Вхождение украинских земель в состав России

Вхождение украинских земель в состав России. В 1654г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину. Украина в середине ХVII оказалась между тремя сильными государствами - Речью Посполитой, Россией, Османской империей.

В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своей промышленности, она не могла противостоять внешней экспансии. Б. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужно одно из трёх государств - союзник. И казаки союзником решили выбрать православную Россию, но при условии, что она не будет командовать казаками. Просьбы о присоединении к Москве поступали с Украины с 20- х гг. Но Польша была для России очень сильным противником.

Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто выступить на стороне запорожских казаков не могла. В 1653г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого с известием, что украинцы обращаются к московскому царю с последней просьбой. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1654г. собрался Земский собор, на котором было решено взять Украину под свою защиту.

В 1654г. в г. Переяславле собралась рада. На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю. Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: • освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации; • способствовало укреплению российской государственности.

Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада. Русско-польская война (1654-1667) Решение России принять в свой состав Украину вызвало новую войну Польшей. Юрий Хмельницкий заключил с Польшей договор о переходе Украины вновь под власть Речи Посполитой. Однако украинский народ не поддержал их, более того, на Украине начались восстания крестьян против гетманов.

Война истощила обе стороны. Поляки были вынуждены пойти на заключение в 1667 году Андрусовского перемирия. По нему России передавались не только Смоленские и Северные земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств. Таким образом, в XVII столетии в результате изнурительных войн, деятельности первопроходцев территория России значительно выросла. В её состав вошли земли Сибири и дальнего Востока, Левобережной Украины и Смоленщины.

Наличие таких обширных пространств открывало возможности развития страны вширь, замедляя тем самым внедрение новых методов хозяйствования, задерживая отмирание крепостнических порядков. Церковные реформы патриарха Никона (1653-1655) Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1661г «что слово его стало во дворце добре страшно». — Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались.

Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «собинным», особенно любимым другом стал Никон. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящён был в патриархи 25 июля 1652г. и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия.

Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.

Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 году Церковный собор одобрил реформу. Таким образом, русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. К середине века сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониана и старообрядцев.

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей.