Римская религия

Римская религия. В повседневной жизни римлян религия играла заметную роль. Традиционные римские верования, вышедшие из недр родового строя, были отмечены пережитками тотемизма, фетишизма и анимизма. Римляне верили в безличные силы и обожествляли не только явления природы, но и отвлеченные понятия: благочестие, судьба, победа, счастье, согласие и т.п. С древнейших времен в Лации появились антропоморфные изображения богов и храмы (сначала деревянные, а впоследствии каменные). В римской религии исключительно важное место занимали родовые и семейные культы.

В каждом доме имелись фамильные святые, центром семейного культа был очаг, а главным жрецом являлся отец семейства. Хранителями благополучия семьи считались пенаты, покровителями дома – лары. У каждого человека был свой дух – покровитель, Гений (у мужчин) или Юнона (у женщин). Умершие предки, согласно римским верованиям, становились богами – покровителями, маннами.

Кроме добрых духов, существовали злые, враждебные лемуры – вредоносные тени, призраки преступников и людей, лишенных погребения. Их изгоняли с помощью специальных обрядов. Так же у римлян было огромное количество мелких божеств, каждое из которых выполняло какую-нибудь конкретную функцию. Римские боги, в отличие от греческих, не спускались на землю и не показывались людям. Они держались вдали от человека и, даже если хотели о чем-то предупредить, появлялись в глубине лесов, во мраке холмов, либо в тишине полей вдруг раздавались неожиданные возгласы.

Между человеком и богом дело никогда не доходило до близости. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов.

Эта религия продержалась недолго, в нее проникли религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик. Чужие боги очень легко приживались в Риме. При завоевании новых городов римляне переселяли божеств в свою столицу, дабы завоевать их расположение и уберечь себя от их гнева. Огромное влияние на самобытную римскую религию в свое время оказали культы этрусков и греков. Юнона, Минерва и Вулкан были заимствованы римлянами у этрусков вместе с практикой гаданий по внутренностям животных.

Но более сильное влияние на римскую мифологию оказали греческие верования. Римляне полностью восприняли всех греческих богов, дав им свои имена: Юпитер вместо Зевса; Юнона вместо Геры; Минерва вместо Афины; Марс вместо Ареса; Венера вместо Афродиты; Церера вместо Деметры; Меркурий вместо Гермеса; Бахус вместо Диониса и т.д. Мир богов имел своего царя Юпитера, также они делились на богов небесных, земных и подземных, но некоторые из них, как, например, Юпитер, Меркурий, Диана, могли действовать во всех трех мирах.

Миры богов, людей и мертвых были разграничены и с ним же тесно связаны. В своем отношении к сверхъестественным силам римляне в течение столетий оставались столь же прагматичны, сколь и суеверны. Столь прагматичные отношения римлян с богами традиционно строились по принципу «я даю, чтобы ты дал». «Невыполнение» просьбы означало нарушение договора с вытекающими отсюда санкциями: «провинившееся» божество лишалось жертв, его изображение могли повернуть лицом к стене и даже наказать символической поркой.

Именно бездуховный формализм и отсутствие сильного религиозного чувства в первую очередь обусловили кризис традиционной римской религии и широкое проникновение в III–I вв. до н.э. в Италию с Востока оргиастических культур, мистерий, иудаизма, культов Сераписа и Исиды, а позже Митраизма, христианства и других религиозных учений, оказавшихся в состоянии удовлетворить духовные запросы римского общества в сложный период политической нестабильности и переоценки прежних ценностей.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III века до н.э. появляются новые представления, большое значение приобретают Плебейские игры. Со временем наиболее крупным религиозным праздником становятся праздники, связанные с культом земледельческих богов: цереалии, в честь Цереры; виналии в честь виноградного сбора; консуалии в честь праздника жатвы; сатурналии в честь праздника посевов; терминалии в честь праздника межевых камней; луперкалии в честь праздника пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

Еще необычайное развитие в Риме получают гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах, а затем они проникли и в Рим. В течение последующих полутора столетий гладиаторские бои устраивались на поминках знатных людей, они назывались погребальными играми и носили характер частного представления.

Постепенно популярность гладиаторских боев росла с каждым днем. В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистры. 5.