Просвещение общественное движение и идеология

Просвещение общественное движение и идеология. Это широкое движение было направлено на умственное и нравственное развитие личности, гуманизацию всех сторон общественной жизни.

Главными формами его выражения во Франции были научная и литературно-художественная деятельность, а целями распространение научных знаний и осуществление реформ на благо общества и государства. Французское Просвещение испытало сильное влияние аристократической культуры, которая породила своеобразную форму общения салон. Салон служил и способом проведения коллективного досуга, и местом политической, литературно-художественной и другой интеллектуальной деятельности.

Некоторые просветители, например Гельвеций и Гольбах, сами устраивали салоны, другие же довольствовались тем, что были радушно приняты в домах знати. Просветители создавали многочисленные кружки по интересам философские, научные, литературные. Среди них самым значительным был кружок энциклопедистов, как называли творцов знаменитой Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, выходившей в свет отдельными томами с 1751 во 1772 г. Центром кружка был философ Дени Дидро, его активными членами I ольбах, Гельвеций, Руссо, Кондорсе, Кондильяк и др. В живом, почти ежедневном общении они оттачивали свои идеи и вынашивали новые творческие замыслы.

Многие просветители были также членами масонских лож полутайных объединений вольных каменщиков франкмасонов, которые возникли в начале ХVIII в. в Великобритании, а в дальнейшем распространились по всему европейскому миру. Ритуалы и символика масонских лож были исполнены мистического смысла. Вместе с тем их цели и идеалы близки Просвещению, отчасти даже заимствованы у него. Масонами являлись Монтескье, Вольтер, Кондорсе и другие просветители. Просвещение связано с распространением новых идей и ценностей.

Основными теоретическими источниками французского Просвещения послужили картезианство и английская общественная мысль ХVII в. Большое влияние на французских просветителей оказало учение Джона Локка об обществе и государстве. Первым произведением французской литературы, написанным в духе идей Просвещения, считаются Персидские письма Ш. Монтескье, опубликованные в 1721 г. В сатирической, местами фривольной манере автор рисует нравы, и порядки французского абсолютизма.

В том. же духе выражены многие произведения Вольтера Франсуа Мари частности Философские повести, опубликованные столетия. Монтескье известен также как глубокий политический мыслитель, автор трактата О духе законов 1748 . Он выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей как политических сил, каждая из которых могла бы сдерживать другую.

Судебная власть, по мнению Монтескье, должна была принадлежать не учреждению, а лицам, по установленному порядку привлекавшимся из народа в состав суда. Законодательную власть народ должен осуществлять через своих представителей. И лишь исполнительную власть Монтескье предполагал оставить в руках монарха. Разрабатывая свой конституционный проект, Монтескье исходил не из абстрактной природы человека, а из совокупности объективных предпосылок, определяющих дух законов того или иного народа.

К ним он причислял климат, характер почвы, размеры государства, ландшафт, образ жизни религию, численность населения, хозяйственную деятельность и т. д. Он считал, что холодный климат порождает крепких и мужественных людей, жаркий же расслабленных и малодушных что в странах с плодородной почвой легче восстанавливается дух зависимости, тогда как бесплодие делает людей воздержанными, мужественными и воинственными так небольшие размеры государства способствуют республиканскому правлению, средние монархическом, большие экзотическому.

Почти все французские просветители подвергались того или иного рода преследованиям. Дидро был заключен в Вензенский замок, Вольтер в Бастилию, Гельвеций был вынужден подписать отречение от своей книги Об уме. Борьба с правительством придала яркое своеобразие французскому просвещению, способствовала радикализации его программы. Французские просветители легко впадали в идеализацию минувших эпох, особенно республиканского строя античности.

Например, Жан Жак Руссо противопоставлял прямую демократию Римской республики или древнегреческих городов-государств представительному правлению нового времени, включая английский парламентаризм. Всякий закон, писал он в трактате Об общественном договоре, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен Английский народ считает себя свободным он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента как только они избраны он раб, он ничто. Особое недовольство просветителей вызывала церковная цензура, открыто преследовавшая свободомыслие. В этих условиях свойственный большинству из них философский деизм приобрел антиклерикальный оттенок.

Например, свои письма к единомышленникам Вольтер часто заканчивал призывом Раздавите гадину! Антицерковный характер носили и многие его сочинения, начиная с Философских повестей и кончая многотомным Опытом о нравах и духе народов. Но вместе с тем Вольтер утверждал, что религия необходима как опора морали. Начиная с середины ХVIII в. антицерковную тональность французского Просвещения еще больше усилила деятельность философов-материалистов - Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. Многие из них выражали мнение о необходимости некой 4естественной4 религии для народа.

Лишь Гольбах выступал за освобождение человечества от гнета всякой религии. Особое место во французском Просвещении занимала школа экономистов-физиократов. Их общепризнанным главой был Франсуа Кенэ. Будучи личным врачом маркизы, де Помпадур и одним из медиков короля Людовика ХV, он четверть века прожил в Версальском дворце, где на его квартире собирались ученые, философы, писатели.

В дискуссиях с Дидро, Д. Аламбером, Гельвецием, Тюрго и другими участниками этих собраний оформились экономические взгляды Кенэ. Основное внимание он уделял развитию сельскохозяйственного производства, считая, что земля есть единственный источник богатств и что одно только земледелие умножает последние. Поэтому Кенэ требовал всемерного поощрения производительного класса, прежде всего богатых фермеров.

Он предлагал переложить основную тяжесть налогового бремени с производителей и потребителей на земельных собственников и ввести свободу внутренней и внешней торговли. 14.