Основные задачи и направления

Основные задачи и направления. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и ее основные внешнеполитические задачи.

Необходимо было возвратить территории, потерянные в результате Смуты, а, в перспективе - присоединить украинские и другие земли, входившие в состав Древней Руси помимо религиозных и национальных импульсов, подталкивающих к объединению с родственными украинским и белорусским народами, здесь немалую роль играло стремление получить новые пахотные земли, обусловленное как экстенсивным характером земледелия, так и желанием государства увеличить численность служилых людей и налогоплательщиков.

Крайне важно было достигнуть выхода к Балтийскому и Черному морям, что, с одной стороны, создавало условия для установления экономических связей с Европой, отвечающее насущным потребностям страны и без чего нельзя было преодолеть отсталость, а с другой обеспечивало безопасность южных границ от разбойничьих набегов вассала Османской империи - крымского хана. Дальнейшее продвижение на восток преследовало цели эксплуатации природных богатств Сибири, русские люди стремились обогатиться за счет добычи соболя, который уже был выбит в европейской части, но продолжал оставаться главным объектом экспортной торговли и установления естественной границы на Тихом океане.

Кроме того, в движении на восток удовлетворялись духовные потребности безграничной русской души тех, кто рвался к беспредельному и уходил от удушливой атмосферы в центре России.

Борьба за Украину. В 1632 г воспользовавшись международной обстановкой, а также питая надежды на то, что после смерти Сигизмунда III в Речи Посполитой начнется внутренняя усобица, Россия, плохо рассчитав свои силы, начала войну за пересмотр Деулинских соглашений. Смоленская война 1632-1634 гг. из-за дипломатических промахов польскому королю Владиславу удалось договориться с крымскими татарами о совместных действий, медлительности русских войск во главе с боярином М. Шеиным, а главное - слабости армии, составленной в основном из служилых людей узнав о движении вглубь России крымских отрядов, они покидали войско и отправлялись в свои поместья, закончилась подписанием Поляновского мира. По нему Польше возвращались города, захваченные русскими на начальном этапе войны, но Владислав отказывался от своих претензий на русский престол.

Виновниками поражения были объявлены воеводы М. Шеин и А. Измайлов и им отрубили головы.

Активизации внешнеполитической активности России способствовало освободительное движение на Украине. В 1648 г. на Украине вспыхнуло очередное восстание, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным и национальным неравноправием, которое испытывало на себе украинское и белорусское православное население, находясь в составе католической Речи Посполитой. Зачинщиками выступления стали запорожские казаки. Основавшись у днепровских порогов, они, как и донские казаки, не занимались земледелием, сохраняли автономию и имели выборную старшину, несли сторожевую службу, отражая набеги крымских татар и получая за это от польского правительства вознаграждение.

Но денежное жалование поступало только тем казакам, кто был занесен в список реестр. Запорожская Сечь пополнялась за счет беглых, а реестр оставался неизменным, что обостряло отношения между казачеством и властью. Восстание возглавил избранный гетманом Богдан Хмельницкий. Его отряды, усиленные крестьянами и горожанами, пришедшими из Украины и Белоруссии, в ряде сражений разгромили польские войска и в декабре 1648 г. заняли Киев. В августе 1649 г. после победы повстанцев под Зборовом, омраченной предательством их союзника - крымского хана, подкупленного поляками, был подписан компромиссный мирный договор.

По нему численность реестровых казаков увеличивалась до 40 тыс в трех воеводствах - Киевском, Черниговском и Брацлавском - должности могли занимать только православные, что резко ограничивало власть польской шляхты.

Однако сохранялись феодальные отношения и паны могли вернуться в свои владения. Б. Хмельницкий, осознавая непрочность достигнутого и слабость повстанцев, не раз обращался за помощью к русскому правительству, выражая готовность Украины присоединиться к России. Однако, понимая, что это приведет к войне с Речью Посполитой и учитывая неготовность России к ней, правительство не решилось удовлетворить просьбу гетмана. Возобновившиеся военные действия подтвердили обоснованность опасений Б. Хмельницкого.

В 1651 г. под Берестечком его войска потерпели поражение, а подписанный Белоцерковский договор сократил казацкий реестр до 20 тыс. и оставил ограничения для польской шляхты лишь в Киевском воеводстве. После поражения осенью 1653 г. нависла угроза полного разгрома сил восставших. Этого не могла уже допустить Россия, т.к. в подобном случае она лишалась реальной возможности решить свои внешнеполитические задачи на западном направлении.

В решении Земского собора 1653 г. о принятии Украины под высокую руку русского царя сказалось и воздействие идеи Москва - третий Рим, усилившееся в связи с церковной реформой. Украинская Рада в Переяславе в январе 1654 г. приняла решение о присоединении Украины к России, предоставляющее ей значительную самостоятельность. Сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, который, например, имел право внешнеполитических сношений со всеми странами, за исключением Польши и Турции.

Но вскоре началось постепенное ограничение автономных прав Украины и унификация органов управления в целях полной интеграции с Россией, протекавшее до конца ХVIII в. Причины присоединения Украины к России состояли в религиозной и этнической общности русского и украинского народов оба народа сближало их общее историческое прошлое и совместная борьба с внешними врагами. Присоединение диктовала и конкретно-историческая обстановка середине ХVII в когда для Украины сохранение независимости казалось нереальным и приходилось выбирать наименьшее зло, т.е. присоединиться а для многих и воссоединиться к близкой по культуре и вере России, обещавшей ей к тому же сохранить внутреннюю самостоятельность.

Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей 1654-1667 гг На первом этапе она протекала успешно и уже в 1654 г. русские войска овладели Смоленском и рядом городов Белоруссии, встретив при этом поддержку местного населения. Неудачами Польши воспользовалась Швеция, стремившаяся к гегемонии в данном регионе и превращению Балтийского моря в шведское озеро. Кроме, того шведы не желали усиления России, и в 1655 г. их войска заняли Варшаву.

Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, чем разбитая Польша, вот почему заключив с ней перемирие, Россия вступила в войну со Швецией 1656-1658 . Но соперничество с одной из самых передовых армий Европы оказалось не по силам русским войскам, к тому же Швеция подписала в 1660 г. мир с Польшей. Ввиду невозможности продолжения войны, Россия в 1661 г. пошла на подписание Кардисского мира, по которому возвратила завоеванные ею земли в Ливонии и вновь лишилась выхода к морю т.е. восстанавливались условия Столбовского мира. На втором этапе России сопутствовал успех.

Польша, получив передышку, сумела восстановить силы и продолжить войну с Россией. К тому же, после смерти Хмельницкого часть казачьего руководства выступила на стороне Польши. Война приобрела затяжной характер, успехи сменялись поражениями.

В итоге, в 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие, по которому к России возвращался Смоленск и переходили земли Левобережной Украины. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, отдавался на два года, но так и не был возвращен Польше. Условия этого перемирия были закреплены Вечным миром 1686 г ставшим крупной дипломатической победой России. Заключение. Итак, на основе изученного материала можно сделать некоторые выводы. После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции.

В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования - хозяйственной специализации различных регионов.

Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка процесс завершается лишь к концу XVII в Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение. Новым явлением в экономике стали мануфактуры - крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного.

Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30 единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия. В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле Юрьев день отменялся навсегда сыск беглых становился бессрочным.

Это закрепощение носило пока еще формальный характер - у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги гулящих людей. Власть принимает меры для поддержания торгового сословия, прежде всего его привилегированной верхушки - гостей. В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя.

Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться последний собор был созван в 1653 г Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян до 30 состава, безоговорочно поддерживавших царя. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер, а часть территориальный. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом.

На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье охочие люди - добровольцы.

Тогда же на Волге был построен Орел - первый корабль, способный выдержать морское плавание. В общем, мы видим, что XVII столетие в истории нашей страны - время примечательное, переломное, наполненное событиями и не имеет однозначной оценки. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Моряков В.И. История России. М 1996. 2. Мунчаев Ш.М. Отечественная история. М 1999. 3. Отечественная история. Учебник под ред. Борисова.

М 1996. 4. Чистякова Е.В Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М 1990. 5. Шарова Л.Н Мишина И.А. История Отечества. М 1992. 6. И.О. Чистяков. История отечественного государства и права. Москва 1996 г. 7. Соборное уложение 1649 года. 8. История СССР. Учебник. Москва 1992 г. 9. Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР. XV-XVII вв. Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1970. 10. История России с древнейших времен до конца XVII века А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров М. Издательство АСТ, 1996. Соборное Уложение 1649 г. ГЛАВА XIII О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ А в ней 7 статей 1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, и на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковных причет, во всяких делах, по нынешнее государево уложение, суд даван в Приказе Большаго Дворца.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, по челобитью столников, стряпчих, и дворян московских, и городовых дворян, и детей боярских, и гостей, и гостиные, и суконные, и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и посадских людей, указал Монастырскому приказу быти особно, и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, и на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковных причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском приказе. 2. А которые митрополичьи, и архиепископли, и епискополи приказные и дворовые люди, и дети боярские, и крестьяне, также и розных монастырей архимариты, и игумены, и строители, и келари, и казначеи, и рядовые старцы, и монастырские слуги, и крестьяне учнут в котором приказе искати всяких чинов на людей, а ответчики после его отвечу учнут по челобитным на тех исцах искати своих исковых дел, и тем ответчиком на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на соборных и на рядовых старцов, и на митрополичьих, и на архиелископлих, и на епископлих приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастырских слуг, и на крестьян, по их исковым челобитным, суд давати в тех же приказех, против их ответчиковых челобитен. 3. А которые патриарши, и митрополичьи, и архиепископли, и епискополи, и монастырские, и бояр, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей, прикащики, и крестьяне живут в городех во властелинских и в боярских вотчинах и в поместьях, и тех патриарших и митрополичих, и на архиелископлих, и на епископлих, и на монастырских, и на боярских, и всяких чинов людей, на прикащиков, и на людей их, и на крестьян в городех всяких чинов городовым людей, и на городовых людей патриаршим и иных властелинским, и монастырским, и боярским, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей прикащиком, и крестьяном давать суд по дватцети рублев и в вотчинных и в поместных и в холопьих делех на них в городех суда не давать, опричь тех городов, в которых городех по государеву указу бывают с воеводами дьяки, и опричь понизовых городов, которые городы ведают в Казанском Дворце. 4. А на которых служилых людей учнут искати исков своих духовнаго чину люди и монастыри, а в челобитных их будут написаны имена архимаритов, и игуменов, и келарей, и казначеев, и старцов, и на попов, и дьяконов, и били будет, и бесчестили, и грабили их самих, или им самим какие обиды учинили, и в тех искех, где челобитье иноческаго и священническаго чину, по преданию святых апостол и по правилом святых отец, быти жеребью, а крестному целованью не быть, для того, только архимариту, и игумену, и попу, и дьякону, или в их место кому крест целовать, и тому не священствовать. 5. А будет в челобитных написаны будут имена властелинские, и старческие, и попов, и дьяконов, а обиды какия починилися в вотчинах их, или инде где слугам их, или крестьянам, в каких делех нибудь, и тех искех жеребью не быть, а давать им с слугами и с крестьяны веру, крестное целованье. 6. А будет которые исцы или ответчики, мирские люди, учну бити челом, чтобы духовнаго чину людей в и ы скех вместо веры и жеребья, допрашивати патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, свяченническаго чину по священству, а иноков по иноческому обещанью, и тем бы судебные дела вершить, и тем мирским людем, исцом и ответчиком, с свяченническим, и иноческим чином дать на волю, чего они похотят, по жеребью ли, или по святительскому допрашиванью, и к тем скаскам мирским людем велеть руки прикладывать, да по тому и дела вершить. 7. А на пашенных на всяких людей в управных делех суд давать на те же сроки, на которые сроки указано будет суд давати на дворян и на детей боярских потому, что за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всяких делех, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств.