Влияние художественных традиций Византии на древнерусскую культуру. Культурные связи Руси со странами Западной Европы

Влияние художественных традиций Византии на древнерусскую культуру. Культурные связи Руси со странами Западной Европы. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного склада современников, заимствований у других народов.

Достоверная история русского искусства начинается только с принятия святым Владимиром христианства. Еще задолго до этого великого события наши предки были знакомы с художественными произведениями Византии, то делая воинственные набеги на нее, то вступая с нею в мирные договоры и торговые сношения. Когда же православие сделалось государственной религией Руси, явилась на ней надобность иметь для богослужения храмы, устроенные и убранные наподобие константинопольских церквей, а благоверным князьям жить в палатах и среди обстановки, напоминающих образ жизни восточных императоров.

Удовлетворить этой потребности могли только греки, на долю которых выпало быть просветителями Руси и во всех других отношениях. Тотчас по своем крещении, Владимир вызывает из Царьграда зодчих, каменщиков, живописцев, мозаичистов; в Киеве и соседних местах воздвигаются церкви, украшенные иконами, мозаикой, резьбой.

Все эти работы исполняются византийскими руками и в византийском стиле. То же самое происходит и при ближайших преемниках Владимира, хотя в это время начинают действовать и туземные мастера, выученные греками. Таким образом, русская архитектура и прочие художественные отрасли в самом своем начале получают совершенно византийский характер, черты которого не утрачиваются ими и впоследствии, при заимствованиях из других источников.

Древнерусское государство оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии – одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира – оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, переломлены на русской почве.

Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Киев стал учеником Константинополя – столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» - так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности.

Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно, и его большое положительное значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины XII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. И постепенно русская культура стала отделяться от влияния Византии. Мастера, обучавшиеся у «греков», стали привносить в культуру что-то свое. Но, несомненно, основой являлось византийское начало.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры.

Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определяющие тип культуры. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Отмеченные особенности характерны для всех направлений древнерусской культуры. 3.