рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты

Работа сделанна в 2007 году

Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты - Курсовая Работа, раздел История, - 2007 год - Лютеранская реформация в Германии Г Борьба С Римом Лейпцигский И Вормсский Диспуты. Первое Известие О Деле Теце...

Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты. Первое известие о деле Тецеля - Лютера поступило в Рим в декабре 1517 года. В папскую канцелярию были доставлены Тезисы и так называемый трактат, то есть объяснительная записка, подготовленная секретарями архиепископа Альбрехта.

До папы эти бумаги, по-видимому, не дошли. С ними ознакомился родственник Льва X и его главный министр Джулио Медичи. Скрытого антидогматического заряда Тезисов он не разглядел, смысла разбуженных ими общественных настроений совершенно не понял. Он счел поэтому за лучшее предоставить Лютера усмотрению его орденского начальства. В январе 1518 года состоялся капитул немецких доминиканцев во Франкфурте-на-Одере. Тецель уговорил своего соратника Конрада Коха Вампнну выступить на нем с 106 тезисами, направленными против Лютера.

Тема полемики была с самого начала подменена Тецель - Вампипа обсуждали не вопрос об отношении внутреннего раскаяния и внешних покаянных дел, даже не вопрос о продаже отпущении, а почти исключительно тезис Лютера, содержавший намек на то, что папа не является распорядителем сокровища заслуг, накопленных Христом и святыми. Тезисы трактовались как своего рода подпольный листок, пущенный по Германии.

Был написан донос в Рим. Тезисы августинца, приложенные к франкфуртскому доносу, были направлены магистру священной палаты, главному советнику папы в делах веры, шестидесятивосьмилетнему доминиканцу Сильвестру Мазолини да Приериа. В течение трех дней он написал на них отзыв под названием Диалог. Получив отзыв Приериа, верховный судья Гинуччи изготовил на его основе так называемую цитацию распоряжение. Из разряда подозреваемых еретиков Лютер переводился в еретики объявленные. Ему предписывалось в течение 60 дней явиться в Рим для отчета в своих дерзких и самонадеянных действиях.

Это было приглашение на костер или пожизненное заключение. В течение двух дней Лютер составляет возражение на Диалог, все еще наивно принимая должное и желаемое за действительное. Лютер возмущается людьми курии, но не курией как высшей церковной инстанцией. Корень зла он усматривает в наветах враждебного монашеского ордена. Поскольку папский двор подвержен им, Лютер считает за лучшее, если его дело будет рассматриваться в другом месте.

От права богословского доктората привилегии на диспут он пока не отказывается, но рядом с ним формулирует новое юридическое притязание. В письме на имя папы виттенбергский профессор просит, чтобы он был выслушан незаинтересованным судом, заседающим на территории его страны. Число отлученных за долги всегда было достаточно велико, но рекордной высоты оно достигало в месяцы сбора урожая август - сентябрь, когда взималась большая десятина.

Страх перед отлучениями начинался уже с весны, особенно если она, как это и случилось в 1518 году, предвещала неурожай. В эти-то месяцы народной тревоги и печали Лютер и решился коснуться темы церковного остракизма. Взяв поводом текст из Евангелия от Иоанна И творят они над вами отлучение неправедное , Лютер с амвона виттенбергской церкви заявил, что отлучение означает лишь исключение из внешней церковной общности, но не означает отторжения от Христа, а потому не предполагает, чтобы люди относились к отлученному как отверженному, отказывая ему в своем расположении и любви. Еще важнее, чтобы сам отлученный не считал себя проклятым и погубленным.

Проповедь Лютера была прочтена ради утешения тех, кто был близок к отчаянию и бунту. Но объективно она оказывалась куда более опасной для церкви, чем любые взрывы возмущения, вызванные несправедливым применением отлучений. Лютер не публиковал своей проповеди и рассматривал се как хоти и рискованный, по благочестивый разговор со своими прихожанами. Его враги судили иначе.

В июле соратники Тецсля пошли на подлог. На основании устных рассказов о проповеди они сфабриковали Тезисы об отлучении, якобы написанные самим Лютером, к Тезисам присоединили чьи-то возможно, даже самими доминиканцами придуманные пасквилянтские стишки о корыстолюбии римской курии. Все это было передано кардиналу Кайэтану, главному папскому куратору над немецкими землями. Кайэтан пришел в негодование и под его давлением 23 августа верховный судья Гинуччи объявил Лютера заведомым еретиком. Судьба Лютера была, казалось, решена.

И тем не менее Лютер под римский трибунал не попал. 30 августа 1518 года его князь Фридрих не только отказался передать августинца Кайэтану, но еще и сумел убедить последнего в правомерности просьбы Лютера о выслушивании его незаинтересованным немецким судом. Кстати, еще в январе курфюрст Фридрих, не сообщая о том Лютеру, потребовал от августяпского капитула, чтобы тот обеспечил его теологу личную безопасность И несколько слов о Фридрихе, вошедшем в историю реформации под именем Фридриха Мудрого.

Современники же знали его под другим прозвищем, родившимся в кругу папских дипломатов Саксонский Лис. У него был дар все делать ко времени пока требуется - ждать, пока можно - колебаться, но в нужный момент разом принимать решение, и притом бесповоротное. Фридрих Саксонский принадлежал к знатному княжескому роду Веттин. Это был патриархальный земельный государь, сумевший не поддаться хищничеству и рвачеству, которое поразило большую часть немецких феодалов в пору начавшегося развития товарно-денежных отношений.

Двор и свита Веттина шокировали новую феодальную анать своей скромностью, зато в сети немецкого ростовщического капитала князь не попал, а его крестьяне были менее других обременены возрождающимся крепостническим гнетом. Новое время отозвалось во Фридрихе стремлением к исторической значимости престижная бургундская роскошь мало его волновала, он искренне тревожился о том, чтобы его доброе имя уцелело в веках. Пожалуй, ярче всего эта жажда долгой славы выразилась в заботе князя о Виттенбергском университете, который был поистине его египетской пирамидой.

Известность виттенбергских теологов высшего университетского клана Фридрих воспринимал как свою собственную долговременную известность. Это уже и 1517 году поставило его в особое отношение к лютеровской проповеди. Зеттин страстно желал, чтобы общегерманская слава его богослова, его подданного, не оказалась явлением мимолетным - результатом скандальной еретической дерзости.

Этот вотчинный взгляд на вещи сделал Фридриха едва ли не единственным высокопоставленным лицом в империи, которое готово было понять Лютера или, если воспользоваться юридической терминологией, не ставило его под презумпцию виновности Там же, с. 121 Уже к весне 1518 года у курфюрста возникло чувство, что в лице тридцатичетырехлетнего августинца он имеет дело не с очередным пророком-смутьяном, а с серьезным, трезвым и вдумчивым искателем истины, который действительно знает о вере нечто такое, чего не ведают ни в Сорбонне, ни даже в самом Риме. Патриархальный светский государь почувствовал Реформацию там, где политические советники духовного главы мира еще не видели ничего, кроме ереси.

Летом 1518 года курфюрст дал августинцу слово, что впредь не оставит его своим покровительством. Однако к началу осени положение меняется. Наступает самый драматичный момент во всей истории борьбы Лютера с папским Римом. 25 сентября Лютер отправляется по приказу курфюрста в Аугсбург.

Утром 12 октября он прибывает, сопровождаемый двумя советниками саксонского курфюрста. Там он дискутирует Кайэтаном в течение нескольких дней. Видя, что Лютер непреклонен, Кайэтан провозглашает Папа повелел мне отлучить тебя и издать о том интердикт. Когда и эта угроза не подействовала, кардинал наконец поднялся и заявил Иди и не попадайся мне на глаза иначе как в намерении отречься! Там же, с. 129. Вскоре Кайэтан распорядился взять под наблюдение дом. где квартировал августинец, и заготовил приказ об аресте.

Саксонские советники немедленно устроили Лютеру побег. 20 октября ночью Лютер скрылся. Следующим важным моментом борьбы был так называемый Лейпцигский диспут На диспуте присутствовали не только богословы, но и преподаватели всех факультетов, а также представители лейпцигских бюргеров. Лейпцигскнй диспут проходил в одном из помещений дворца Плейссенбург и был обставлен с большой торжественностью.

Начался он в конце июня. 4 июля на кафедру взошел Лютер. Ему противостоял известный теолог Экк. Августинец защищал 13 тезисов, прямо посвященных проблеме папского авторитета. Они были реформаторскими в строгом смысле слова, поскольку знаменовали окончательный разрыв со всей средневеково-католической концепцией церкви. В последних тезисах реформатор развивал воззрение, ни одной средневековой ересью не выражавшееся. Он впервые открыто утверждал следующее Церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется слово божье церковь потому и именуется царством веры, что ее глава невидим и является объектом веры. Превращать церковь в видимое царство есть заблуждение Вера не может терпеть иного главу, помимо Христа Там же, с. 143 В ходе дальнейшего диспута Лютер зашел разговор о гуситах.

Экк, который по всем правилам тащил противника в болото инакомыслия, спросил Лютера, а не боится ли он уличать в заблуждении такой священный и уважаемый собор, как Констаицский собор, который осудил Яна Гуса. Лютер тотчас ответил, что ему и в голову не приходило говорить что-либо против Констанцского собора.

Экк заявил, однако, что это вытекает из слов и сочинений августинца, который рассуждает порой как настоящий покровитель гуситов. Лютер прервал Экка и назвал его заявление наглым наветом, неуместным в ученом турнире. Заблуждения гуситов не вызывают у меня симпатии, но пусть Экк покажет мне, почему утверждения, которые я квалифицировал как христианские, являются заблуждениями. Экк отвечал, что считает их таковыми, поскольку собор, осудивший учение Гуса, не сделал для них исключения.

Тогда Лютер решился на последний логически необходимый шаг, Экку, заявил он, следовало бы всего-навсего доказать, что соборы не могут заблуждаться и никогда не заблуждаются. Ничего большего доминиканцу не требовалось. Ухватившись за эту реплику, он назвал Лютера еретиком. Разногласия в оценке диспута возникли сразу же после его завершения.

Лейпцигский университет поздравил Экка с триумфом и вручил ему крупный денежный приз. Однако уже по ходу дискуссии лейпцигскнй наблюдатель Петр Мозеллан говорил об Экке нелестно Столь высоко ценимое Фабием и Цицероном благозвучие латинского языка не находит выражения в его речи. Его рот, глаза и вся физиономия таковы, что кажется, будто перед вами мясник или грубый ландскнехт, а не теолог. Итоговый вывод был также не в пользу Экка В наших глазах писал Мозеллан кредит Экка в результате этого диспута был подорван. К Мартинусу же теперь все здесь относятся сочувственнее, чем прежде Там же, с. 145 Тем временем меняется императорская власть и на престоле воцаряется Карл Габсбург.

К виттенбергской реформации юноша император относился с брезгливой враждебностью. Узнав об Эльстерском аутодафе, он назвал Лютера мятежником и негодяем. Между тем у папских приближенных зреет мысль о личной встрече Лютера с императором, дабы тот лично убедил реформатора отречься от своих идей. Высказывается мнение, что это лучше всего сделать в Вормсе, куда император должен прибыть в апреле 1521 года для принесения присяги на верность немецкой имперской конституции.

Лютер прибыл туда, преисполненный решимости. Реформатора провели в середину комнаты к низкой скамеечке и заставили преклонить колени перед юным императором. Вормсское выслушивание началось. В первый день, когда Лютера, предъявив около 20 его сочинений, задали вопрос, готов ли он отречься от прежних убеждений, доктор Мартинус ответил, что должен поразмыслить.

На следующий же день вечером Лютер ответил небольшой, но ясно сформулированной речью. Он заявил, что сочинения свои он мог бы разделить на три разряда назидательные сочинения, книги против нынешнего папства и полемические выступления против отдельных лиц. Ни один из этих жанров не может считаться предосудительным. Ни одного из них он не может взять назад. Это относится и к книгам против папства, посвященным обличению зла, от которого, прежде всего, страдает высокочтимая немецкая нация. Что же касается общего содержания его работ, то он просил каждого, во имя Бога, наставить его из Священного писания, если он находится в заблуждении.

На другой день после выслушивания Лютера комиссия рейхстага пыталась склонить его к компромиссу, однако безуспешно. Когда Лютер по знаку императора был выведен из зала, в толпе присутствующих возникло замешательство. Некоторые представители знати подумали, что монах арестован и его уводят в тюрьму.

Лютер, однако, успокоил их окликом, и они. радостно толпясь, поспешили за ним. 21 мая рейхстагу был зачитан Вормсский эдикт обманно датированный 8 мая, чтобы обеспечить скорейшее его исполнение. Учение Лютера объявлялось компендиумом старых и давно таившихся ересей. Карл V приказывал, чтобы по прошествии 20 дней, в течение которых еще действовала его охранная грамота, Лютер был арестован любым из представителей германской имперской власти. Сам реформатор еще до его оглашения получил укрытие от имперской опалы. Его покровитель Фридрих Великий инсценировал похищение Лютера.

Люди курфюрста спрятали реформатора в один из замков. Теперь Лютер вынужден был на некоторое время затихнуть и сменить, в целях безопасности, имя. Было объявлено, что в замке гостит некий юнкер Йорг.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лютеранская реформация в Германии

Тема немецкой Реформации для данной работы выбрана отнюдь не случайно. Прежде всего, потому что именно с неё началось движение против произвола… Идеи протестантизма способствовали формированию более активной жизненной позиции, нежели догматические установки…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основная часть
Основная часть. У истоков Реформации. А государство и общество в развитое средневековье политическая борьба, экономика, социальные противоречия. С кончиной Генриха VI померк и блеск императорской в

Б положение церкви и ее отношения с государством
Б положение церкви и ее отношения с государством. Глубокое раздражение в Германии было прежде всего вызвано финансовым давлением со стороны папской канцелярии. Поколение за поколением приним

Б Эрфуртский университет и уход в монастырь
Б Эрфуртский университет и уход в монастырь. Эрфурт был шестым но величине городом Германской империи и насчитывал около 20 тысяч жителей, а Эрфуртскнй университет принадлежал к семье старейших уче

В Формирование учения. Тезисы против индульгенций
В Формирование учения. Тезисы против индульгенций. Религиозно-философское учение Мартина Лютера начало складываться в 1813-1816 гг. В своих Чтениях о Псалмах , Чтениях о Послания Павла к Рим

Е Лютер и крестьянская война
Е Лютер и крестьянская война. гг. Зимой и весной 1524 года природа словно сбилась с толку. В феврале цвели вишни и бабочки летали, как летом. В пасхальную неделю ударил мороз. Холода держались до с

Ж Социально-экономические основы лютеранства
Ж Социально-экономические основы лютеранства. В 1525 году Лютер, разочаровавшись в возможностях прямого идейно-политического влияния на массы, отказался от того, чтобы штурмом, надеясь лишь на силу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги