рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера о свободе воли

Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера о свободе воли - Доклад, раздел История, Доклад На Тему: Спор Эразма Роттердамского И Мартина Лютера О Свободе Воли Со...

Доклад на тему: Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера о свободе воли Содержание Введение 3 Глава I. Позиции сторон спора 7 § 1. Позиция Эразма Роттердамского по вопросу свободы воли человека 7 § 2. Позиция Мартина Лютера по вопросу свободы воли человека 11 Заключение 15 Список использованной литературы 16 Введение Трудно недооценить значение Эразма Роттердамского и Мартина Лютера в мировой истории.

Эти два выдающихся деятеля создали целый пласт европейской культуры, стали родоначальниками явления реформации и изменили ход размеренной жизни средневековой Европы. Эразм поначалу сочувственно относился к идеям Лютера и поддерживал его в борьбе с католическим формализмом, впоследствии Лютер зашел столь далеко, что Эразм начал вести с ним открытую полемику. В 20-е годы XVI века произошел центральный по своим культурно-историческим следствиям спор о свободе или рабстве человеческой воли между великим гуманистом Дезидерием Эразмом и великим реформатором Мартином Лютером.

Эразм Роттердамский (28 октября 1467, Роттердам — 11 июля 1536, Базель), гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Мартин Лютер (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония, — 18 февраля 1546, там же), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Эта проблема актуальна и сейчас. В Европе до сих пор не произошло какой-либо унификации мнений на отношения между Богом и человеком, до сих пор существуют разные толки о том, как согласовать человеческую волю с Божественным предвидением и действием благодати. Поэтому я считаю эту тему важной и интересной. Эразм и Лютер положили начало активной полемике разных философских школ. Два видных деятеля, на которых тогда смотрела вся Европа, дали импульс началу серьезных исследований в этой области философии.

Тем не менее, к общему выводу европейское сознание так до сих пор и не пришло. И Лютер, и Эразм апеллировали в своих работах к Августину. Это само по себе замечательно, поскольку противники использовали один источник для защиты противоположных мнений. Их аргументацию рассмотрим позднее. Спор, собственно говоря, заключался в нескольких полемических трактатах.

Эразму пришлось дать ясный и недвусмысленный ответ на вопрос современного кризиса христианства - где он мыслит истину, в лагере временной и обманчивой харизматической одаренности отдельных исторических персонажей или в обветшалой, но драгоценной церковной ограде. Ценой ответа была утрата или обретение подлинной религиозной свободы, столь высоко ценимой Эразмом. Лютер, пройдя свой период неудержимой критики религиозного догматизма, навязывал своим последователям еще более жесткий догматизм, отказывая человеку в какой бы то ни было заслуге перед Богом. Эразм, единственный, пожалуй, во всей Европе нашел в себе мужество воспротивиться такому пониманию вести Христовой и защитить права человеческой свободы. В 1524 году, поняв, в чем суть духовного протеста Лютера, он выходит на арену горячих богословских споров, вооруженный сочинением “О свободе воли”, которая была с нетерпением прочитана всей просвещенной Европой.

Лютер, захлебываясь от гнева, отвечает громоздким сочинением “О рабстве воли”, полным ложных инвектив и обвинений.

В 1526 году Эразм пишет защитительное сочинение “Гипераспистес”, в котором отводит от себя обвинения в скептицизме и отсутствии религиозного духа. Целью моей работы является рассмотрение позиций сторон спора, а так же его итоги. Задачи: 1. рассмотреть позиции сторон по вопросу свободы воли человека; 2. попытаться подвести итоги спора. При подготовке доклада я использовал следующую литературу: Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии.

М 1978. В монографии освещается роль Эразма Роттердамского в реформационном движении в Германии. Автор исследует идеи Эразма Роттердамского, в том числе позицию по поводу свободы воли человека. К сожалению в этой монографии не дается разбор спора Эразма с Лютером. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л 1976. Роттердамского и Мартина Лютера. В монографии исследуются их философские идеи, но, к сожалению, мало говорится о позиции сторон по вопросу свободы воли человека.

Гобри И. Лютер / Пер. с фр. – М 2000. В монографии исследуются идеи Мартина Лютера, а так же представлен спор Лютера с Эразмом по вопросу о свободе воли человека. Необходимо также дать краткий источниковедческий обзор. Диатриба Эразма «О свободе воли» была переведена впервые в 1980-е годы. Задача переводчика была нелегка потому, что Эразм известен многим как замечательный писатель, автор прославленной «Похвалы глупости» и наставительных «Разговоров запросто». Тема, которой посвящена диатриба «О свободе воли», очень существенно от них отличается, стиль написания – тоже. Стиль диатрибы неодинаков.

Здесь присутствуют и теологические рассуждения в высшей степени просвещенного человека, умудренного в различных тонкостях средневековой схоластики и вполне сознательно отвергнувшего их; здесь и сдержанность христианского гуманиста, против воли вовлеченного в неприятную для него ситуацию, собиравшегося писать не диатрибу, а диалог.

Диалог же изначально предполагает открытость, принципиальную незаконченность, возможность существования разных взглядов, выраженных по-разному; диалог допускает всё что угодно, кроме категорических суждений, которая чаще всего превращается в монолог, отрицающий мнение собеседника. Полемическое, чрезвычайно личное отношение к делу у Лютера в большой мере определяло его стиль. Сила Лютера как вдохновенного и убежденного проповедника, которому безразлична форма, но чрезвычайно важна глубина содержания и у которого сильно желание повлиять на читателя-слушателя, проявилась и в том, как написан ответ Эразму.

Это, по существу, страстная проповедь. Здесь нет никакой двойственности между тем, что говорит автор в порыве страсти, и тем, что он высказывает по здравому размышлению. Несмотря на теологические тонкости, несмотря на философскую глубину продолжателя традиции немецких мистиков Эккарта и Таулера, несмотря на частые длинные фразы, в этом труде очень чувствуется живость, народная образность, характерная для Лютера как для одного из крупнейших и до сих пор наиболее читаемых немецких авторов XVI в. Этот текст, как и все у Лютера, кажется предназначенным для произнесения вслух, поэтому при переводе на русский язык делалась попытка по возможности сохранить интонацию оригинала.

Глава I. Позиции сторон спора

Глава I. Позиции сторон спора . § 1.

Позиция Эразма Роттердамского по вопросу свободы воли человека

. Те, кто следовал учению Христа, верили в свободу, как «всем сердцем ве... Неужели их единодушное мнение недостаточно авторитетно? Что касается с... Принимая бой на территории противника, Эразм не стал черпать аргументы... Основное представление, за которое он борется всю свою жизнь – это чел...

Позиция Мартина Лютера по вопросу свободы воли человека

Лютер обращается к таким приемам толкования Писания, о которых Эразм н... Лютер перетолковывает их по-своему, порой извращая их смысл в пользу с... Хорошо, но существуют Божьи заповеди. Поскольку Бог добр и всемогущ, он по самой своей природе не может не о... И в Писании говорится, что Богу угодно всех людей привести к спасению....

Заключение

Заключение Проследив мнения Эразма и Лютера на свободу воли, можно заключить, что ни у одного из этих мыслителей нет законченной и полностью все объясняющей картины. Несмотря на весь пафос рассуждений, оба трактата изобилуют противоречивыми высказываниями.

Лютер переинтерпретировал Августина, Эразм же взял его классическую концепцию, они представляют «две половины» Августина. Ранний Августин не смог бы понять позднего, так и Лютер не понимает Эразма. Аргументы же обоих имеют право на существование, и у обоих они спорны. Предметом спора стал центральный вопрос новой интерпретации христианства, – вопрос о сфере компетенции человека, о ресурсе его возможностей в ориентации на вечную перспективу.

Иными словами, вопрос о возможности человеческой свободы. Таким образом, повод для спора – посягательство на человеческую свободу – и сам предмет спора – свободен ли человек в своих главных и наиболее ответственных побуждениях – совпали. Православие слова об определенном числе святых никогда не понимало буквально. Мысль эта для нас абсурдна, вся деятельность подвижников благочестия основана на свободной воле, а это дает право говорить, что спастись может каждый, приложив определенные волевые усилия.

Тема свободной воли не закрыта до сих пор. Несомненно, рассмотренные трактаты внесли большой вклад в проблематику, но тему не только не закрыли, но и поставили ряд новых вопросов. Завершенности до сих пор никому добиться не удалось.

Список использованной литературы

Список использованной литературы Список источников: 1. Эразм Роттердамский. О свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М 1986. 2. Лютер М. О рабстве воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М 1986. 3. Хрестоматия по истории средних веков.

Т. III. Список научной и научно-популярной литературы: 1. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М 1978. 2. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л 1976. 3. Гобри И. Лютер / Пер. с фр. – М 2000.

– Конец работы –

Используемые теги: спор, Эразма, Роттердамского, Мартина, Лютера, свободе, воли0.1

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера о свободе воли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Свобода воли человека: Мартин Лютер против Эразма Роттердамского
Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об… Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея… Целью данной работы является рассмотрение политической жизни России XI – XVII веков. Поставленная цель реализуется…

Свобода и воля в ранних произведениях М. Горького
Как творец положительных общественных типов, Горький не уходит дальше идеалов благополучия.Он действует во имя интересов обиженного класса, и в этом… В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении… Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не…

ИСКУССТВО СПОРА. О теории и практике спора
Оглавление ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПОРЕ О доказательствах О доказательствах продолжение Спор из за... Предисловие к первому изданию... Спор имеет огромное значение в жизни в науке в государственных и общественных делах Где нет споров о важных...

Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля
Противоречивое и неоднозначное их употребление ведет не только к непониманию между людьми, но и к столкновению между ними. Причем к столкновениям,… Первое. Единственным исходным основанием аритмологии является Бытие до всякого… Структурная актуализация отношения Быть являет и порождает бесконечную иерархию структурных уровней Бытия. Структурная…

Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»
Ему изумляется, его воспевает и превозносит писал Камерарий каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз . Как писатель Эразм Роттердамский… Оружие христианского воина только при жизни автора выдержало болеем пятидесяти… Сразу же после выхода в свет была переведена на европейские языки и разошлась в десятках тысяч экземпляров Похвала…

Философия Христа Эразма Роттердамского
Эразм часто представляется пишущими о нем мыслителем наилучшим образом отражающим североевропейский гуманизм. Хотя в поддержку такого предположения… Другие гуманисты, особенно в Германии и Швейцарии, считали, что развитие… Другие гуманисты, напротив, считали себя борцами за утверждение национального самосознания. В то время как Эразм…

Германский гуманизм в идеях Эразма Роттердамского
Проявляется эта актуальность в установлении связующей преемственности эпох, в более многогранном исследовании наследия Возрождения, как прямого… На этой стадии европейского развития происходили значительные изменения как в… Все это сплеталось в сложнейший комплекс с политическими, социальными, культурными, хозяйственными и другими крупными…

Искусство спора. О теории и практике спора
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство спора. О теории и практике спора"

Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»
Ему изумляется, его воспевает и превозносит писал Камерарий каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз . Как писатель Эразм Роттердамский… Оружие христианского воина только при жизни автора выдержало болеем пятидесяти… Сразу же после выхода в свет была переведена на европейские языки и разошлась в десятках тысяч экземпляров Похвала…

Что, с вашей точки зрения, является границей человеческой свободы воли
На сайте allrefs.net читайте: "Что, с вашей точки зрения, является границей человеческой свободы воли"

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Этико-политические идеи Эразма Роттердамского Тема данного реферата Этико-политические идеи Эразма Роттердамского пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изученной… Очевидно, что без знакомства с текстами самого философа, написание данной… М. Наука, 1986, С.90 218, Он же Диатриба, или рассуждение о свободе воли. Эразм Роттердамский. Философские…
  • Свобода воли Фихте писал: «Каждый момент существования определен всеми протекшими моментами и определяет все будущие моменты, и невозможно мыслить теперешнее… Действительно, детерминисты настаивают на наличии некоего «правила» (например… Между тем эти «законы свободы указывают, что должно происходить, хотя, быть может, никогда не происходит; этим они…
  • Основные проявления свободы воли командира Одной из таких проблем является проблема свободы воли командира, т.е. его выбора. С точки зрения философии решение этого вопроса даст узнать нам о том, на что… В данном реферате я попытаюсь как можно лучше раскрыть эту проблему и найти ответ на вопрос: чем должен пользоваться…
  • Мартин Лютер Кинг В 1944 г не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной… Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского… Попытки создания социального Евангелия говорил К - свидетельство христианской жизни. В 1953 г. К. женился на студентке…
  • Л.М. Лопатин. Вопрос о свободе воли Но традиционно сложилось не верное о нем представление: как о каком-то неизменном единообразии, и процессе, совершающегося по одним и тем же… В сфере же духовной есть некоторая неопределенность, т.е. присутствует момент… Поэтому, действительность имеет метафизическую основу в творческой первопричине, которая, следовательно, и…