Демократическое настроение буржуазии

Демократическое настроение буржуазии. х гг. XVIII в. Настроение большей части буржуазии в 70-х и 80-х годах было радикальное и народническое. Печатались листки, изображавшие трудового человека несущим всю тяжесть королевства, на которую еще воин надавил рукой сверху, или отверженного наземь закованного tiers etat, который пробуждается, сбрасывает цепи и берется за оружие в то время, как дворянин и аббат отскакивают в ужасе. Никому в такой мере не удалось схватить оппозиционные чувства буржуазии, как Бомарше в его комедии Свадьба Фигаро 1784 . Действие будто бы происходит в Испании.

Фигаро, бывший цирюльник, теперь лакей и фактотум сеньора, которому он схлопотал и брак, и богатство, хочет, наконец, устроить собственное счастье, но встречает сотню препятствий ведь он бесправный мещанин, да еще, в частности, оказываются права и притязания па пего и на его невесту со стороны самого сеньора, которому он служит но Фигаро бесконечно изворотлив и, в конце концов, торжествует над тупостью сеньора, беспомощного и невежественного во всех делах, как и подобает лицу благородного сословия.

Вся пьеса построена на глупых преувеличениях, но ее очень хорошо поняли как аллегорию, и под этой маскировкой и прошло множество ядовитых замечаний.

Между прочим, Фигаро замечает по поводу порядков в Мадриде т.е. во Франции Говорят, установилась свобода печати под условием, чтобы я не касался ни властей, ни церкви, ни политики, ни чиновных лиц, ни религии, ни нравственности, ни Оперы или других театров, ни кого бы то ни было, кто с кем-нибудь имеет связи я могу все печатать свободно под наблюдением двух или трех цензоров. Еще до своего появления на сцене пьеса вызвала разные толки, и ее сначала запретили ставить.

Король Людовик XVI даже отозвался на случайный донос и посадил Бомарше в тюрьму, причем для скорости, чтобы не отрываться от карточного стола, написал приказ на пиковой семерке. Бомарше пришлось самому проявить всю изворотливость Фигаро, чтобы добиться у двора разрешения он достиг еще большего его ходатаями стали королева Мария Антуанетта и брат короля придворные сыграли пьесу, и версальское барство смеялось, таким образом, над самим собой.

В 50-х и 60-х годах XVIII в. Руссо стоял довольно одиноко со своим учением о народном верховенстве притом он предлагал такую форму демократической республики, которая была пригодна только для маленьких швейцарских кантонов. Гораздо более распространены демократические идеи во Франции в 70-х и 80-х годах Мабли, характерный их выразитель, предлагает передать высшую законодательную власть собранию народных представителей, что было уже вполне осуществимо в передовой стране. При таком устройстве главная роль в государстве должна была достаться многочисленному и зажиточному среднему классу, т.е. буржуазии.

Мабли соединяет с этим устройством главное правило, предложенное Монтескье, разделение властей король и его советники, образуя исполнительную власть, не должны иметь никакого участия в законодательном деле народных представителей. Мабли выражает собой всю гордость вновь поднимающегося среднего класса легкомысленным, праздным и развращенным высшим сословиям он хочет противопоставить идеал суровой добродетели все счастье народа, по его мнению, зависит от чистоты нравов.

Это убеждение, что буржуазия проникнута высшими нравственными началами и борется против эгоизма и произвола устарелой тирании, сильно звучит у молодого поколения. Когда перед революцией буржуазия в Бретани потребовала себе участия в местных штатах, а бретонское дворянство, одно из самых отсталых во Франции, отказалось удовлетворить требование, в главном городе провинции, Ренне, произошли уличные столкновения, среди которых были убиты дворянами два студента. Реннские студенты отправили делегата в многолюдный промышленный Нант, чтобы вызвать на помощь буржуазию этого города.

Делегат в горячей речи приглашал сплотиться против сословия, которое держит народ в рабстве, и безумный эгоизм которого видит в бедствии и слезах несчастных лишь ужасную повинность и хотел бы продолжить ее на будущие поколения. Восстание во имя свободы и равенства должно занимать всякого истинного гражданина третьего сословия но особенно молодых людей, это счастливое поколение, которому небо дало родиться достаточно поздно, чтобы насладиться плодами философии XVIII в Настроение буржуазии принимало тем более угрожающий характер против монархии, чем менее сама монархия склонна была к реформам и чем упорнее она держалась союза с привилегированными но и среди последних были люди, вполне признававшие силу поднявшегося класса и разделявшие его взгляды и требования. Таков был маркиз Лафайет, участвовавший в американской войне, и граф Мирабо, порвавший прямо со своим сословием.

На собрании штатов в Провансе, южной провинции, выдвинувшейся своей торговлей, Мирабо от имени третьего сословия бросил вызов непроизводительному классу Берегитесь и не пренебрегайте этой массой народа, которая все производит, народа, который может показать всю страшную силу свою, перестав работать . 2.