рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В Формирование учения. Тезисы против индульгенций

Работа сделанна в 2007 году

В Формирование учения. Тезисы против индульгенций - Курсовая Работа, раздел История, - 2007 год - Лютеранская реформация в Германии В Формирование Учения. Тезисы Против Индульгенций. Религиозно-Философс...

В Формирование учения. Тезисы против индульгенций.

Религиозно-философское учение Мартина Лютера начало складываться в 1813-1816 гг. В своих Чтениях о Псалмах , Чтениях о Послания Павла к Римлянам и Чтениях о Послании Павла к Галатам, с которыми доктор Мартинус выступал перед внттенбергскими студентами в эти годы, будущий реформатор бьется над масштабными мировоззренческими проблемами о сущности добра и зла, о заданных целях и жизненном призвании, о страдании и активном человеческом действии.

Евангельский текст рассматривается Лютером как до парадоксальности сложное нравственное поучение, из которого не только неправильно, но и кощунственно было бы делать гадальную книгу, или исторический источник для ознакомления с древностью, или инструкцию для христианских церковных обрядов. Распятый Христос, заключал он, всего лишь страстотерпец. Ничего иного о нем сказать нельзя. Все его силы отданы претерпеванию своего страшного удела.

Человечность Иисуса состоит просто и том, что он отказывается помочь себе в качестве сына божьего, творца многих чудес, и полагается на милосердие Бога-Отца, терпеливо ожидая его спасительного решения даже тогда, когда теряет надежду. Распятый Христос не думает о других перед лицом злословящей человеческой толпы он остается один па один со своей трагической судьбой. И если, как-то полагает Эразм, сущность нравственного исчерпывается с ужением людям, заботою об их благе и пользе, то в свой последней час Иисус безнравственен Там же, с. 77 Но разве позволительно, рассуждал Лютер, так судить о Христе? Нельзя подводить его человечность под нашу мерку гуманного, а его достоинство - под наше суждение о достойном нельзя, даже если эта мерка и это суждение соответствуют заповедям, провозглашенным для нас самим же Иисусом.

Развивается центральная идея лютеровской теологии креста крестный подпит Иисуса выше всех заповедей - и ветхозаветных, и евангельских.

Если декалог есть лишь приуготовление к пониманию Нагорной проповеди, то Закон в целом есть лишь при-уготовление к последней и решающей добродетели, которую Иисус явил людям уже не через проповедь, а своим образом и примером. Христос не заслужил, а выстрадал воскресение. Он вознесен на небо не за благодеяния, оказанные? им людям в благодеяниях этих Иисус как раз сын божий, чудодей, и они ему ничего не стоят он вознесен как человек, с несгибаемым смирением претерпевший крест.

В 1513-1516 годах Лютер был еще далек от того, чтобы сознательно провоцировать какие-либо сравнения Христа и папы. В Чтениях Лютер не покушается ни на одно из догматических утверждений католицизма о папстве, о чистилище, о поклонении иконам, о почитании святых, о постах и обетах. Вполне достаточно, по его мнению, если христианин, прилежно исполняя все требования, вытекающие из догматов, будет правильно внутренне относиться к своим действиям, то есть видеть в них не искупительные и жертвенные акты, а такие же крестные испытания, как болезни, тяготы, унижения и самые обычные мирские заботы.

Однако уже в середине 1516 года Лютером начинает овладевать иное умонастроение. В конспекте Чтений о Послании Пасла к Римлянам встречаются достаточно страстные и резкие суждении о состоянии церкви. Римская курии вконец развращена и отравлена пишет Лютер это чудовищное смешение всех мыслимых распутств, кутежей, плутен, амбиций и низких злодеяний. Рим бесчинствует сегодня так же если не больше, как и во времена цезарей. Поэтому сегодня апостолы еще нужнее, чем в прошлом Там же, с. 84 В апреле 1517 года выходит в свет его первое, на латыни написанное, сочинение Семь покаянных псалмов в немецком толковании. Оно не содержит никаких полемических выпадов, но Лютер надеется, что книга вызовет критику, и тогда, защищаясь, он сам будет вести себя как полемист и критик.

В начале сентября появились 95 лютеровских тезисов, направленных против схоластики. Лютер утверждал в них, что схоластическое богословие губит веру, но в доказательство приводил ряд соображении, которые сгодились бы и для обличения схоластики как врага свободного научного исследования.

День вывешивания Тезисов считается первым днем немецкой реформации се юбилей отмечается 31 октября. Хочется думать, что Тезисы представляли собой грозный манифест, где бичуются все пороки и изъяны средневековой римско-католической церкви. На деле они не таковы. Никаких политических призывов Лютер не формулирует.

О преступлениях и бесчинствах, совершаемых папой и его приспешниками, он также почти ничего не говорит. Даже недовольство священной торговлей обменом небесных сокровищ на грязные деньги выражается им куда менее решительно, чем, например, авторами Писем темных людей, распространившихся по всей Германии. О чем же тогда говорит Лютер? В тезисах 1-4 он объявляет, что подлинное покаяние не есть одноактное действие, исполняемое по требованию заезжего попа, а внутренний процесс, длящийся в течение всей жизни христианина.

И если человек кается воистину, то он готов принять небесные наказания и не имеет никакой задней мысли о безнаказанности. В тезисах 5-7 Лютер выдвигает свое основное положение ни от каких небесных кар ни от адских, ни от очистительных церковь освобождать не может. Папа вправе простить христианину нарушение своих собственных постановлений, но не нарушение божьих требований. В тезисах 8-29 рассматривается вопрос об отпущениях для умерших и отвергается их основная предпосылка - пресловутая власть папы над чистилищем.

Римский владыка может облегчить участь томящихся гам грешников разве что своими молитвами, но будут ли они услышаны богом, никто не знает. В тезисах 30-40 Лютер говорит об отпущениях для живущих. Вечное проклятие, заявляет он, грозит тем, кто уверен, будто индульгенции дают гарантию небесного оправдания и спасения. Причем прокляты они будут вместе с наставниками, которые это внушают. Реформатор еще раз подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, не бежит небесного наказания а с терпеливой готовностью ждет и даже ищет его. Однако теперь эта горькая тема разом получаст парадоксальное разрешение но кто раскаивается так то есть до готовности принять муку за грехи, тот уже без всякой индульгенции получает прощение своей вины. В тезисах 41-51 Лютер касается церковного повода последней кампании по продаже оглушений - сбора средств на строительство храма св. Петра. Пожертвования на это строительство, заявляет он, не лучше и не хуже любого другого чистосердечного дела. Но кто экономит на подаянии бедным, чтобы купить индульгенцию, тот не только не заслуживает благосклонности бога, но и навлекает на себя его гнев. 50. Должно учить христиан если бы папа знал о вымогательских приемах этих продавцов, он охотнее увидел бы собор св. Петра в руинах, чем согласился бы строить свой храм на содранных шкурах и на костях. 51. Должно учить христиан папа готов, если потребуется и таков его долг, продать собор св. Петра, чтобы раздать свои деньги большей части тех, из чьих карманов черпали продавцы индульгенций. Лютер но хочет верить, что индульгенции под строительство собора св. Петра распространялись по распоряжению главы церкви.

Его заявление одновременно и верноподданническое Лютер показывает, что у него чрезвычайно высокое мнение о папе, и вызывающее.

Последнее акцентируется тезисом 86, заканчивающимся таким вопросом Почему папа, который сегодня богаче Креза, не построит на свои деньги храм св. Петра, а строит его на деньги бедных верующих? В тезисах 53-63 реформатор разъясняет, что существование такого небесного сокровища заслуг, которое может обмениваться на земные сокровища, было бы к выгоде богатых и невыгоде бедных.

В тезисе 58 декларируется, что, если и существует сокровище заслуг, накопленных Христом и святыми, то оно - так же, как крест, смерть и ад - достается грешнику не по милости папы. В тезисах 69-80 Лютер говорит, что знание свойств бога и средств его умилостивления, которое с таким самодовольством преподносят торговцы индульгенциями, есть пагубное для веры мечтательство в языке позднего средневековья это слово использовалось для обозначения того, что позже стало именоваться иллюзией. Фактически исчерпав свою тему, Лютер в торжественном заключении тезисы 92-95 кратко излагает уже упоминавшуюся главную идею ранних виттенбергскнх Чтений. Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом.

Он не рассчитывает на гарантии, предоставляемые разрешительной грамотой.

В чистосердечном раскаянии и претерпевании горестей мира видит он путь к спасению. Тезисы - сдержанный, суровый и горький документ.

Исключительная проницательность Лютера состояла в том, что он разглядел это историческое строение священного товара. Тезисы звучали как манифест человеческого самоуничижения и вместе с тем содержали дерзкую мысль о неправомерности всех наказаний и боров, которые церковь налагала и продолжает нал гать на христиан от лица оскорбленного бога. Читатели Тезисов прекрасно расслышали эту мысль. В уме верующего простолюдина возникала цепь антиклерикальных умозаключений.

Если до бога доходит только раскаяние грешников, если он вовсе не требует от человека никаких искуплений и жертв, значит, все, что церковь взыскала с них в течение веков, присвоено ею не по божественному праву. Отсюда уже нетрудно было перейти к идее секуляризации церковных имуществ и к отвержению церковно-феодального гнета.

Сам Лютер еще совершенно не был готов не только к отысканию, но и к восприятию подобных выводов. Между тем в самом Виттенберге поначалу было тихо. Университетское начальство отказало Лютеру в диспуте, Улеглись и вспыхнувшие было студенческие дебаты о Тезисах. Их общественное воздействие началось не с плаката, вывешенного па дверях виттенбергской Замковой церкви, а с писем, которые доктор Мартинус отослал в другие города Германии. Эрфуртские корреспонденты заинтересовались Тезисами и, не дожидаясь разрешения Лютера, стали их распечатывать и распространять.

В декабре Тезисы появились в Нюрнберге в немецком переводе, а в Базеле - и виде книжки. К началу 1518 года они были уже известны по всей Германии. То там, то здесь их вывешивали для всеобщего обозрения. Разговоры о Лютере шли в княжеских замках, бюргерских домах, на рынках. В поддержку виттенбергского теолога выступил епископ мересбургскнй Флек, известный своими независимыми суждениями. Великий нюрнбергский художник Альбрехт Дюрер в знак восхищения Лютером прислал ему несколько своих гравюр.

Как чувствовал Лютер? Он был совсем не рад этому обрушившемуся на него признанию. Он ведь искал всего лишь спора с учеными коллегами и, несмотря па категоричность, с какой формулировались Тезисы, вовсе не считал их выражением окончательной истины. Он готов был к диспуту, но не к роли народного глашатая. В начале 1518 года Лютер подготовил и опубликовал два сочинения. Одно, Разъяснение к диспуту об отпущениях, было написано на латыни и адресовалось ученой богословской аудитории.

Другое, Разговор об отпущениях и милости, предназначалось для мирян. Это была первая работа Лютера, написанная по-немецки. Оба сочинения имели оправдательный смысл, но показательно, что оправдание Лютеру совершенно не удалось. Автор Тезисов в духе католической лояльности разъяснял одни из порожденных ими вопросов, но тут же возбуждал другие, еще более опасные. Лютер теперь последовательно приравнивал церковную власть к светской и утверждал, что первой следует повиноваться не более, чем второй, то есть внешне легально, но не внутренне морально. Он прямо заявлял, что папа не вправе распоряжаться совестью верующего.

Выходило, что над мирянином как бы поставлено дна мирских государя один в тиаре, другой в короне причем оба несут чисто полицейские обязанности. Лютер не устает повторять, что, составляя Тезисы, он вовсе не хотел настраивать мирян против святой римской церкви. Однако теми, которые на деле провоцировали антипапистские настроения, не только не смягчаются, но и заостряются в его новых публикациях.

Иоганн Тецель, прочтя Тезисы Лютера, заявил Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик изошел на костер и в урне проследовал к небу. Борьба разворачивалась с новой силой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лютеранская реформация в Германии

Тема немецкой Реформации для данной работы выбрана отнюдь не случайно. Прежде всего, потому что именно с неё началось движение против произвола… Идеи протестантизма способствовали формированию более активной жизненной позиции, нежели догматические установки…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В Формирование учения. Тезисы против индульгенций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основная часть
Основная часть. У истоков Реформации. А государство и общество в развитое средневековье политическая борьба, экономика, социальные противоречия. С кончиной Генриха VI померк и блеск императорской в

Б положение церкви и ее отношения с государством
Б положение церкви и ее отношения с государством. Глубокое раздражение в Германии было прежде всего вызвано финансовым давлением со стороны папской канцелярии. Поколение за поколением приним

Б Эрфуртский университет и уход в монастырь
Б Эрфуртский университет и уход в монастырь. Эрфурт был шестым но величине городом Германской империи и насчитывал около 20 тысяч жителей, а Эрфуртскнй университет принадлежал к семье старейших уче

Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты
Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты. Первое известие о деле Тецеля - Лютера поступило в Рим в декабре 1517 года. В папскую канцелярию были доставлены Тезисы и так называемый трактат, т

Е Лютер и крестьянская война
Е Лютер и крестьянская война. гг. Зимой и весной 1524 года природа словно сбилась с толку. В феврале цвели вишни и бабочки летали, как летом. В пасхальную неделю ударил мороз. Холода держались до с

Ж Социально-экономические основы лютеранства
Ж Социально-экономические основы лютеранства. В 1525 году Лютер, разочаровавшись в возможностях прямого идейно-политического влияния на массы, отказался от того, чтобы штурмом, надеясь лишь на силу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги