пуританства) из Линкольншира переселились в Голландию. Одна из них под руководством Джона Смита нашла приют в Амстердаме и положила начало баптизму. Смит учил, что крестить следует лишь тех людей, которые смогут представить убедительные доказательства своей преданности Христу. Поскольку все существовавшие в то время церкви Джо Смит рассматривал, как неистинные, то он сам крестил себя обливанием, а затем окрестил своих сторонников, организовав первую в истории баптистскую церковь. В 1611 голу группа его последователей вернулась в Лондон и образовала первую баптистскую общину на английской земле.

Вскоре была опубликована «Декларация веры» новой церкви. В ней нашли отражения те особенности баптизма, о которых мы говорили. Так, например, здесь говорилось: «Магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии или свободы совести, заставлять или принуждать людей к исполнению той или иной формы религии или учения, но он должен предоставлять христианское вероучение свободной совести каждого». В «Декларации» было также было также четко сформулировано баптистское учение о церкви: «Видимая церковь состоим только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос приносит впредь плоды, способные улучшить жизнь… Видимая церковь есть мистическая форма истинной, духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей». Баптисты делятся на общих и частных.

Баптистская доктрина вырастала на основе протестантской теологии Лютера и Кельвина.

Отвергая претензии католической церкви на роль непосредственной посредницы в деле спасения, Лютер выдвинул учение о том, что спасает лишь личная вера человека. Но вера эта по Лютеру не есть результат благочестия самого человека, она возникает под воздействием святого духа, который тем самым удостоверяет «избранность» данного индивида к спасению. Эти идеи нашли своеобразное отражение в учении Кельвина.

Если вера имеет своим источником исключительно благодать божью, рассуждал он, то лишь от нее зависит судьба человека. Допустить же свободу воли – значит поставить промысел божий в зависимость от человека. Отсюда Кельвин формулирует свой известный догмат абсолютного предопределения, согласно которому бог «от века еще раньше, чем они совершили что-либо, благое или дурное», одних людей избрал к вечному спасению, других – к вечному проклятию. Тем самым искупительная жертва Христа распространялась лишь на часть людей – на тех, кто изначально записан в «книге жизни». Такой взгляд получил наименование догмата частного искупления, а баптисты, разделявшие его – частных баптистов.

Но среди протестантов было распространено и другое понимание концепции избранности. Акцент делался на наличие у человека свободы воли, возможность выбора им пути праведности или пути греха. Предопределение понималось, как предузнание. Христос, говорили они, искупил грехи всех людей и дал возможность спастись каждому человеку.

Но бог с самого начала знал, кто воспользуется данной возможностью, а кто останется в грехе. Таков догмат общего искупления, а сторонников его среди баптистов называли общими баптистами. Джон Смит придерживался догмата общего искупления. Он прямо указывал, что «господь не предопределил ни одного человека к уничтожению» Первая баптистская община была, таким образом, церковью общих баптистов. Численность общих баптистов росла медленно. В 1626г. В Англии было лишь пять церквей, которые объединяли около150 последователей. В целом общие баптисты не оказывали существенного влияния на главный поток формирования мирового баптизма.

Другая ветвь баптистов, так называемые частные, баптисты возникла независимо от группы Смита. Первая английская церковь частных баптистов была основана Джоном Спилсбери в 1638 г в Сосворке. Они исповедовали догмат «частного искупления». В 1644 г. Существовало 7 таких церквей, и было принято так называемое Лондонское исповедание веры, состоящее из 50 статей.

Оно признавало крещение путем погружения в воду. В итоге долгих споров и взаимного соперничества баптистских церквей в XVIII в. складывается система так называемого закрытого членства, которая впоследствии становится отличительной чертой частного баптизма. Именно частные баптисты оказали наибольшее влияние на последующее развитие баптизма в Англии, США и на европейском континенте.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Баптизм

Вера в Бога, каким бы он ни был – неотъемлемая составляющая человеческого социума: Бог появляется с рождением сознания и как порождение сознания.Для… И тогда на место язычества приходит монотеизм. Самой распространенной… Основываясь на догмате свободной воли, христианство, тем не менее, этой самой свободной воли не приемлет,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История возникновения баптизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Баптизм и библия
Баптизм и библия. Когда человечеству сообщают об образовании новой религии, она рекламируется как единственно истинная реконструкция «священного писания», как самое «подлинное» божье слово, очищенн

Баптизм и труд
Баптизм и труд. Как правило, баптисты работают добросовестно, строго соблюдают трудовую дисциплину. Баптистские проповедники расценивают труд, как долг человека перед богом, как выполнение божестве

О баптистском утешении
О баптистском утешении. Рекламируя свою веру, современные защитники баптизма усиленно подчеркивают ее способность врачевать душевные раны, играть роль бальзама, облегчающего его душевные страдания.

Баптизм о смысле жизни
Баптизм о смысле жизни. По мнению баптистов только вера в Христа способна дать ответ на вопрос о смысле жизни, раскрыть конечную тайну бытия. Главное для баптиста – достичь райского блаженства, поэ

Обрядовость
Обрядовость. Первым обрядом, с которого начинают баптисты – обряд крещения. Процедура крещения – особый, в деталях отработанный ритуал, торжественно обставленный в день рождения «нового человека».

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги