ВЫБОР ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

ВЫБОР ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ. Повесть временных лет”, так называемая Начальная летопись, рассказывает о крещении Руси весьма противоречиво. Мы рассматриваем корсунскую легенду, которой А. А. Шахматов посвятил специальное исследование и отвергнув ее как недостоверную, остановившись на киевской версии.

Согласно “ Повести временных лет Святой князь Владимир был воспитан княгиней Ольгой, которая подготовила его к принятию христианства, но он оставался в первые годы своего княжения язычником. В Киеве и во всех городах стояли идолы, которым приносили жертвы, но храмы существовали тоже во многих местах, и богослужения совершались свободно. Основной причиной, которая подвигла Русь к принятию христианства можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества.

Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию, которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента.

К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. Он поддерживал отношения с тремя христианскими центрами того времени: Константинополем, Римом и Охридом, но старался сохранить для своей страны полную независимость, как государственную, так и церковную. По летописному рассказу, в 986 году к князю Владимиру в Киев прибыли магометане, иудеи и христиане из Рима и Византии и убеждали принять каждый свою веру. Князь Владимир выслушал их всех, но не выразил кому-либо своего предпочтения.

После этого он решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Прибыли киевские послы в Камскую Болгарию. Храмы там стояли бедные, люди молились уныло, лица у всех были грустные. Не понравилось это русским. Пошли они в земли немецкие. Храмы в Германии богаче, только слишком много в них острого, серого, каменного, словно скопированного со скал горных хребтов.

На фоне неукрашенного камня и обряды исполнялись “без всякого величия красоты”. Отправились посланцы в Константинополь. Поплутав по европейским дорогам, прибыли они в город и лишь открылись пред ними городские ворота, лишь увидели они — пока снаружи! — храм Святой Софии, как тут же, будто что-то давно известное, но почему-то забытое всколыхнуло память, порадовало сердца уставших путников. Из того же камня, что и храмы в Западной Европе, построена была София Константинопольская в 532—537 гг но в линиях и пропорциях главного храма Греческой Церкви чудились рус¬ским послам мягкие овалы родных далей, незатейливая вязь речных узоров на холмистом, бескрайнем полотне российской природы, плотно закрашенной многоцветьем лесов. Камень - живительно пластичный материал в умелых руках.

София Константинопольская мощно стояла на земле, и богатырское что-то чудилось в ее крепких линиях. Византийский император Василий II повелел отправить гостей в храм Святой Софии, где патриарх совершал литургию.

Переступив порог церкви, послы замерли. Изысканное благо¬лепие и богатое убранство алтарей, строгая по форме, но щед¬ро украшенная одежда греческого духовенства и проникновен¬ное многоголосие с клироса, мелодия которого обволакивала собравшихся в храме единоверцев, соединяла их друг с другом и всех — с Богом. Благоухание фимиама и торжественные ли¬ки икон и лица людей, принесших в церковь все самое доброе, человеческое, поразили гостей.

Они нашли здесь свою веру. Вернувшись в Киев, мужи предстали перед Владимиром и его людьми. " И созвал князь Владимир бояр своих и старцев, и сказал им: "Вот, пришли посланные нами мужи, послушаем же их". Послы очень ярко рассказывали о приёме в Царьграде, о церковной службе в соборе Святой Софии, патриархе в золотых ризах. «И не знали - на небе мы или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом», словом, лучше, чем во всех других странах.

Посланцев Владимира изумила и восхитила красота и торжественность церковной службы, великолепие убранства храма, богатство святительских облачений. Люди своего времени, они нерасчлененно воспринимали окружающий их мир — прекрасное, несомненно, являлось для них в той же степени истинным. Но не будем забывать и того, в каком храме они побывали! Даже и сегодня Константинопольская София, превращенная некогда в мечеть, многократно разоренная и оскверненная, способна потрясти воображение человека, заставить его забыть о сиюминутном, открыть для него как бы иной мир, соединяющий небесное и земное.

Что же говорить о тех временах, когда храм этот был в полном своем величии и великолепии! После долгих духовных поисков князь Владимир решил принять христианство из Византии. Принятие христианства из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье.

Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. “Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых мест, стоит культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией”. 3.