рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеи Просвещения во Франции

Идеи Просвещения во Франции - раздел История, Предпосылки французской буржуазной революции Идеи Просвещения Во Франции. Просвещение Широкое Идейное Движение И Связанные...

Идеи Просвещения во Франции. Просвещение широкое идейное движение и связанные с ним формы самодеятельности граждан, направленные на умственное и нравственное развитие личности, гуманизацию всех сторон общественной жизни, стало явлением всемирной истории и важным этапом общественного развития Европы и Америки.

Первой страной на Европейском континенте, которая приобщилась к идеям британского английского и шотландского Просвещения, была Франция, где оно пустило глубокие корни.

Возникла собственная просветительская мысль, сложились оригинальные формы просветительского движения. Это произошло еще в начале XVIII в. Широкую известность среди просвещенных французов приобрела политическая теория английского философа Джона Локка, который обосновал новые, либеральные принципы государственного устройства правовое государство, разделение властей, ограниченная монархия.

Позднее, уже во второй половине этого столетия, французы увлеклись экономической теорией шотландца Адама Смита, который утверждал, что только свобода торговли и конкуренции создает наиболее благоприятные условия для подъема промышленного и сельскохозяйственного производства. В теориях британских ученых и мыслителей просвещенные французы черпали аргументы для критики абсолютизма и остатков средневековой регламентации экономической жизни у себя на родине.

Еще более широкое применение нашел в Просвещении разработанный Декартом метод, предписывал философской мысли не преклоняться ни перед какими религиозными догмами и авторитетами. Просвещение ярко проявило себя во Франции в форме научной и научно-художественной деятельности, ставящей целью распространение научных знаний и осуществление реформ на благо общества и государства. Первым во Франции произведением литературы, написанным в духе идей Просвещения, считаются Персидские письма Шарль-Луи Монтескье, опубликованные в 1721 г. Они появились вскоре после смерти Людовика XIV, когда произошло некоторое смягчение цензуры и ослабление бюрократического контроля за общественной жизнью.

Годы Регентства с их еще большей свободой самовыражения способствовали оживлению критической мысли в обществе и зарождению просветительского движения. В сатирической, местами фривольной манере автор рисует нравы, царящие при дворе восточного деспота.

Однако вдумчивый читатель понимал, что в метафорической форме Монтескье обличает нравы и порядки французского абсолютизма. В том же духе выдержаны многие произведения Вольтера Франсуа-Мари Аруэ, в частности Философские повести, опубликованные в середине столетия. В них отразились события Семилетней войны, государственные перевороты и смены династий, общественная борьба. Просветительскими мотивами проникнуты произведения французского драматурга Пьера Бомарше, в особенности комедии Севильский цирюльник и Свадьба Фигаро. Монтескье прославился и как глубокий политический мыслитель, автор трактата О духе законов. Вслед за Локком он выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей как политических сил, каждая из которых могла бы сдерживать другую.

Судебная власть, по его мнению, должна была принадлежать не учреждению, а лицам, по установленному порядку привлекавшимся из народа в состав суда. Законодательную власть народ должен был осуществлять через своих представителей.

И лишь исполнительную власть Монтескье предполагал оставить в руках монарха. Разрабатывая свой конституционный проект, Монтескье исходил не из абстрактной природы человека, а из совокупности объективных предпосылок, определяющих дух законов того или иного народа. Почти все французские просветители подвергались разного рода преследованиям. Дидро был заключен в Венсенский замок, Вольтер в Бастилию, Гельвеции был вынужден отречься от своей книге Об уме. Борьба с правительством придала яркое своеобразие французскому Просвещению, способствовала радикализации его программы.

Руссо и его последователи выделяло главным образом убеждение, что сам человек разрушил это гармоническое естественное состояние и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями, которые извратили его собственную природу, обрекли его на бедствия и страдания, Исчезло равенство, появилась собственность писал Руссо, и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета. Цивилизация настолько изменила людей, что отказаться от нее они уже не могли.

Но если нельзя было вернуться к естественному состоянию, то еще можно было, устранив чрезмерное неравенство в обществе, восстановить утраченные добродетели как бы на новой основе. Сделать это неимоверно трудно, потому что на страже неравенства стоит деспотизм, силой удерживающий подданных в повиновении.

И чтобы низвергнуть его, тоже требуется сила Восстание, которое приводит к убийству или к свержению с престола какого-нибудь султана, это акт, столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Этой мыслью вдохновлялось целое поколение революционеров конца XVIII в. Влияние идей Руссо было очень огромно. В подготовке идеологии французской буржуазной революции ему принадлежит важная роль, хотя сам он был далек от понимания неизбежности революционной борьбы.

Особое место во французском Просвещении занимала школа экономистов-физиократов. Их общепризнанным главой был Франсуа Кенэ. Являясь личным врачом маркизы де Помпадур и одним из медиков короля Людовика XV, он четверть века прожил в Версальском дворце, где у него собирались ученые, философы, писатели. В дискуссиях с ними оформились экономические взгляды Кенэ. Основное внимание он уделял развитию сельскохозяйственного производства, считая, что земля есть единственный источник богатств и что одно только земледелие умножает последние. Поэтому Кенэ требовал всемерного поощрения производительного класса, прежде всего богатых фермеров. В деревни следует привлекать не столько людей, сколько богатство, подчеркивал он. Ученый предлагал переложить основную тяжесть налогового бремени с производителей и потребителей на земельных собственников и ввести свободу внутренней и внешней торговли.

Во второй половине XVIII в. монархи многих стран Европы, в том числе король Фридрих II, эрцгерцогиня австрийская Мария-Терезия и ее сын и соправитель император Иосиф II, Екатерина II, проявляли живой интерес к просветительской литературе.

Они успешно проводили реформы в области законодательства, управления, народного образования, экономики и т.д. в соответствии с целями и ценностями Просвещения. Политику абсолютистских правительств, направленную на осуществление целей и идеалов Просвещения, обычно называют просвещенным абсолютизмом. Между тем во Франции политика просвещенного абсолютизма дала наименьшие результаты.

Людовик XV не интересовался просветительской литературой. Длительный период его правления был безвозвратно упущен для реформ. Реформа парламентов, осуществленная в конце правления Людовика XV, оказалась половинчатой. Она не сопровождалась созывом нового представительного собрания, что могло бы удовлетворить противников абсолютизма.

В 1774 г. королем стал Людовик XVI рис. 1 - внук Людовика XV. Рис.1. Людовик XVI Он был образованным человеком и сочувствовал некоторым идеям Просвещения. Однако новый король был непоследователен. Неудачи в реформах фактически обрекли на поражение политику просвещенного абсолютизма во Франции. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предпосылки французской буржуазной революции

Франция совершила свою революцию и дала миру свои идеи, вот почему трехцветный флаг стал эмблемой фактически каждой рождающейся нации, а европейская… Она была на втором месте среди всех революций до и после нее, как массовая… Ее специфичность наиболее показательна в международных отношениях.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеи Просвещения во Франции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Демократическое настроение буржуазии
Демократическое настроение буржуазии. х гг. XVIII в. Настроение большей части буржуазии в 70-х и 80-х годах было радикальное и народническое. Печатались листки, изображавшие трудового человека несу

Сословные противоречия во Франции во второй половине XVIII в
Сословные противоречия во Франции во второй половине XVIII в. Социальные причины французской революции следует искать в сословной системе Франции. Во второй половине XVIII в. все население Ф

Экономические предпосылки революции
Экономические предпосылки революции. Буржуазной революции 1789 г. предшествовал целый исторический По свидетельству Жореса, примерно за 25 лет до начала революции начался значительный прогресс в зе

Усиление народного движения
Усиление народного движения. х гг. Во второй половине XVIII в. как в Движения городского населения были тоже довольно часты. Взрывы недовольства низов городского населения отмечались в 1770

Неудачи реформ
Неудачи реформ. Политические причины революции были связаны с кризисом французского абсолютизма. Он зародился и расцвёл при Людовике XIV 1661 - 1715 гг. Его преемник - Людовик XV 1715-1774 гг. унас

Финансовый кризис конца XVIII в
Финансовый кризис конца XVIII в. Франция при Людовике XVI, как никогда, столкнулась с массой острых проблем, прежде всего, финансовых. Церковь и дворянство не платили налогов, а основная мас

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги