рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деятельность Ключевского после окончания Московского университета

Деятельность Ключевского после окончания Московского университета - раздел История, Основатели русской исторической школы: В.О. Ключевский Деятельность Ключевского После Окончания Московского Университета. Тем...

Деятельность Ключевского после окончания Московского университета.

Тема — «Древнерусские жития святых как исторический источник» — была предложена Соловьёвым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего учёного для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель.

Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1866-1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие «житий», когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта». [12, эл. ресурс]. Работа над диссертацией «Жития святых» затянулась у Ключевского на шесть лет, поэтому после истечения формального срока двухгодичного пребывания в «аспирантуре» Соловьёву, который заведовал кафедрой, было затруднительно просить министра просвещения о его продлении. По рекомендации Сергея Михайловича Василий Осипович получил место репетитора в московском Александровском военном училище.

В то время при подготовке и осуществлении военной реформы создавались новые военно-учебные заведения с широкой программой образования.

В учреждённом Александровском училище вводился курс всеобщей истории, читать который был приглашён в 1865 г. сам Соловьёв. В училище Ключевский проработал с 1867 г. 16 лет, заменив с 1871 г. в чтении курса новой всеобщей истории С.М. Соловьёва. Своеобразие этого курса заключалось в том, что он начинался с Великой французской революции и завершался серединой XIX в т.е. современностью.

Работа над этим курсом ставила перед Ключевским вопрос о взаимосвязи истории России и Западной Европы, что в дальнейшем конкретно отразилось в его интересе к сюжетам, связанным с историей культуры России XVIII — начала XIX в а в целом — на его внимании к всемирно-историческому процессу. В этот же период у Василия Осиповича появилась возможность занять вакантную кафедру русской гражданской истории на церковно-историческом отделении Московской духовной академии, размещавшейся в Сергиевом Посаде.

Семинаристское «происхождение» и работа над «житиями святых», по-видимому, в свою очередь сыграли положительную роль и с июня 1871 г. избранный советом академии приват-доцентом В.О. Ключевский начал там свою службу, не прерывавшуюся до конца 1906 г. т.е. 36 лет. Это дольше, чем он затем прослужил в университете (1879-1911). Летом 1872 г. Василий Осипович по просьбе своего друга В.И. Герье, руководившего Московскими Высшими женскими курсами, взял на себя чтение там лекций. Эта работа продолжалась более 15 лет. Таким образом, в 70-х годах В.О. Ключевский получил широкую преподавательскую практику и его имя как блестящего лектора стало приобретать всеобщую известность.

В 1870 г. он, наконец, завершил свою магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых, как исторический источник» и осенью 1871 г. известным книгоиздателем К.Т. Солдатенковым она была выпущена в свет отдельным изданием. В самом начале 1872 г. историко-филологический факультет Московского университета заслушал отзыв СМ. Соловьёва о книге и 26 января состоялась магистерская защита Ключевского.

В 1870-х годах Василий Осипович начал работу над второй докторской диссертацией — «Боярская Дума Древней Руси». Это исследование заняло у него десять лет. В 1880-1881 гг. он опубликовал значительную его часть в журнале «Русская мысль», а в 1882 г. в переработанном виде издал отдельной книгой.

Завершение исследования совпадало с тяжелой болезнью С.М. Соловьёва, который уже не смог начинать осенью 1879 г. курс лекций, и по представлению декана факультета Н.А. Попова в университет был приглашен Василий Осипович. 22 сентября Совет университета почти единогласно тайным голосованием (при одном воздержавшемся) избрал Ключевского на должность доцента, а 4 октября скончался Соловьёв. 22 ноября 1879 г. Ключевский прочитал вводную лекцию, посвященную Соловьёву, а 5 декабря — первую лекцию курса русской истории и начал свою почти 32-летнюю деятельность в университете. 29 сентября 1882 г. в актовом зале университета в присутствии чиновного начальства Москвы Василий Осипович с блеском защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». С ноября 1882 г. он стал профессором Московской духовной академии и университета, где к нему после смерти Соловьёва перешло заведование кафедрой.

Лекционная деятельность, захватившая Ключевского с начала его самостоятельной жизни, никогда им не прекращалась.

В 1867-1883 гг. он преподавал в Александровском военном училище, в 1871-1906 гг. — в Московской духовной академии, в 1872-1888 гг. — на Высших женских курсах, в 1879-1911 гг. — в Московском университете. Кроме того, он эпизодически читал курсы публичных лекций в Политехническом музее, в Училище живописи, ваяния и зодчества, а также постоянно выступал с докладами и речами. Слава лектора пришла к нему уже в 70-х годах, и студенческая молва разнесла её за стены учебных заведений задолго до получения им профессорского звания. Его ученик П.Н. Милюков, свидетель начала лекторской карьеры Василия Осиповича в университете, писал, что в тот момент студенты третьего курса, слушавшие до того быстро старевшего Соловьёва, считали невозможным заинтересоваться русской историей. «И вдруг это новое явление — лекции Ключевского, объявленные к концу семестра.

Мы, впрочем, заранее знали, что будем иметь дело не с новичком, так как его лекциям предшествовала громкая слава.

И обширная аудитория, собравшаяся слушать нового профессора, была заранее настроена в его пользу. То, что мы услышали, превзошло все ожидания », — писал он. [19, с. 185-186]. Другой его ученик, Ю.В. Готье (в будущем известный историк) вспоминал, что студенты не только жадно слушали его общий курс, но даже увлекались весьма специализированными лекциями по источниковедению. [9, с. 177]. Василий Осипович несколько лет был деканом историко-филологического факультета (1887-1889) и проректором Московского университета.

Эти обязанности тяготили его и он постарался избавиться от них, но всегда живо откликался на возникавшие вопросы студенческой жизни. Под его наблюдением шесть учеников издали свои монографии и защитили магистерские диссертации (П.Н. Милюков, Н.А. Рожков, М.М. Богословский, А.А. Кизеветтер, Ю.В. Готье; М.К. Любавский защитил и магистерскую, и докторскую диссертации). Он участвовал в общественной жизни — выступал на столетнем юбилее А.С. Пушкина; отстаивал вместе с другими профессорами университета права студентов, движение которых особенно обострилось с весны 1899 г. В 1900 г, Академия наук избрала Ключевского своим действительным членом, но «сверх штата», последнее объяснялось тем, что академикам полагалось проживать в Петербурге, а Ключевский не собирался покидать Москву.

Позже, в 1908 г он был избран почётным членом Академии по разряду изящной словесности. В 1901 г. по правилам того времени Василий Осипович, отметивший 30-летие своей преподавательской деятельности, должен был подать в отставку.

Кафедра была передана его ученику М.К. Любавскому. Но положение Ключевского мало в чём изменилось. За ним было оставлено право преподавания и в университете, и в духовной академии. В 1905 г. он был привлечён к работе комиссии по пересмотру законов в печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий. На этих заседаниях В.О. Ключевский выступал за свободу слова и печати, в частности и от духовной цензуры, настаивал на законодательном статусе Думы и бессословном порядке выборов в неё. Занятая им либеральная позиция усложнила его положение в духовной академии. С конца 1905 г. начались его открытые столкновения с её руководством и реакционной профессурой.

Политические выступления Василия Осиповича немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии учёного отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.

В сентябре 1906 г. Ключевский подал в отставку и был уволен, несмотря на многолюдные сходки студентов, требовавших продолжения его преподавания; для соблюдения приличий указом Синода Василий Осипович был утверждён в звании почётного члена академии (февраль 1907 г.). Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание – это «Курс русской истории» в пяти частях.

Учёный трудился над ним более трёх десятилетий, но решился его опубликовать только в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, по мнению Ключевского, является колонизация: «История России есть история страны, которая колонизируется.

Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». [13, стр. 11]. Исходя из этого, Василий Осипович разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с VIII до XIII вв когда русское население концентрировалось на среднем и верхнем Днепре с притоками.

Русь была тогда политически раздроблена на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (XIII - середина XV вв.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики - вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины XV в. до второго десятилетия XVII в когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

Последний, четвертый период до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». [13, с. 12]. Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс - дворянство.

В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность. Научная концепция Ключевского, при всём её схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины XIX в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии.

Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но всё же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – Кавелин К.Д Соловьев С.М. и Чичерин Б.Н. Умер Василий Осипович в Москве 12 мая 1911. Был похоронен на кладбище Донского монастыря. Подводя некоторые итоги, можно с полной уверенностью сказать, что жизненный путь Ключевского является отражением жизни всего русского народа.

Так как пройденный им путь от существования на грани жизни и смерти и дальнейший его взлёт, не смотря на все трудности материального положения и других всевозможных преград, помогли Василию Осиповичу в создании им по сути дела народной исторической школы. О некоторых её особенностях мы рассмотрим ниже. II. Отечественная историография и роль Ключевского в ней. 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основатели русской исторической школы: В.О. Ключевский

Современная историческая мысль всё чаще возвращается к опыту дореволюционной российской историографии, являвшейся образцом высокого… Василий Осипович Ключевский является лидером в этом направлении.Им была… Во всяком случае, до настоящего времени не существует обобщающего монографического исследования, в котором с позиции…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деятельность Ключевского после окончания Московского университета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Детские и юношеские годы
Детские и юношеские годы. Творческий путь Ключевского Василия Осиповича – величайшего русского историка был не прост с самого его рождения. А родился он 16 января 1841 в селе Воскресенском (под Пен

Два подхода в интерпретации исторической школы Ключевского
Два подхода в интерпретации исторической школы Ключевского. Проанализировав имеющуюся у нас научную литературу по проблеме русской исторической школы Ключевского, мы можем обнаружить отсутствие исс

Социология и позитивизм в исторической школе Ключевского
Социология и позитивизм в исторической школе Ключевского. Уникальность Ключевского заключается в том, что он один из первых русских учёных поднял вопрос о социологическом методе в истории. У

Список источников и литературы
Список источников и литературы. Бахрушин, С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. М.: Наука, 1987 – 219с. 2. Богословский М.М. В.О. Ключевский как учёный //

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги