Основы геометрической резьбы

Основы геометрической резьбы. Она наиболее проста для освоения.

Несмотря на то, что она состоит из простейших на первый взгляд геометрических фигур, двух трех четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные их сочетания, как было показано выше, на примере народной резьбы, дают большое количество разнообразнейших композиций. Резчик должен освоить ряд приемов геометрической резьбы. Держа резак в правой руке, выполняют упражнения — резьбу отрезков линий вдоль и поперек древесины.

Доску следует держать перпендикулярно к движению режущего инструмента. 3 Технология изготовления резного кубка Изделие (кубок) — предмет, сделанный из древесины, предназначен для постановки в него сухих букетов и чисто декоративном плане, как украшение жилого интерьера. Стоит устойчиво на подставке. Сбоку выполнена геометрическая резьба (приложение, рисунок) . 1 Заготовку (чушку) выбираем из хорошо высушенной древесины, лучше всего из окоренной мягкой, типа: ольха, липа или осина (в данном случае — осина) , диаметр чушки должен быть не намного больше диаметра готового изделия, не больше 5 см 2 Отрезаем заготовку нужной длины с необходимыми припусками 3 Теперь понадобится токарный деревообрабатывающий станок любого типа, который смог бы обработать заготовку нужной длины.

Вставляем заготовку, закрепляем между передней и задней бабками станка. Начинаем точить (по размерам) . Сначала снимаем верхний слой — черновой, потом точим уже начисто, первым делом снаружи, затем внутри с запасом толщины стенок.

Токарная обработка производится с помощью специальных стамесок, остро заточенных 4 После этого следует шлифовальная обработка. Шлифуем изделие (можно прямо не вынимая из станка, а можно вручную — по желанию мастера) 5 Когда заготовка кубка готова, можно наносить разметку. Делаем это либо с помощью циркуля, линейки и рулетки, рассчитывая длину окружности, и делим на четыре; либо на глаз (мастера зачастую только этим и пользуются) . Наносим крупные детали рисунка 6 Проверяем заточку режущего инструмента 7 Выполняем резьбу 8 Удаляем оставшийся от разметки карандаш и опилки от резьбы с помощью небольшой волосяной щетки 9 Выполняем небольшую шлифовку 10 Наносим покрытие равномерно широкой мягкой кистью (краситель — морилка) . Получаем темную благородную окраску на изделии 11 Производим заключительную легкую шлифовку для выявления рисунка (мельчайших элементов резьбы) 12 Покрываем либо подсолнечным маслом для еще большего затемнения изделия и устойчивости к влаге, либо (в данном случае) паркетной мастикой — для придания блеска; все это производим мягкой кистью 13 Выдерживаем некоторое время 14 Натираем до блеска   Список используемых источников 1 Слипак В. П. “Резьба по дереву.

Из опыта работы” Псков, изд-во псковского обл. института усовершенствования учителей, 1994 г. 2 Степанов Н. С. “Резьбы очарованье” Лениздат, 1991 г. 3 Барадулин В. А. “Основы художественного ремесла” М.: Просвещение, 1979 г.  .