рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси - раздел История, Киевская Русь Культура Киевской Руси. Письменность. Литература. Образование. Письменные Пам...

Культура Киевской Руси. Письменность. Литература. Образование. Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества - фольк­лора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия - песни, заговоры, заклинания, пла­чи-причитания.

До нашего времени дошли старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Про­заические предания, легенды и эпические сказания хра­нили и передавали из поколения в поколение «устную ле­топись» прошлого. Фольклорный материал лег в основу летописания. К IX - X вв. относится возникновение былинного эпоса - нового эпического жанра фольклора. В нем от­разилось представление о Руси как едином и могучем го­сударстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов.

Особенно плодотворным для формиро­вания героического былинного эпоса оказался конец X в время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» рус­ских былин, а сам Владимир Красное Солнышко - обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями выступали богатыри Илья Муро­мец, Добрыня Никитич (прототипом которого являлся реальный исторический деятель - дядя Владимира Свя­тославича по матери, бывший его наставником), Микула Селянинович, Вольга Всеславич5. Устное народное творчество продолжало развивать­ся и после появления письменной литературы.

Русский эпос XI-начала XII вв. обогащается сюжетами, посвя­щенными борьбе с половцами. Образ Владимира Моно­маха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с обра­зом Владимира Святославича. К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о ре­альном историческом персонаже - «госте» Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом кото­рого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официально­го принятия христианства. Об этом свидетельствуют мно­гочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо («чер­ты» и «резы»). Позднее для записи сложных текстов славя­не использовали так называемую протокириллицу. Соз­дание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия.

Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаго­лица - глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возник­ла кириллица-более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян. Крещение Руси в конце X в. способствовало быстро­му развитию письменности и распространению грамот­ности.

Славянский язык, понятный всему населению Ру­си, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как лите­ратурного (в отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущест­венно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная грече­ская литература церковного и светского содержания - византийские исторические сочинения, описания путе­шествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас русских рукописных книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются Остромирово Евангелие, написанное дьяконом Григо­рием для новгородского посадника Остромира в 1057 г и два Изборника князя Святослава Ярославича 1073 и 76 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукопис­ных книг6. Целый ряд выдающихся литературных произведений - «. Повесть временньк лет», «Изборник» князя Святослава, «Поучения Владимира Моно­маха», «Моление Даниила Заточника», «Слово о законе и благода­ти» киевского митрополита Илариона и др драгоценные па­мятники искусства писцов и художников.

Хотя эти произведения носили тенденциозный характер и писались по заказу князей и монастырей, они донесли до наших дней важнейшие проблемы того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.

Период феодальной раздробленности нашел отражение в ле­тописях отдельных земель.

Так, Псковская летопись звучит как героическая военная хроника. Ипатьевская летопись описывает княжеские усобицы Галицко-Волынской земли. Примером свое­образной городской хроники стала Новгородская летопись. В свою очередь, Лаврентьевская летопись проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро-Суздальской земли.

Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» - повествование о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в конце XII в. (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, разди­раемого междоусобицами князей и разоряемого половцами, го­рячо выступает за единение Русских земель, воспевает мирный труд земледельца. Большое значение придавалось образованию. В этих целях Ярослав Мудрый открыл в Киеве школу, где обучалось более 300 детей7. В школах высшего типа готовились будущие государст­венные деятели и служители церкви.

Дочь Ярослава Анна была одной из первых грамотных русских женщин и достойно пред­ставляла Отечество во Франции, будучи женой французского короля. Образованные жители страны знали иностранные язы­ки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Яросла­ва Мудрого Всеволод знал пять языков. 2.2. Зодчество До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые тради­ции деревянного строительства, некоторые формы ко­торого повлияли впоследствии на каменную архитек­туру. После принятия христианства начинается возве­дение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии.

На Руси по­лучил распространение крестово-купольный тип хра­ма, имевший следующую схему построения. Внутрен­нее пространство здания расчленялось четырьмя мас­сивными столбами, образуя в плане крест.

На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались ци­линдрическими сводами, а угловые части — купольны­ми сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные- простран­ства). Столбов в храме могло быть и больше. В запад­ной части здания располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, на­ходившаяся в специально для этого предназначенной башне.

Иногда хоры соединялись переходом с княже­ским дворцом. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031 - 1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор - самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси8. В 1037 г. при Ярославе Мудром в Киеве был сооружен Со­фийский собор с 13 куполами, двумя рядами опоясывающих зда­ние открытых галерей, внутренними полатями - хорами для князя и его семьи.

Вокруг собора возводились княжеские двор­цы, замок киевского митрополита. Тогда же были сооружены Золотые ворота и пр. Украшенную великолепными каменными зданиями столицу Киевской Руси современники называли со­перницей Константинополя. Всего же на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI - начала XII вв. преимущественно крестово-куполъного типа. С экономическим и политическим подъемом Русских земель древнерусское зодчество пополнилось прекрасными образцами архитектуры с яркими элементами русских национальных форм - ступенчатой ярусностью, «башенностью» верха постройки и пр. Среди памятников XII-XIII вв. особенно выделяются: собор св. Софии в Новгороде и церковь Спас-Нередица, величественные Успенский и Дмитровские соборы, а также неприступные белока­менные Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова, Рождественский собор в Суздале, Георгиевский - в Юрьево-Польском и др. Большим мастерством поражала и деревянная архитектура.

Во многих городах возводились деревянные кремли-детинцы, а в Новгороде из дуба был построен великолепный храм св. Со­фии. Памятники русского зодчества XII—XIII вв классиче­ские образцы мировой архитектуры. 2.3. Живопись.

Скульптура. С принятием христианства из Византии на Русь при­шли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Уни­кальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской, далекие по своему характеру от обычных церковных росписей.

Здесь изображены сцены княжеской охоты, музыканты, скоморохи, фантастические звери и птицы. В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров Руси все отчетливее проявляются местные осо­бенности. Формируется новгородский стиль монумен­тальной живописи с его стремлением к упрощению худо­жественных приемов, к экспрессивной трактовке иконо­графических образов, что усиливало непосредственное воздействие на чувства верующих.

Среди наиболее из­вестных новгородских икон этого периода - «Ангел Златые власы», привлекающая внимание светлым коло­ритом и лиризмом образа. Живопись тех времен не стремится к передаче привычного для нас трехмерного пространства. Ее персонажи кажутся помещенными в плоскую среду* где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами.

Не пытался древний мастер передать и объемность изображаемых пред­метов, чего добивались европейские живописцы на­чиная с эпохи Возрождения. Объем в живописи, как правило, создается при помощи светотени, выступающие вперед части предмета делаются светлее, западающие - темнее. На иконах только лик святых чуть-чуть тронуты светотенью, в основном изображение остается плоским. Осмысливая все это, невольно задаешься вопро­сом: почему древнерусские живописцы не изобра­жали мир таким, каким его видели? Вопрос этот не простой и едва ли имеет только один ответ.

Отбро­сим упрощенные объяснения, вроде тех, что много­го они не знали, не умели. Мол, не знали линейной перспективы, плохо владели светотенью, были не наблюдательны и т. д. Вряд ли все это так. Вспом­ним античных мастеров. Так в чем же разгадка? Как известно, средневе­ковая живопись глубоко религиозна по своему ха­рактеру. Она изображала не мир земной, «дольний», а мир божественный, «горний», где господствуют свои законы времени, пространства, движения.

Этот мир наполнен сложными, многозначными символа­ми. Многое в нем условно, т. е. понятно лишь для посвященных9. О постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи свидетельствуют сохранившиеся от до­монгольского периода фрагменты фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон, среди них - «Боголюбская Богоматерь» (середина XII в.) и «Дмитрий Солунский». Фреска Дмитриевского собора «Страшный суд» создана византийским и русским мастерами.

Лики апостолов и ангелов, написанные русским художником, отличает мягкость, доброта и задушевность, в них нет напряженного психологизма греческих икон. Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры, отличающиеся яркой орнаментальностью и обилием зо­лота, украшают Остромирово Евангелие (1057). Другим крупнейшим по своему художественному значению и обилию иллюстраций является Мстиславово Евангелие, выполненное между 1103 и 1117 гг. по заказу новгород­ского князя.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Киевская Русь

Киевская Русь сыграла огромную роль в истории восточнославянских народов. Образование этого государства способствовало их экономическому, политическому… Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, ры­боловство, ремесло.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Киевской Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЭКОНОМИКА КИЕВСКОЙ РУСИ
ЭКОНОМИКА КИЕВСКОЙ РУСИ. Хозяйственная жизнь Киевская Русь IX-XII вв раннефеодальное государство. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, ры­боловст

Города. Ремесла
Города. Ремесла. Киевская Русь славилась своими городами. Не случайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Их число постоянно росло: в IX - X вв бо­лее 25, в XI в более 80, к

Торговля. Денежная и налоговая система
Торговля. Денежная и налоговая система. Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торгов­ля. На богатых и об

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги