рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава I. Куро-аракский энеолит. Общая характеристика эпохи

Глава I. Куро-аракский энеолит. Общая характеристика эпохи - раздел История, Энеолит Азербайджана Глава I. Куро-Аракский Энеолит. Общая Характеристика Эпохи. Культура Куро-Ара...

Глава I. Куро-аракский энеолит. Общая характеристика эпохи. Культура куро-араксского энеолита была выделена в начале 40-х годов Б. А. Куфтиным. Исследовав памятники южно-кавказского двуречья III тысячелетия до н. э Б. А. Куфтин пришел к заключению, что в Закавказье обособляется самобытная культура зольных холмов с прекрасной керамикой особого стиля, относящаяся к эпохе раннего метала.

Он охарактеризовал эти памятники как представляющие древнейшую земледельческо-скотоводческую культуру Закавказья, резко отличную от синхронных культур Ближнего Востока с расписной керамикой. Учитывая, что в рассмотренных им комплексах металл представлен в крайне ограниченном количестве и архаическими формами, Б. А. Куфтин осмыслил данную культуру как энеолитическую.

Назвал ее культурой «куро-араксского энеолита», поскольку все известные ему тогда памятники этой культуры концентрировались в междуречье Куры и Аракса. Он установил определенную связь ее с малоазийским и всем восточно-средиземноморским культурным миром, наметил хронологию куро-араксского энеолита. Определив основные признаки этой культуры и в частности характерные черты ее керамики, он назвал ее культурой куро-араксского энеолита.

Начало переосмыслению уровня культурно-исторического развития и периодизации Закавказья в III тысячелетии до н. э. и в предшествующую эпоху было положено работами совместной Азербайджанской экспедиции Института археологии АН СССР и Института истории Азербайджанской ССР под руководством А. А. Иессена, с одной стороны, и специальными исследованиями древнейшего метала Кавказа, предпринятыми И. Р. Селимхановым,— с другой. В частности, спектральный анализ металлических предметов с памятников «куро-араксского энеолита» показал, что они изготовлены не из чистой меди и мышьяка — мышьяковистой бронзы.

В настоящее время, однако, установлено, что ареал этой культуры значительно шире, чем южнокавказское двуречье. Он охватывает почти все Закавказье, на юго-западе—северо-западную часть Ирана; на севере и севере-востоке—Дагестан, Чечено-Ингушетию и даже некоторые районы Северной Осетии. Следует также отметить, что отдельные элементы куро-аракской культуры отчетливо прослеживаются даже в Сирии и Палестине, где они составляют так называемую кирбет-керакскую культуру.

Куро-аракская культура изучена главным образом по бытовым памятникам—поселениям. Правда, в настоящее время известа значительная группа и погребальных комплексовю наиболее известными памятниками этой культуры являются Нахчеванский Кюльтепе I, Бабадервишское поселение, Мингечаурский комплекс и другие Азербайджане.поселения куро-аракских племен располагались у рек на естественно укрепленных холмах и холмообразных возвышенностях, а также на речных и горных террасах, на участках благоприятных для развития земледелия и скотоводства.

В низменных районах эти поселения представляют собой иногда и зольные холмы — тепе. Мощность культурных напластований, достигающая иногда более 8,0 м (Нахчеванский Кюль-тепе I ), свидетельствует о прочно оседлом характере куро-араксских поселений. Жилая архитектура представлена домами нескольких типов. Наиболее распространенным типом жилища являются, как и в предшествующую эпоху в Закавказье, дома круглого плана, в том числе на каменном фундаменте.

В Нахичеванском Кюльтепе I, например, открыто 28 круглых построек диаметром от 4 до 13 м. Они представлены и на многих других куро-араксских поселениях Северо-Западного Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии и Северо-восточного Кавказа. В среднем диаметр их 4,0 — 5,0 м. Толщина стен доходит до 1,0 м. В Нахичеванском Кюльтепе I, Шенгавите и Гарни к круглым домам иногда примыкают прямоугольные помещения (3 Х 3 м; 14 Х 7м и т. д.). Жилища подобного типа и просто землянки совершенно не характерны для Закавказья эпохи ранней бронзы.

Такие жилые сооружения представляли редкое явление здесь и в предшествующую энеолитическую эпоху. К сожалению, вопросы планировки поселений куро-араксской культуры пока недостаточно изучены. Определению выяснено только то, что в большинстве случаев поселения были плотно застроены и не отличались четкой планировкой. Большинство сосудов снабжено специфическими ручками в виде полушарий, от одной (на кружках и горшках) до трех ( на больших сосудах). В северо-восточных памятниках куро-араксской культуры эти характерные полушарные ручки неизвестны.

Там обычны на сосудах в Закавказье. Для куро-араксской керамики характерны и дисковидные крышки с полушарной ручкой а центре от горшков и мисок. Крайне интересна орнаментация куро-араксской керамики. Орнамент встречается почти на всех формах посуд, а в редких случаях на крышках от сосудов и даже на очагах. В ряде куро-араксских памятников встречены глиняные антропоморфные и зооморфные фигурки, но они редки и для рассматриваемой культуры в целом мало характерны.

Значительную и довольно своеобразную группу куро-араксской керамики составляют и различные очажные подставки. Характерно, что почти совершенно аналогичны рассмотренным большие сосуды из ряда куро-араксских памятников Закавказья. Эта форма сосудов характерна для куро-араксской культуры в целом. Поэтому Б. А. Куфтин и отнес ее к руководящим образцам куро-араксской керамики.

Важно и то, что закавказские сосуды этого типа украшены рельефными спирально-концентрическими изображениями. В Азербайджане такой орнамент имеется на керамике Бабадервишского поселения. Керамика Нахичеванского Кюльтепе, как правила, не имеет орнаментации. Здесь найдены всего несколько сосудов с орнаментом. На выпуклой зоне этих сосудов имеется выемчато-рельефный узор с рядом перемежающихся геометрических изображений, заканчивающихся спиральными завитками.

Мы привели те несколько известных радиоуглеродных дат, полученных как раз для памятников, предшествующих стратиграфические куро-араксской культуре. Они были датированы V — IV тыс. до н. э. Поскольку куро-араксской памятники моложе последних и непосредственно следуют за ними, то определение их относительной хронологии временем от конца IV тыс. до н. э. и позже, т. е. в основном в пределах III тыс. до н. э получает подтверждение. Такой общей датировки куро-араксской культуры придерживались и продолжают придерживаться в настоящее время большинство исследователей раннебронзового века Кавказа.

Датировка куро-араксской культуры III тыс. до н. э подтверждается как сравнительными данными, так и результатами радиоуглеродного исследования органических остатков из ряда памятников этой культуры. Говоря о сравнительных данных, мы имеем в виду прежде всего те металлические предметы переднеазиатского типа, которые представлены в наших памятниках. Как показали Б. А. Куфтин, А. А. Иессен, О. М. Джапаридзе и другие исследователи, эти предметы связаны своим происхождением с кругом иранско-месопотамских комплексов III тыс. до н. э. Мы видим, что радиоуглеродных дат по куро-араксской культуре пока чрезвычайно мало. На такой обширный ареал и с таким количеством памятников мы имеем меньше десяти дат. Разумеется, на их основании мы можем только говорить, что куро-араксская культура суммарно датируется в пределах III тыс. до н. э. — от рубежа IV— III до конца III тыс. до н. э. В своем развитии куро-араксская культура пережила, видимо, несколько этапов, которые можно установить прежде всего по керамическим комплексам.

Еще Б. А. Куфтин выделял три таких комплекса.

С первым из них он связал в свое время керамику из Бешташени, Эйлара, Дидубе, Нуфи, а также Дабла-Гоми. Второй комплекс отличается более высокими техническими и художественными качествами и прежде всего тончайшей полировкой поверхности. При этом и формы сосудов более совершенные, чем у предыдущего комплекса.

К третьему комплексу относятся чернолощеные сосуды с тонкорезным орнаментом. Дело в том, что на всех известных многослойных поселениях, где куро-араксский слой подстилается более ранним слоем, четко устанавливается отсутствие генетической связи между основным материалом, представленным в этих слоях,— керамикой, являющейся важнейшим атрибутом культуры. Это подчеркивают и О. А. Абибуллаев, раскопами Нахичеванский Кюльтепе, И. Г. Нариманов, исследовавший поселения Бабадервиш и Мишарчай.1 К середине VI тыс. до н. э. в Азербайджане постепенно складывается оседло-земледельческая культура переднеазиатского типа - начинается энеолитическая пора, когда человек, начавший обитать в жилых домах с хозяйственными постройками и двориками, стал уже употреблять, хотя и редко, самородную медь, изготовляя из нее орудия и оружие, в частности, ножи, иглы, наконечники стрел и т.д а также украшения (И.Г.Нариманов). Изучение раннеземледельческих поселений (которые имели небольшую площадь - в среднем 0,5 га, редко 2-5 га) показывает, что они возникали на равнинах и просторных речных долинах. Было установлено, что древнейшие земледельцы компактно заселяли равнинные районы южнее р. Куры, что было вызвано исключительно благоприятным сочетанием ряда обстоятельств и прежде всего - природными условиями зоны. Необходимо указать, что зона поселений в долине р. Куры была одним из этно-культурных районов в северной части расселения раннеземледельческих племен переднеазиатско-кавказского мира" (И.Г.Нариманов). Поселений типа "жилых холмов" в настоящее время в Азербайджане выявлено уже множество десятков.

Изучение Кюльтепе I, Иланлытепе, Лейлатепе, Чалагантепе, Гаргалартепеси, Аликемектепеси, Тойретепе, Шомутепе, Бабадервиш (Азербайджанская Республика), Гейтепе, Фирузтепе, Хасанлу, Далматепе, Яныктепе (Южный Азербайджан) и др. установило наличие в VI-IV тыс. до н.э. сырцовой архитектуры с прямоугольными и круглыми в плане жилищами, со множеством каменных орудий для обработки шкур, кости и дерева и костяными орудиями труда, сравнительно развитой керамической посудой.

Энеолитические обитатели Азербайджана были знакомы с культурой орошаемого земледелия.

По видовому разнообразию злаков (пшеницы, ячменя, полбы) Закавказье вместе с Азербайджаном является одним из центров древнейшего земледелия.

Почти несомненно, что культивация некоторых видов хлебных злаков началась в Закавказье. Есть основания думать, что Азербайджан - родина диких и культурных пшениц (И.Д.Мустафаев). Здесь наиболее высокого уровня достигло матыжное земледелие.

В раннеземледельческих поселениях разводили как мелкий, так и крупный рогатый скот. Домашний скот тогда разводили главным образом для получения мяса. По всей вероятности, производство масла и некоторых других молочных продуктов было уже известно энеолитическим поселенцам Азербайджана. Скотоводство достигло высокой ступени. Определенную роль играла и охота. В некоторых поселениях найдены кости рыб и птиц. Весьма важно отметить, что на Мугани обнаружены кости одомашненной лошади. Это одно из ранних свидетельств доместикации лошади во всей Евроазии.

Развивались и ремесла. Изготовлялись каменные и костяные орудия, известна была обработка кожи, отмечаются зачатки ткацкого ремесла, высокого развития достигло мастерство керамистов. Среди орудий труда следует назвать отбойники, каменные топоры, мотыги, ступки, серпы со вкладышами, зернотерки и т.д. Металлических изделий пока мало. В числе керамических изделий могут быть названы большие хозяйственные сосуды - кюпы, тонкие сосуды на узком поддоне, украшенные различными налепами, светлая широкодонная керамика, часто англобированная, с расписным орнаментом, иногда - с налепами и т.д. В Азербайджане отмечаются, кажется, два очага развития гончарного дела. Один в долине р. Куры, другой - в южных равнинных районах. Весьма оригинальна расписная керамика Приурмийского района.

Массовая бытовая керамика Южного Азербайджана имеет определенное сходство с керамикой Мильской, Муганской и Карабахской степей.

Сосуды изготовлялись вручную. На позднем этапе энеолита сосуды подвергались уже тщательной обработке. Где-то в первой половине IV тыс. до н.э. при изготовлении керамики начинает использоваться круг. В отдельных энеолитических поселениях выявлены различные керамические обжигательные печи. В поселениях той поры обнаружено некоторое количество импортной керамики, которая была доставлена из областей Передней Азии. Именно отсюда проникала в Азербайджан убейдская и халафская посуда. (И.Г. Нариманов). В поселениях энеолитического времени попадаются, хотя и редко, медные изделия.

В Лейлатепе обнаружены следы литейского дела. В энеолитических поселениях Азербайджана обнаружено некоторое количество антропоморфных фигурок. Почти все эти статуэтки изображают женщин. Из энеолитичеокого поселения Гаргалартепеси была обнаружена очень изящная глиняная фигурка сидящей женщины, которая чрезвычайно близка к одной из гобустанских фигурок.

Это обстоятельство определенно свидетельствует о том, что местные корни в процессе выработки иконографического типа "сидящего" божества были весьма устойчивы и жизненны. Статуэтка из Гаргалартепеси, аналогичная гобустанская фигурка, а также соответствующий материал гобустанских наскальных изображений, как кажется, не может не свидетельствовать о том, что истоки данного типа и стиля "сидящей" богини-матери восходят к местному искусству мезолитическо-неолитического времени.

Несколько фрагментов женских статуэток, изготовленных из кости и глины, обнаружено в круглоплановых домах поселения Шомутепе. Интересно, что одна из костяных фигурок была вмонтирована в стену прямо над очагом. Антропоморфные фигурки, которые дают нам некоторую информацию об идеологических воззрениях ранних земледельцев Азербайджана, по формам и стилю мало чем отличаются от фигурок, обнаруженных в поселениях древних земледельцев Передней и Средней Азии. Есть основания думать, что семантика и назначение наших статуэток были в принципе такими же, что и в областях Передней и Средней Азии. Материалы энеолитических поселений и погребений не позволяют говорить о значительной имущественной дифференциации.

Хотя обнаруженные навершия булав уже свидетельствуют о наличии социальной дифференциации, о существовании старейшин или даже вождей, облаченных определенной властью. Однако, это была еще полностью эпоха первобытнообщинного строя. Племена Азербайджана эпохи энеолита находились в тесной взаимосвязи с культурами насельников соседних районов: Кавказа и Передней Азии - особенно Ирана, Месопотамии и Малой Азии. У энеолитических племен Азербайджана в ту пору значительно обогащается духовная жизнь, усложняются религиозные представления.

Важное место занимает культ предков, богини-матери, олицетворяющей идею плодородия. Итак, десятки энеолитических памятников, разбросанных по всей территории исторического Азербайджана, дают нам в общем неплохое представление о хозяйстве, культуре, в какой-то мере об общественных отношениях, идеологии насельников региона, тесно связанного с соседними областями. Обитатели этих поселений, веками жившие на одном и том же месте (вследствие чего возникали так называемые "жилые холмы"), сооружали прямоугольные и круглые в плане глинобитные и кирпичные дома вместе с хозяйственными пристройками, занимались земледелием, скотоводством и домашними ремеслами, изготовляли различную керамику, разные орудия труда, оружие, украшения, хранили зерно и другие продукты в больших сосудах, погребали своих покойников прямо на территории поселений. Все сказанное выше свидетельствует о значительном прогрессе, достигнутом населением, жившим на территории Азербайджана в эпоху энеолита, по сравнению с неолитом, особенно в развитии производящего хозяйства - оседлой земледельческо-скотоводческой культуры, домашнего производства, в росте населения (особенно в равнинных районах), освоении новых территорий в низменных и даже в горных районах, расширении связей с соседними и даже отдаленными странами.

Эпоха энеолита завершается в Азербайджане около середины IV тыс. до н.э. и начинается так называемый бронзовый век. 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Энеолит Азербайджана

Особенно интересны в этом плане многослойно бытовые памятники Нахичеван, отличающиеся четкой стратиграфией. Несмотря но то, что изучение памятников… В частности, спектральный анализ металлических предметов с памятников… В 1951 г. было открыто поселение Кюльтепе I около Нахичевани, с раскопок которого и началось открытие энеолитического…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава I. Куро-аракский энеолит. Общая характеристика эпохи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава II. Энеолитические памятники Мильско-Карабахской степях
Глава II. Энеолитические памятники Мильско-Карабахской степях. В Мильско-Карабахской степи энеолитические поселения, возникшие в западной возвышенной части, оставили следы в виде холмов разн

Глава III. Талышско-Муганская культура
Глава III. Талышско-Муганская культура. Талышская культура, наиболее известная как Талышско-Муганская культура - одна из древнейших культур региона. К сожалению, эта культура и вообще - талы

Глава IV. Кюльтепе I. Нахичеванский регион
Глава IV. Кюльтепе I. Нахичеванский регион. Энеолитическая культура Нахчывана изучена шире, чем культура каменного века. Развитие экономики в энеолите способствовало заселению новых местностей. Обр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги