Изготовление резного кубка

Изготовление резного кубка   Содержание 1 Историческая справка 2 Обработка древесины 2.1 Физические и механические свойства древесины 2.2 Особенности обработки древесины Материал Рабочее место Инструменты и приспособления 2.3 Способы обработки древесины 2.4 Подготовительные работы 2.5 Основы геометрической резьбы 3 Технология изготовления резного кубка Приложение Список используемых источников   1 Историческая справка Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.

Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в новгородскую утварь IX — XV вв украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы.

Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки. Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец.

За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом “чувство вещи” До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков.

Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором. В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской.

На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов. Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля — крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.

В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором — народ помнил заключенный в нем глубокий смысл. Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции. Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться.

Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение. Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений.

Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика. 2

Обработка древесины

Обработка древесины 2.1

Физические и механические свойства древесины

Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под вли... Блеск зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и хар... дубильных веществ и пр. Влажная древесина — мягче, лучше обрабатывается. ·упругость и пластичность; упругость — способность возвращаться к перв...

Способы обработки древесины

Обработку древесины можно разделить на несколько этапов: — выбор загот... Способы обработки древесины. При пилении учитывают припуски не менее 3 мм; — строгание — резание др... 2.4 .

Подготовительные работы

Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу. должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком. Не следует их ошк... Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента делаются в соотв... Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьб... При выполнении упражнений нужно следить за посадкой.

Основы геометрической резьбы

С. Резчик должен освоить ряд приемов геометрической резьбы. Начинаем точить (по размерам) .  .. Делаем это либо с помощью циркуля, линейки и рулетки, рассчитывая длин...