рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Римская культура и искусство

Работа сделанна в 2001 году

Римская культура и искусство - Контрольная Работа, раздел История, - 2001 год - Римская цивилизация Римская Культура И Искусство. Римская Гражданская Община Изначально Являлась ...

Римская культура и искусство. Римская гражданская община изначально являлась аналогом Греческого полиса на итальянской почве.

В своем развитии она прошла долгий путь от архаической родовой организации до мощной и влиятельной политической общности, объединившей сотни тысяч людей в Италии и по всему Средиземноморью. Как и всякая земледельческая община, существовавшая в условиях господства натурального хозяйства, римский гражданский коллектив с давних пор тяготел к обособленности, замкнутости и полной самодостаточности. Менталитет древних римлян, суровых пахарей и воинов, всегда отличали традиционализмом и консерватизмом.

В основе патриархальной системы ценностей римского общества лежали нравы предков. Суровая простота, строгое соблюдение обычаев и традиционных моральных норм, безусловный приоритет общественных интересов перед частными, ярко выраженный дух коллективизма с незапамятных времен формировали идеальную модель поведения римского гражданина. Категорическое неприятие чужих культурных ценностей, обычаев и норм поражало в римлянах эпохи царей и первых консулов агрессивную враждебность по отношению к чужакам, в особенности к ближайшим соседям, со стороны которых постоянно исходила опасность территориальных захватов.

Вместе с тем, как ни парадоксально, декларативная враждебность традиционной римской идеологии по отношению к чужакам и чужеземной культуре на практике уживалась с поразительной восприимчивостью римского общества к иноземным влияниям и постоянной готовностью к заимствованиям. Развитие рабовладения и товарно-денежных отношений, повлекшее за собой рост социальной дифференциации граждан, наряду с проникновением в среду гражданства пришлых элементов, территориальным расширением Римской республики и углублением чужеземного культурного влияния со временем породили кризис римской цивитас.

К I веку до н.э. выяснилось, что, став крупнейшей державой Средиземноморья, Римская республика переросла рамки архаичной общины, некогда возникшей на берегах Тибра. Разложение античной цивитас обусловило кризис полисной идеологии. На последнем этапе существования республиканского строя в римском гражданском коллективе явственнее проявляются рост индивидуализма, постепенное отмирание полисного патриотизма и отход от традиционной системы ценностей.

Ярким проявлением духовного кризиса и религиозных исканий в римском обществе периода Поздней республики стало широкое распространение в это время в Италии восточных культур. Одним из великих достижений римского искусства стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали.

Римский портрет – это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. Но самой популярной и загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений.

Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определенный тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк – обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый и болтливый обжора (в маске подчеркивались отвислые губы и раздутые щеки), Папп – богатый, скупой и глупый старик, и наконец, Доссен – хитрый горбун, невежа и шарлатан.

Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I веке до н.э. появились литературные обработки ателланы. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актеры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина.

Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землей на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней – по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. История сохранила имена двух великих римских актеров – комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I веке до н.э. До этого актеры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г. до н.э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I века до н.э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих пор сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам. 6. Римская архитектура.

Развитие римской архитектуры и скульптуры проходило под сильным греческим и этрусским влиянием. В частности, у этрусков практичные римляне заимствовали некоторые приемы строительной техники, научились строить здания, но очень скоро ученики превзошли их в этом искусстве. Римляне положили начало новой эпохи зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей.

Римляне начали строить много типов сооружений: амфитеатры (самый большой – Колизей), термы (Каракаллы), триумфальные арки (это знаменитая арка Тита), храмы (Пантеон – храм всех богов). Ранний город строился без плана, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм до нашего времени не сохранился, но ученые предполагают, что он был распланирован по этрусскому образу.

Еще одной из достопримечательностей Рима считалась рыночная площадь, находившаяся подножия акрополя. У римлян эта площадь называлась форумом. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали. Постепенно он был полностью застроен базиликами, храмами и портиками, заполнен статуями и монументами. Здесь у подножия Капитолия, находились государственное казначейство и государственный архив, а так же трибуна для выступления ораторов, место проведения народных собраний, место заседания сената и государственная тюрьма.

Достоверный скульптурный портрет стал одним из величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульптуры, создавшей идеальный образ гражданина полиса, римский реалистический портрет передает неповторимую индивидуальность людей. После пожара в Риме (после взятия его галлами) было уничтожена большая часть городских зданий.

Рим снова стал застраиваться, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Из-за роста численности населения в Риме стали застраивать пустыри, стали уплотнять достройки. Некоторые улицы были вымощены булыжниками. Была реконструирована старая система канализации, т.к. растущее население требовало хорошей воды. Для этого были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

Начался новый этап строительства: застраиваются не только пустыри, но и свалки, из-за чего городская земля стала подниматься в цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева, стали строиться многоэтажные дома, виллы, построенные из обожженного кирпича и бетона, а где даже из мрамора. Построены несколько новых водопроводов. Так же благоустраивается центр города – римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые здания и храмы, портики его мостят плиткой.

Стали появляться новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город разбили на кварталы, кварталы группировались в районы. В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и итальянские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека.

Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший интерес к утилитарным сторонам архитектуры (чем у греков), к созданию преимущественно не храмовым комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (что описывалось выше). В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Римская архитектура прошла два периода своего развития: первый период, когда Рим был относительно бедным и небольшим городом, римская архитектура развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; второй период, характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

Появляются новые типы зданий: для нужд управления – канцелярия, архивы, судебные помещения; для торговли – специальные рыночные комплексы, склады.

Завоевания Римом стран Средиземноморья вызвало интенсивную достройку постоянных военных лагерей. Так, со временем римляне стали великими мастерами в строительстве дорог. В 312 г. до н.э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке была проложена Аппиева дорога, впервые замощенная камнем. Обычно римляне строили дороги с пятислойной структурой.

С того же 312 г. до н.э. в целях улучшения снабжения Рима водой римские инженеры начинают сооружать акведуки с характерными арочными пролетами (всего было построено четыре таких водопровода). Не только Рим, но небольшие города превращаются в благоустроенные, культурные центры с разнообразными зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами. 7. Римская литература. Своим становлением и развитием римская литература обязана, во-первых, устному народному творчеству, подготовившему для нее благодатную почву, и, во-вторых, влиянию богатейшей греческой литературной традиции.

Первые собственные литературные произведения были произведениями подражательными. Первым римским поэтом был грек из города Тарента Ливий Андроник (280–204 гг. до н.э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он получил свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь комедии и трагедии.

По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены. Его произведения несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее, они сыграли важную роль в становлении римской литературы.

Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе. Его современниками были поэты Невий и Энний, римляне по рождению. Известно, что Гней Невий (умер в 201 г. до н.э.) сочинял драмы, заимствуя сюжеты у греческих авторов. Вместе с тем он создал первые «претексты», т.е. трагедии на римские сюжеты. Кроме того, Невий написал сатурновым стихом эпическую поэму о первой Пунической войне в семи книгах (сохранились фрагменты). Квинт Энний (239–169 гг. до н.э.) был известен как автор эпической поэмы «Аннолы» в 18 книгах, написанной гекзаметром и посвященной истории Рима. Еще он сочинял пьесы на греческие и римские сюжеты, а так же писал сатуры – произведения морально-назидательного характера на разные темы. Первым римским комедиографом, чьи произведения дошли до нас, стал Тит Макций Плавт (250–184 гг. до н.э.), актер по профессии.

Из 130 его комедий сохранилась 21. Плавт переделывал для римской сцены греческие пьесы. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы.

Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные. Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорят о подражательности плавтовские комедии. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и их бытом.

Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе, и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком. Другой великий римский комедиограф, Публий Теренций Африканец (185–159 гг. до н.э.), в своих пьесах в отличие от Плавта, сохранил идейное наполнение и художественные особенности греческих оригиналов. В его комедиях воспроизведены традиционные сюжеты и персонажи.

Вместе с тем драматург глубоко и тщательно проработал психологические характеристики своих героев, добился изящной и тонкой отделки стиля. Трагедия не получила признания у римской публики, поэтому так и осталась подражательной. Исконно римским литературным жанром стала сатура (смешение стихов, басен, анекдотов и диалогов). Со временем она превратилась в хорошо знакомую нам сатиру. Первым римским сатириком стал Гай Луцилий (180–102 гг. до н.э.). Он написал сборник сатир из 30 книг (сохранилось около 1000 фрагментов), в которых обличал пороки современного ему римского общества.

Период поздней Республики был отличен нараставшей эллинизацией римской культуры. Обогащенная, с одной стороны, собственным опытом, а с другой – влиянием греческих авторов, римская литература I века до н.э. поднялась на новую волну, более высокую ступень. Крупнейшим поэтом этого периода был Катулл, мастер лирической поэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам.

Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов. Одним из крупных писателей Рима был Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.). Из всех его произведений до нас дошли только два: «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Эти произведения представляют собой отчеты о двух войнах, которые вел Цезарь.

Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников. «Записки» Цезаря – это выдающиеся литературные произведения, образцы римской художественной прозы. Для них характерны продуманная ясная композиция, непринужденный рассказ, точный и правильный язык. 8.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Римская цивилизация

История Рима эпохи империи казалась людям, жившим в последующие столетия, очень увлекательной и волнующей. Такой она остается и сегодня, изумительной, ужасной, полной очарования и… Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана, чем у Балканского полуострова, значит здесь гораздо меньше…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Римская культура и искусство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основание Римской цивилизации
Основание Римской цивилизации. Колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен, населявших эту

Римская цивилизация Царской эпохи
Римская цивилизация Царской эпохи. Римская цивилизация делится на три периода: Царская (VIII – VI вв. до н.э.), эпоха Республики (510 – 31 гг. до н.э.), Императорская (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Римская цивилизация эпохи Республики
Римская цивилизация эпохи Республики. Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличи

Римская цивилизация эпохи Империи
Римская цивилизация эпохи Империи. Римская империя возникла не на пустом месте. Почву для образования создал Гай Юлий Цезарь, который сумел в рамках республиканского строя фактически воздвигнуть во

Римская религия
Римская религия. В повседневной жизни римлян религия играла заметную роль. Традиционные римские верования, вышедшие из недр родового строя, были отмечены пережитками тотемизма, фетишизма и анимизма

Римское право
Римское право. Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим – родина юриспруденции. Если в небольших городах, с их разнообразными и часто

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги