рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Византийская символика в истории Российскрго государства

Работа сделанна в 2008 году

Византийская символика в истории Российскрго государства - раздел История, - 2008 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Российской Федерации Улья...

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ульяновский Государственный Технический Университет Кафедра истории и культуры Византийская символика в истории Российского государства Выполнила Студентка ЗВФ гр. БАз-11 Филянина Я.А. Научный руководитель Кандидат исторических наук Петухов В. Б. Ульяновск 2008 Содержание Введение…3 Глава 1. Византия в истории Российского государства 1.1 История Византии….1.2 Византийская символика…12 Глава 2. Государственная символика России 2.1 Понятие государственной символики….2.2 История создания российского герба… 15 Заключение… … 36 Список литературы… 38 Введение Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна.

Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур. Государственные символы - национальный герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени.

Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.

Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства. Начало появления первого из государственных символов - герба совпало с окончательным этапом формирования Российского централизованного государства в конце XV - начале XVI веков, в правление Ивана III. Российский государственный флаг появился позже — в первой четверти XVIII века и был связан с реформаторской деятельностью Петра Великого.

Появление официального государственного гимна относится к XIX веку. Дальнейшая эволюция российской государственной символики, особенно в XX веке, сопровождалась острой политической борьбой вокруг их содержания, что оказывало серьезное влияние на российское общество, его социальное и духовное самочувствие.

В течение длительного времени (после 1917-го года и до 1990-х годов) национально-государственная российская символика была подвергнута забвению, ее место заняли другие символы, олицетворявшие иные задачи государства. Только в начале 1990-х годов с воссозданием суверенного Российского государства стала воссоздаваться национально-государственная символика России как самостоятельного государства. Только на рубеже XX-XXI веков Россия обрела, наконец, государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений.

Государственная символика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве.

Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами. Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества.

Не случайно на гербах отдельных государств-княжеств изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу (лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие). Изучение причин появления национально-государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры, идеологию и т.д. Законодательное закрепление символов способствовало организационному и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета.

Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и т.д. Не менее значимую роль играет государственная символика в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами.

И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей - представителей разных государств. Что же такое символ, каково содержание этого весьма сложного социально-философского понятия? Французский исследователь Жюльен Надя так определяет данную категорию: «Символ - это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния». В новой философской энциклопедии категория «символ» определяется как «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так что а) предмет не может быть дан иначе, чем посредством другого знака — символа, б) знак — символ не может выражать другую предметность, оставаясь при этом самотождественным, в) знак - символ является не только средством указания на предмет, но также и источником смысла (в предельном случае - единственным), г) интерпретация знака - символа не допускает конечных процедур и однозначной «расшифровки», но в то же время предполагает существование конкретного смысла и исключает произвольность толкования». Данный подход полностью соотносим с государственной символикой, где знак-символ непосредственным образом связан с предметом, который он отражает, обозначает, и опосредован историческим процессом путем накапливания в символе определенного социально-исторического содержания, социально-политического опыта государства.

Таким образом, государственная символика играет далеко не последнюю роль в становлении суверенного государства, в консолидации общества на основе национальных традиций, в укреплении государственной власти, в воспитании подрастающих поколений, в расширении и укреплении международных позиций государства.

Избранная в качестве исследования тема является актуальной в исторической науке. Подробнее как часть государственной символики изучим историю создания герба Российской Федерации.

Глава 1.

Византия в истории Российского государства

Византия в истории Российского государства . 1.1

История Византии

Оболенский высказывал идею уникальности политического устройства Визан... умер император Анастасий, не оставивший преемников. Один из его племян... Оно было более терпимо к другим монотеистическим религиям, не подверга... Начался новый подъем византийского государства; наметился новый расцве... Византия оказалась перед лицом еще большей опасности – завоеванием тур...

Византийская символика

Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. Это были флажки треугольной формы. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих ... ОТ орла Священной Римской империи «отпочковались» австрийский, германс... Глава 2.

Понятие государственной символики

Использование государственной символики, а также надругательство над г... В отличие от орла, он всегда водился на русской земле и в древности пр... Кстати, и с самоназванием тоже странности: “Украина” от слова “окраина... на их языке - “толпа”, “стадо” (кстати, за их демократическую “самобыт... Подобное стряслось и с нашими нынешними татарами, бывшими булгарами.

История создания российского герба

Иван III чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда... Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих прет... Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими ... Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, относит... Именно поэтому в XV-XVI веках принципиальную важность имело другое сре...

Заключение

Заключение.

Двуглавый орел как различительный знак имеет долгую и богатую историю, которую можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа. В арабском и персидском мире двуглавый орел использовался как один из многих опознавательных знаков.

В Византии двуглавый орел в последние века ее существования использовался как один из важнейших государственных знаков, но служил не символом государства, а символом императорской династии и связанных с ней семейств. На Балканах, под влиянием византийской традиции, широко распространенный символ двуглавого орла служил в разных качествах, в том числе как знак царей, и в некоторых странах со временем обрел статус государственного герба, сохраняющийся доныне.

В Западной Европе двуглавый орел использовался в многочисленных гербах, преимущественно правителей и высшей знати, и впервые в истории – в 1434 году – официально стал использоваться как государственный герб (в Священной Римской Империи). Двуглавые орлы изображались в разном начертании и с разными атрибутами. Характерной особенностью византийской традиции является золотой орел на красном поле, обыкновенно – увенчанный коронами.

В традиции западноевропейской символики орел обыкновенно изображался черным на золотом поле. На основе сведений о бытовании двуглавого орла, историками высказываются предположения о причинах, побудивших Ивана III принять данный знак в качестве государственной эмблемы своей страны. Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии или был принят по примеру Священной Римской Империи. Безусловно Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и в этой связи не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III. Сношения России Ивана III с западными странами развивались весьма активно, и немалое место здесь занимали контакты со Священной Римской Империей.

Иван III добивался признания равного статуса России с другими странами, и, познакомившись с геральдической традицией Священной Римской Империи мог принять ее символ как собственную государственную эмблему, дабы еще раз подчеркнуть равенство России и наиболее авторитетного из существовавших в то время государственных образований Европы.

Но при этом Россия восприняла не ту форму и расцветку двуглавого орла, который был распространен на Западе. Наконец, в правление Ивана III Россия действительно активно развивала связи с Балканскими странами и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в качестве государственного символа России является основательной… и недоказуемой. Мудро примирить все предположения постарался американский историк Г. Эйлиф, писавший: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой Московского герба, если бы Иоанн III не знал, что та же эмблема определяет ранг императора на Западе». Вполне возможно, что предположение Г. Эйлифа верно, и все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III о выборе государственного знака нашей страны.

Сын Ивана III – Великий князь Василий III Иванович (род. 1674, правил с 1505-1533) унаследовал введенный отцом государственный знак и использовал прежний принцип построения великокняжеской печати.

Василию III наследовал сын, названный в честь деда Иваном – Иван IV Васильевич (род. 1530, правил с 1533-1584), оставивший мрачный след в истории нашей страны и получивший прозвище Грозный. Лейтмотивом царствования Ивана IV было укрепление личной власти царя, деспотическое подчинение всего и вся, беспощадное истребление любого (даже воображаемого) противодействия. Укрепление власти Ивана IV активно велось и на символическом уровне. Он был первым русским государем, провозглашенным Царем, помазанником Божьим.

Особое внимание уделялось Иваном IV государственному символу и, прежде всего, его изображению на печатях. Царские печати разделяются на большие и малые. Непременным атрибутом большой печати становится государственный символ – двуглавый орел. На малых печатях орел в первую половину царствования иногда уступает место ездецу или новому знаку великокняжеской эмблематики – единорогу, но затем также становится обязательным элементом. Вид и геральдическое наполнение государственного символа при Иване IV менялись и дополнялись.

Начиная с 1539 года двуглавый орел начинает изображаться с раскрытыми клювами и высунутыми языками. Такое изображение орла (и в целом хищных птиц и животных) является традиционным для западноевропейской геральдики (орел с открытым клювом (пастью) и высунутым языком называется в геральдике «вооруженным»). В 1560-х годах государственный и царский знаки соединяются в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался на груди двуглавого орла. Так, на золотой булле 1562 года на лицевой стороне изображен двуглавый орел, на груди которого щит со всадником, а на оборотной стороне – такой же орел, но в щите на его груди – единорог.

Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах: вместо двух корон, венчавших головы орла с самого начала его использования в России, помещена одна большая пятизубцовая корона, венчающая сразу обе головы орла. Возможно, таким образом Иван IV желал продемонстрировать свое единовластие, показать, что в его государстве есть только одна корона и только один носящий ее – сам царь. Вторым новшеством печати 1577-58 гг. стало размещение вокруг двуглавого орла двадцати четырех (по двенадцать на каждой стороне печати) эмблем земель, входящих в состав российского государства.

Избраны эти эмблемы были, в основном, произвольно (в последствии многие из них стали прообразом гербов соответствующих территорий и городов): российские земли не имели устоявшейся традиции обозначения их определенными знаками.

Однако сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать насколько велика его держава и какие именно основные земли входят в ее состав. Эта тенденция со временем стала традиционной. Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (род. 1557, царствовал с 1584- 1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе.

И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом. Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлению Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу.

Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (дата рожд. неизвестна, царствовал с 1605, убит в 1606). Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа, на которой двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями: двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями.

Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо). Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Последовал новый, самый тяжелый период Смуты, завершившийся в 1613 году, когда всенародным Земским Собором на российский престол был возведен царь Михаил Федорович (1596-1645). Михаил Федорович постарался восстановить на своих печатях традиционного российского двуглавого орла. Однако за период Смутного времени многие представления о старине были искажены, иные забыты и в результате типы российского государственного символа, использовавшиеся в течении XVII века, объединили в себе и обычаи старины, и новшества периода Смуты, и дополнения, привнесенные уже в течении самого XVII века. Михаилом Федоровичем использовались весьма разнообразные формы двуглавого орла. Как и в давние времена, орел изображался с расправленными и направленными вниз крыльями.

Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались, то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба.

На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (род. 1629, царствовал с 1645-1676) – Россия, оправившаяся от потрясений Смутного времени, укреплялась, расширялась и собиралась с силами для рывка в развитии, который ей было суждено сделать при сыне Алексея Михайловича – императоре Петре Великом (род. 1673, царствовал с 1682-1725). Государственный символ при Алексее Михайловиче уточняется и впервые целенаправленно корректируется с целью привести его в соответствие с геральдическими правилами.

В 1650-х годах окончательно установился базовый тип государственной эмблемы: уже на большой государственной печати 1645 года орел изображен с поднятыми вверх крыльями, тремя коронами и ездецом на груди.

На печати 1654 года двуглавый орел получил еще одно дополнение: в его лапах помещены скипетр и держава.

С этого времени знаковый состав государственного герба – двуглавый орел под тремя коронами, с ездецом в щите на груди, скипетром и державой в лапах – остается неизменным до наших дней. В царствование Алексея Михайловича были предприняты первые попытки описать герб и дать толкование его символики. Первое толкование содержится в стихах «Славянской Библии», изданной в 1663 году: XVII век оставил нам не только многочисленные печати, монеты и документы, но и большое количество иных носителей изображений государственного герба. Двуглавый орел в это время начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати.

Вполне вероятно, что такое применение двуглавого орла имело место и раньше (например, сохранились сведения что декоративные красные плитки с золотыми двуглавыми орлами украшали Грановитую палату московского Кремля еще при Иване III), но безжалостное течение времени и, особенно, разрушительные события Смутного времени привели к тому, что регалии и бытовые предметы XV-XVI вв. с гербом почти не сохранились до наших дней. Зато предметы XVII века многочисленны и чрезвычайно интересны.

В Оружейной палате московского Кремля храниться трон Ивана IV Грозного, украшенный резьбой по кости западноевропейской работы. В XVII веке этот трон был дополнен деталями, выполненными русскими мастерами, в частности – гербом, размещенным на спинке тронного кресла (двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах; по сторонам от орла – восстающие (т.е. стоящие на задних лапах) единорог и лев). В 1654 году коронованный золотой двуглавый орел был установлен на Спасской башне московского Кремля, а в 1688 – на шпилях Троицкой и Боровицкой башен.

Активно создавались знамена и живописные полотна с государственными символами (так, живописец Станислав Лапуцкий в 1666 году создал личное царское знамя с двуглавым орлом и четырнадцатью эмблемами российских земель, он же в 1669 году написал для Коломенского дворца «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеймы…»). Многочисленны предметы декоративного и боевого оружия с двуглавыми орлами, кубки и иная парадная посуда, предметы быта и подарки (ларцы, мебель и проч.). Известны дворцовые одеяния служилых людей с вышитыми двуглавыми орлами.

Всевозможные изображения двуглавых орлов, выполненные на различных предметах в самых разнообразных техниках и для самых разных целей, чрезвычайно интересны не только с точки зрения развития государственного символа, но и как произведения декоративного искусства, как материал для анализа распространенных в обществе того времени представлений о российском государстве и его главном символе.

После кончины Алексея Михайловича, Россией недолгое время правил его старший сын царь Федор II Алексеевич (род. 1661, царствовал с 1676, сконч. 1682). После его смерти на трон были одновременно возведены единокровные братья – Иван V и Петр I Алексеевичи, а поскольку оба они были еще детьми, действительное управление государством сосредоточилось в руках старшей дочери Алексея Михайловича – царевны Софьи Алексеевны.

Этот период интересен с точки зрения развития государственной символики тем, что изображение на груди двуглавого орла, всегда понимавшееся как условный портрет великого князя или царя – теперь развивается до документально точного, а иногда всадник и вовсе заменяется портретом государя.

Начало этой тенденции было положено еще при Алексее Михайловиче: сопоставляя изображения ездецов на гербах его времени мы можем заметить как удлиняется и густеет борода всадника с течением лет (как она удлинялась у самого Алексея Михайловича по мере его взросления и старения), как детализируется костюм ездеца – прежде условный, подобный доспехам, а теперь приобретающий точное сходство с русскими царскими одеждами.

При наследниках Алексея Михайловича данная тенденция получает более активное развитие. Так, на полковом стрелецком знамени 1695 года на груди двуглавого орла изображены восседающие на двух тронах цари Иван и Петр. На личном знамени Софьи Алексеевны 1680-х гг. на груди орла был помещен портрет правительницы. Портрет Софьи заменял всадника на груди двуглавого орла и на гравюре 1689 года. Известны изображения герба, где на груди двуглавого орла помещены два юных всадника, причем их лица имеют явно схожие черты с царями Иваном и Петром Алексеевичами. В 1696 году царь Иван V скончался, Петр I остался единовластным правителем, но обыкновение помещать портрет государя на гербе сохранялось еще некоторое время.

На солдатском знамени 1696 года на груди орла изображен ездец, имеющий сходство с Петром, а на другом знамени вместо ездеца щит на груди орла занимает всадник с мечом руке, портретное сходство которого с Петром совершенно очевидно.

Рубеж XVII-XVIII веков стал очередным переломным моментом истории нашей страны. Новый государь – юный царь Петр I Алексеевич (впоследствии – император Петр Великий) решительно направил Россию по пути европиезации, открыл четвертьвековой период капитальных реформ, затронувших все без исключения стороны российской жизни. Бурный поток петровских реформ не оставил в стороне и государственную символику. Первой юношеской страстью, сохранившейся у Петра на всю жизнь и во многом определявшей впоследствии его внешнюю и внутреннюю политику, стало мореплавание.

И в этой связи в петровское время получили распространение новые, мало известные прежде символы – флаги. В 1693 году Петр совершил свое первое крупное плавание – по Западной Двине до Архангельска и оттуда по Белому морю. Для этого плавания был создан личный судовой флаг царя (то есть флаг, поднимавшийся над тем судном, на котором находился царь), получивший название «флаг царя Московского». Этот флаг представлял собой прямоугольное полотнище из трех равных горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, посередине которого помещался золотистый двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и ездецом на груди. «Флаг царя Московского» и созданные на его основе знамена употреблялись Петром I как личный опознавательный знак вплоть до 1700 года. При осаде Нарвы в 1700 году Петром использовалось царское знамя, аналогичное по рисунку «флагу царя Московского», но герб на нем был окружен декоративным золотистым орнаментом.

Сокрушительное поражение армии Петра I под Нарвой стало новым решительным стимулом для скорейшего проведения в первую очередь военных реформ.

Петр безжалостно порывал с традиционной стариной и, среди прочего, отошел в прошлое и «флаг царя Московского». На смену ему в 1703 году пришел царский морской штандарт. Отличительной особенностью морского штандарта была кардинальная смена цветов. Полотнище штандарта получило золотисто-желтый цвет, а орел на нем был изображен черным.

В лапах и клювах орел держал карты четырех морей, к которым Россия имела выход к 1703 году: Балтийского, Белого, Каспийского и Черного. Примененная на штандарте расцветка стала первым шагом Петра к смене цветов государственного герба: в первой половине XVIII века старинные русские цвета – золотой орел на красном поле – постепенно уступают место традиционной для Западной Европы расцветке государственных гербов с двуглавым орлом: черный орел на золотом поле. Окончательная смена цветов герба и ее законодательное закрепление произошли уже в конце царствования Петра Великого.

Почти все время царствования Петра Великого Россия вела непрестанные войны и средство ведения войны – армия – являлась объектом непрестанных забот самодержца. Петр задумался о едином символе армии и, в целом, военной сферы государства. Ничего подобного прежняя российская традиция не знала: существовала символика полков, отдельных военачальников и над всем царил единый объединяющий знак – государственный герб. Не оспаривая примат герба как общегосударственного знака, Петр, однако, стремился выделить армию и флот особым, специфическим символом, общим для всех военных.

В качестве такого знака был избран Андреевский крест. Второе существенное изменение государственного герба при Петре I связано с переосмыслением значения всадника на груди.

– Конец работы –

Используемые теги: Византийская, символика, истории, Российскрго, государства0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Византийская символика в истории Российскрго государства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
На сайте allrefs.net читайте: Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права.

Предмет, метод и периодизация истории государства зарубежных стран ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Санкт Петербургский университет Государственной противопожарной службы...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства... Древнегреческая теория... Древнеиндийская теория...

ТЕМА 1 Понятие, предмет и периодизация истории государства и права
Введение... Капиталистические отношения в России во второй половине Х Х века стали... В И Ленин писал quot Сила экономического развития втягивавшего Россию на путь капитализма заставила помещиков...

ПАМЯТНИКИ истории и теории государства и права
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ... Кафедра теории и истории государства и права...

Пол, власть и концепция "разделенных сфер": от истории женщин к гендерной истории
Но несмотря на то, что приверженцам этого направления удалось достичь несомненного успеха в освещении многих неизвестных страниц истории женщин… Они стремились связать женскую историю с историей общества и объяснить наличие… На рубеже 70-80-х годов феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база…

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... МОДУЛЬ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам