Ж Социально-экономические основы лютеранства

Ж Социально-экономические основы лютеранства. В 1525 году Лютер, разочаровавшись в возможностях прямого идейно-политического влияния на массы, отказался от того, чтобы штурмом, надеясь лишь на силу озаряющего Слова, одолевать неправедный порядок. Усилия реформатора отныне направлены на то, чтобы в яслях новой церкви воспитать немецкого мирянина прежде всего бюргера для непредвидимо долгой борьбы за социальное и экономическое выживание.

Лютер хочет сделать его грамотным, поддержать его деловитость с помощью новых духовных стимулов, оградить его от позднефеодальпого соблазна легкой наживы - словом, научить с достоинством нести тяжкий крест хозяйствования.

Главными работами, где Лютер ополчился против пагубного стяжательства, характерного для Германии его времени, были три выступления по поводу купцов и ростовщиков 1524 г 1539 г 1540 г Реформатор начинает с того, что проводит разграничительную черту между купечеством, обслуживающим внутренний рынок, и дальней посреднической торговлей, обязанной своим существованием растущим вожделениям дворянско-княжеского сословия его стремлению к роскоши. Лютер обращает внимание на то, что в самом поведении купцов-фернхэпдлеров, в способе, каким они ведут дела, проступает типичный порок разлагающегося дворянско-княжеского сословия - склонность к насилию, обману и грабежу.

Лютер не был критиком подымающегося капитализма. В его антимонопольных проповедях и памфлетах выразилась именно исторически оправданная народная ненависть к ростовщичеству, а также презрение, которое оно вызывало у промышленной предбуржуазии. Показательно, что обладатель ссудного капитала был для Лютера не столько разрушителем ленивой патриархальной жизни, сколько антиподом предприимчивого и усердного хозяина.

Ростовщики, писал реформатор, сами хотят в лености и праздности вести за счет труда других расточительную и распутную жизнь, без заботы, риска и какого-либо убытка сидеть за печкой, предоставив своей сотне гульденов приобретать за себя в стране Цит. по Соловьев Э.Ю Непобежденный еретик , М 1984 г -288 с с. 234 Однако реформатор сострадал далеко не всякой жертве торгашески-феодального ограбления страны.

Он был против того, чтобы общество содержало людей, впавших в нищету из-за нерадивости и лени. Сочувствие Лютера на стороне терпеливого и энергичного хозяина, который обворован рынком, но обирается более крупными и ловкими экономическими хищниками. Такого хозяина он не просто жалеет, а упорно бьется над тем, чтобы с помощью нового реформаторского представления о боге вдохнуть в него уверенность и даже гордость. Усердный хозяин вправе спросить с негодного князя за его негодность.

По трудовому и должностному усердию, а не просто по головам должны распределяться блага. Пусть все христиане проникнутся этим сознанием, а тунеядцы, попавшие в положение хозяев жизни, задохнутся в атмосфере всеобщего нравственного осуждения. Бог, говорит Лютер, сотворил людей неодинаковыми. Но новее не для того, чтобы, как учила католическая церковь, одних наградить властью и богатством, а других наказать подчинением и бедностью. Неравенство существует лишь для того, чтобы общество как целое могло быть жизнеспособным и обеспечить существование каждого человека.

Учение Лютера как бы сплющивает средневековую иерархию вместо высоко вознесшихся сословий остаются скромные возвышения должностных мест. На этой выровненной поверхности и начинает подымать новые высоты подземная сила упорства, самоотвержения и целеустремленности, берущая свое начало в вере. Уже в работах 1520-1523 годов утверждалось, что вера обнаруживает себя в миру и качестве непреложной любви к ближнему.

У позднего Лютера понятие любви к ближнему часто заменяется понятием службы ближнему. Поскольку же мирской порядок мыслится как уже наличная и самим богом устроенная система взаимопригодных должностей, постольку главным поприщем христианской любви а стало быть, и деятельной веры оказываются сословно-профессиональные занятия. В какой мере они успешны и почитаемы, для службы ближнему совершенно безразлично. Важен лишь внутренний мотив и обусловленная этим мотивом степень упорства и прилежания.

Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах Бога, хотя бы сословие его было презираемым, а должность - еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво чернь в глазах творца, хотя бы он был князем или самым заметным из юристов. Реформатор отстаивал новаторское представление о Боге, который более всего ценит в человеке прилежного, упорного и предприимчивого работника.