рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История создания российского герба

Работа сделанна в 2008 году

История создания российского герба - раздел История, - 2008 год - Византийская символика в истории Российскрго государства История Создания Российского Герба. Первое Из Сохранившихся До Наших Дней Изо...

История создания российского герба. Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом.

Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича (1440-1505), приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам.

На первый взгляд рядовое событие – появление нового изображения на великокняжеской печати – имеет принципиальное значение не только для истории российской государственной геральдики, но и для истории нашей страны в целом.

Великий князь Иван III Васильевич является одним из трех величайших деятелей российской истории.

По масштабу своих свершений, по их значимости Иван III может сравниться только с князем Владимиром Киевским, крестившим Русь в Х веке, и Императором Петром I Великим, толкнувшим Россию на европейский путь культурного развития. Значение Ивана III в истории нашей страны определяется тем, что им было создано единое российское государство.

В этой работе огромное значение принадлежало деятельности символической. В ту пору, когда создавалось российское государство, не так важно было присоединить ту или иную территорию, заключить тот или иной дипломатический договор, выиграть войну, сколько добиться того, чтобы в сознание людей прочно вошла мысль: возникло принципиально новое политическое образование – единое российское государство, русские земли объединены и не разделятся более, что бы ни случилось, как бы не менялись исторические и политические судьбы.

Добиться этого поворота в сознании во многом помогали именно формы символические. Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих претензиях на обладание всеми российскими землями. Он вступил в брак с племянницей последнего императора Византийской империи – Софьей Палеолог – дабы продемонстрировать равенство своей власти с властью византийских императоров. В сношениях с иными странами он добивался равных почестей и признания своей державы как суверенной и не уступающей в значении иным странам.

Созданное Иваном III и существующее до наших дней единое российское государство нуждалось в главном символе, обозначающем его существование – названии. Название рождалось очень долго и при самом Иване III так и не сформировалось окончательно. Подобное явление характерно не только для России, но и для многих других государств. Именно поэтому в XV-XVI веках принципиальную важность имело другое средство определения государства – герб. Названия складывались медленно, изменялись, по-разному звучали в разных языках и традициях. Изобразительное же средство идентификации страны – герб – узнавался вне зависимости от того, в какой языковой среде он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.

Это значение изобразительного символа сумел понять и оценить Великий князь Иван III. И потому не случайно и глубоко символично, что именно в его время, а точнее – в 1490-х гг когда процесс объединения российских земель в основном состоялся и единое российское государство стало реальностью, началась история российского государственного герба.

Таким образом, российское государство и российский государственный герб являются ровесниками. Изобразительная форма имени нашей страны – герб – родилась значительно раньше, чем сформировалось ее название. Культура российского средневековья знала достаточно развитую и своеобразную знаковую традицию.

Идентифицирующими знаками пользовались те, кто обладал суверенитетом – князья, земли, имевшие республиканские формы правления, некоторые церковные иерархи. Такие знаки размещались, прежде всего, на монетах и печатях – тех важнейших атрибутах, на которых следовало ясно показать, кому они принадлежат. Своеобразие средневековой российской знаковой культуры заключается в том, что, во-первых, знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения, а, во-вторых, знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, относительно часто пользовался фигурой всадника. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны «мечник» (всадник с мечом в руке), «сокольник» (всадник с соколом на руке), «копейщик» (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения.

В 1460-80 гг. Иван III чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда – всадника поражающего копьем дракона (этот тип всадника назывался «ездец»). Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. Большинство монет и печатей имели изображения на двух сторонах. И если на одной стороне помещался знак князя (например, ездец), то на другой – какой-либо иной символ, связанный с ним, например, изображение его святого покровителя.

В системе атрибутов власти XV века печать занимала особо важное место. В то время не существовало института подписи и именно печать исполняла функцию удостоверения документа, сообщения о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать, что приложивший печать соглашается с документом и подчиняется ему. Именно с момента приложения печати документ вступал в силу и считался действующим.

Право пользования печатью обозначало право пользоваться властью, и нередко властитель, действительно имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями. Преступление против печати – отрывание ее от документа, повреждение, подделка – расценивались как одни из наиболее тяжких, рассматривались, помимо прочего, как преступление против личности и прав того, кому принадлежит печать, и наказывались предельно сурово.

Этим принципиально важным значением печати определяется то обстоятельство, что именно на печати впервые появляется изображение государственного герба. Утвердив свою власть в принципиально новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати.

Такой принципиально новой печатью и является печать 1497 года. Печать 1497 года имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Структура этой печати является принципиально новой для российской традиции. Лицевая сторона обычна: на ней знак князя, понимавшийся как собственно изображение князя-обладателя печати.

Но изображение на оборотной стороне – двуглавый орел – несет значение совершенно новое. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.

Итак, в 1497 году (или несколькими годами ранее) Великим князем Иваном III был введен в обращение принципиально новый символ – символ единого российского государства. Этим символом – изобразительным именем новой российской страны – стал двуглавый орел. Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен и однозначно дать его невозможно: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Византийская символика в истории Российскрго государства

Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих… Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют… Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История создания российского герба

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История Византии
История Византии. Византийское общество по-разному характеризовалось в истории. Известный русский ученый В.С. Соловьев считал Византию азиатской деспотией, основанной на рабстве подданных.

Византийская символика
Византийская символика. Знамена применялись у многих древних народов по всему миру – от древних китайцев до персов. Знамя служило в качестве военного значка, облегчающего управление войском.

Понятие государственной символики
Понятие государственной символики. К государственной символике Российской Федерации относится: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн. Использование государственной символ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги