история книгопечатания

ВВЕДЕНИЕ 1 ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ 2 ИВАН ФЕДОРОВ 3 НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16 ВВЕДЕНИЕ История книги — это составная часть истории культуры, а сама книга - «инструмент насаждения мудрости» (Я. Коменский), наиболее полное и всестороннее выражение культуры человечества.Другие средства массовой коммуникации, даже такие прогрессивные, как телевидение только вспомогательные средства развития культуры.

Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга помогает обществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний, накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества, его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологию производства книги и организацию ее распространения.

Ф. Энгельс в «Диалектике природы» среди важнейших изобретений, которые подорвали устои феодального общества, назвал изобретение печати и бумаги. Великий французский писатель Виктор Гюго назвал открытие книгопечатания «величайшим историческим событием. В нем зародыш всех революций». Как сложное явление социальной и культурной жизни книгу можно исследовать, исходя из разных аспектов. Историка литературы или науки в первую очередь интересует содержание книги, а ее история представляется ему сменой литературных школ и научных концепций.

С иной точки зрения смотрит на ее развитие историк книги. Вполне понятно, что и он не может изучать ее историю вне связи с культурой, литературой, наукой. Анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга обязательная исходная точка для исследователя ее исторического развития. В зависимости от задач, которые в разные эпохи приходится решать книге, меняется и ее тематическое содержание.

Эти изменения также одна из специфических проблем истории книги. Нельзя обойти вниманием и проблему формирования читательской аудитории - процесс этот определяется общим культурным уровнем общества, состоянием системы просвещения, которая готовит книге читателя. Историка книги интересуют, естественно, и организация книгоиздательского дела, а также техника и технология производства. При этом мы рассматриваем историю книги как нечто единое, не деля ее на две обособленные части: историю рукописной и историю печатной книги.

Мы рассматриваем, как видоизменялись материалы, из которых изготовлялась книга (глина, папирус, береста, пергамен, бумага и т. д.). Нас интересует эволюция материальных форм книги (глиняная или деревянная табличка, папирусный или пергаменный свиток, бумажная книга-блок и т. д.). Нами исследуется искусство оформления книги: письменные знаки, если книга рукописная. Шрифты, если печатная; иллюстрации, инициалы, заставки и концовки, другие украшения книги и ее переплета; издательское оформление книги - формат, титульный лист, пагинация и т. д. 1

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

«Порча» книг порождала ереси, вела к религиозному вольнодумству. В усл... Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные к... Имя их печатника известно — Швайпольт Феоль. в Москве, — первая печатная русская книга, о которой известно, кто, гд... в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

После издания Часовника деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца... Однако это здравое рассуждение не может быть окончательно принято, ибо... Из послесловия к "Апостолу" известно, что работа над ним велась в тече... В этом отношении издание "Апостола" еще раз показывает его государстве... Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В XVI в. в Москве было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, при этом тираж в несколько сотен экземпляров считался большим. Читать в Древней Руси учились обычно по Псалтыри, книге церковных псалмов. Но были и специальные буквари или «азбуки». Первый букварь напечатал еще в 1574 г. сам Иван Федоров.

Книгопечатание в Москве развивалось и после Ивана Федорова. В столице первопечатник оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежу. В 1567-1568 гг. они возродили московскую типографию, из которой в 1568 г. вышло первое послефедоровское издание - Псалтырь. В 1571 г. пожар уничтожил Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организована типография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь. После долгого перерыва в 1589 г. в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на котором Андроник Невежа издает Триодь постную.

Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000-1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Немировский Е.Л. Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине М.: АСТ- Пресс книга, 1975 413 с. 2. Прибытков В. Иван Федоров: Жизнь Замечательных Людей М.: Молодая Гвардия, 1964 304 с. 3. ].