рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иларион Киевский

Иларион Киевский - раздел История, План 1.введение…. 2. I Века… 3. Черты Характера Митрополита Илариона….… 4. Зн...

План 1.Введение…. 2. I века… 3. Черты характера митрополита Илариона….… 4. Значение и роль участия митрополита Илариона в важнейших событиях эпохи для Российской истории, современников и потомков….… 5. Заключение… 6. Литература и ресурсы Интернета… 12 Азъ, милостию человеколюбиваго Бога, мнихъ и прозвитеръ Иларионъ, изволениемъ Его, от богочестивыихъ Епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицемь и богохранимоемь граде Киеве яко быти ми въ немь Митрополиту, пастуху же и учителю.

Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному Кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь» Иларион «Исповедание веры» 1. Введение Святитель Иларион - колоссальная фигура в русской истории. Это не преувеличение, не выражение выплеснувшегося через край благоговения перед его обаятельной личностью, а несомненный объективный факт. Этот митрополит сыграл ключевую роль в формировании, как русской государственности, так и русской святости.

Заря современной славы Илариона занялась в 1844 году, когда исследователь истории русской церкви А.В. Горский, открывший «Слова о законе и благодати», предпринял его первое научное издание. И хотя памятник не содержал имени автора, исследователи быстро пришли к единодушному заключению относительно этого имени - Иларион. С той поры не только памятник не выходил из поля зрения специалистов, но и сама фигура автора, его жизненный и творческий путь. Объектом изучения данной работы является оценка роли митрополита Илариона в источниках и работах исследователей прошлого и настоящего.

Актуальность работы обуславливается неординарностью личности митрополита Илариона, тем, что именно его правомерно можно назвать значительной фигурой истории России и ключевой фигурой в истории Русской Православной Церкви. Цель работы: состоит в том, чтобы, опираясь на рассеянные в разных источниках сведения, дополняя их собственными выводами системно воссоздать образ, основные вехи жизненного пути и роль для истории и потомков Илариона - первого древнерусского мыслителя. Задачи: • изучить и проанализировать источники, свидетельствующие о жизни исторически-значимой личности первого митрополита Киевского Илариона; • сопоставить исследования по вопросу выдающихся историков прошлого и современности; • определить роль первого митрополита Киевского Илариона в исторических событиях прошлого и его значения для будущих поколений.

Основные свидетельства о жизнедеятельности Илариона. Литературные памятники Древней Руси скупы на прямые свидетельства о жизненном пути Илариона.

Но тем не менее имеются источники и работы исследователей прошлого и настоящего… Собственноручная, протокольная по характеру приписка Илариона на «Исповедании веры» об избрании его митрополитом - главой молодой русской церкви: «Аз милостию человеколюбиваго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь его от богочестиивых епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицемь и богохранимемь граде Кыеве, яко быти въ немь митрополиту, пастуху же и учителю.

Быша же си въ лето 6559 (1051), владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь». [1], [10]. "Слово о Законе и Благодати" написано между 1037 и 1050 годами. Оно было очень популярно на Руси, недаром сегодня известно в разных редакциях более пятидесяти его списков XV-XVI веков. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста – "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом" [13]. Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части. Первая – это своеобразное философско-историческое введение.

В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов – "Закона и Благодати". Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской церковью и церковью восточной, православной. Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий Завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений.

На востоке Ветхому Завету придавалось гораздо меньшее значение. Иларион в своем "Слове" стоит ближе к восточной церкви. Он говорит: "Прежде был дан Закон, а потом Благодать, прежде – тень, а потом истина". Повесть временных лет. «Постави говорится в ней под 1051 годом Ярославъ Лариона митрополитомь русина въ святей Софьи, собравъ епископы».[8], [9]. Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. Издание подготовил Я. Н. Щапов. Книга представляет полное академическое издание древнерусских уставов и грамот епископских и митрополичьих кафедр: Устава Князя Владимира, Устава-судебника князя Ярослава и митрополита Илариона, уставных грамот Смоленской, Новгородской, Туровской, Галицкой и Киевской земель, документов XV века, подтверждающих эти уставы, а также анонимных уставных и правовых записей. [16] Труды Сергея Михайловича Соловьева "История России с древнейших времен" Главным делом жизни Соловьева стала его «История России с древнейших времен». Созданию этого труда он посвятил почти 30 лет своей жизни. В процессе создания «Истории России» Соловьев использовал и ввел в научный оборот огромное количество новых источников [14] Обратимся к этим и другим свидетельствам жизни, творчества и Служения митрополита Киевского Илариона к историческим предпосылкам формирования его личности. 2. I века На рубеже Х-ХI вв. Древняя Русь, на втором веку своей государственности, вошла в полосу глубочайших перемен, значение которых можно обозначить понятием «прыжок в первый эшелон мировой цивилизации». Он был подготовлен, во-первых, военно-политической и хозяйственной консолидацией восточно-славянских племен в единое сообщество.

Стержнем его государственно-хозяйственной организации стал знаменитый путь «из варяг в греки» - путь относительно интенсивного (для этой части мира) общения разных стран и народов.

Во-вторых, не меньшее значение имели военные, торговые, культурные контакты славян с Византией, прямой наследницей античного мира, его культуры.

Исторический шанс наших предков заключался в том, что рядом с ними оказался очаг самой высокой в тот период цивилизации и они не упустили этот шанс и встали вровень с веком.

Нашлись крупные характеры, выдающиеся умы, страстные патриоты. С развитием широких контактов с Византией, введением христианства в качестве государственной религии (988 г.) резко усилился процесс трансформации всего древнерусского общества, его политического, хозяйственного, социального, семейного строя.

История мало сохранила нам имен выдающихся деятелей той эпохи и еще меньше фактов их жизненного пути. Более или менее удовлетворительно обстоит дело с историческими деятелями из великокняжеского дома - Владимиром, Ярославом и др. И совсем плохо, когда речь заходит о личностях иного социального ранга. Среди этих последних звездой первой величины выступает фигура Илариона, автора знаменитого ныне «Слова о законе и благодати», практически самого раннего оригинального памятника русской общественной мысли (40-е годы ХI века) [14],[15], 3.

Черты характера митрополита Илариона

Был он «мужь благъ, книженъ и постникъ». Кажется, что и время управления Иларионова Церковью было очень непродо... Причем, эпитеты и определения идут по нарастающей от поколения к покол... Академик Лихачев отмечает в своих трудах, что Иларион создает собствен... Он нигде не упускает из виду основной своей цели: перейти затем к прос...

Заключение

Заключение Суммируем основные выводы, которые имеют для нас характер непреложных фактов (обстоятельств). Мы намерены исходить из них при решении самых различных вопросов о жизненном и творческом пути Илариона.

Во-первых: прежде всего, мы имеем подтверждаемый памятниками «послужной список» Илариона: «мних», «пресвитер», «митрополит». Это означает, что он изначально посвятил себя церковной стезе и последовательно прошел все освященные веками стадии церковной иерархии - от низшей до высшей. Период в его жизни, ознаменованный такими событиями, как посвящение в сан пресвитера, создание «Слова», избрание митрополитом и другими, период, продолжавшийся примерно с конца 20-х по середину 50-х годов, является наиболее продуктивным.

Иными словами, на эти годы приходится наивысший расцвет творчества и жизненного успеха мыслителя. Именно эти годы его жизни отложились в памяти летописцев и попали в летописные своды, другие документы эпохи. Во-вторых, именно в этот период объективно сложились условия, когда оказалось возможным в полной мере востребовать талант Илариона и других книжников.

Во-вторых. Иларион получил, без преувеличения, блестящее по условиям древнерусской действительности образование. Особо следует выделить области богословия, риторики, истории, литературного мастерства. Третий вывод. Иларион, бесспорно, наделен высокой интеллектуальной, литературно-художественной одаренностью. Ее предпосылки, без сомнения, были заложены в системе обучения и воспитания в детские и юношеские годы мыслителя.

Но в решающей степени эта одаренность является следствием развития Илариона в определенной социо-культурной среде уже во взрослые годы. В должности простого священника, читающего воскресные проповеди обычной, рядовой пастве, такую степень или высоту одаренности не разовьешь. Иными словами, Иларион вращался в определенном сообществе людей, в котором интеллектуально-художественный тонус жизни стоял неизмеримо выше, чем духовные потребности обычной, рядовой паствы. 6. Список источников и литературы 1. Голубинский Е.Е. История русской церкви.

Т.1. Первая половина тома. М.1880. 2. Дерягин В.Я. Иларион. Жизнь и "Слово" // Иларион. М.1994. 3. Калугин Ф.Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып.1 . СПб 1894 4. Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность. // Альманах библиофила. Вып. 26. М.1989. 5. Лихачев Д.С. Великое наследие. М. 1980. 6. Лихачев Д. С. "Повесть временных лет". Историко-литературный очерк // Повесть временных лет. СПб. 1996. 7. Митрополит Макарий (Булгаков). История русской церкви.

Книга вторая. М. 1995. 8. Повесть временных лет (по Лаврентьевской летописи). СПб 1996 9. Повесть временных лет (Ипатьевский список). // Библиотека литературы Древней Руси. СПб; 1997. 10. Полное собрание русских летописей. М 1965. 11. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб 1914. 12. Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании.// Летописи и хроники.

Сб. ст. М.1974. 13. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. ХI-ХII вв. СПб 1997. 14. Соловьев С.М. История России с древнейших времен, в 15-ти книгах (29 томов)/ Издательство социально-экономической литературы 1959-1966 Москва. 15. Татищев В.Н. История Российская. Т. 2. М-Л; 1963. 16. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI - XIV вв./ Наука. 1972 Москва. Ресурсы Интернет 1. http://azbyka.ru/dictionary/02/ilarion_s lovo_o_zakone_i_blagodati-all. 2. http://ru.wikipedia.org/wiki 3. http://www.kulichki.com/inkwell/text/spe cial/history/soloviev/solv01p7.htm(гл-7) 4. http://www.kulichki.com/inkwell/text/spe cial/history/soloviev/solv01p8.htm(гл-8) 5. http://www.magister.msk.ru/library/histo ry/history1.htm/макарий 6. http://books-center.ru/libcent_unidpr.ht ml.

– Конец работы –

Используемые теги: Иларион, Киевский0.042

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иларион Киевский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Торгово-экономические связи Киевской Руси
Древние славяне жили семейными (дворище) , и соседскими общинами. Основой хозяйственной жизнедеятельности древних славян являлось земледелие.… Особенно они любили просо, о чём говорят также Маврикий и Лев Диакон. У Льва… Это было не только территориальное перемещение, но и экономическое событие огромной важности, перевернувшее прежний…

Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна
НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать его работу в… ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы, подготовка к… Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю…

Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства
Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после… Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная… Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям…

Киевская Русь и ее крещение
Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, получивший титул Великого князя, правил более… Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором,… В 965 Святослав разгромил Хазарский каганат. Затем целью его политики стало создание славянского государства со…

Бои за Киевский плацдарм (ноябрь). Разгром 25-й танковой дивизии.
Под мощными ударами советских армий немецкие корпуса начали откатываться на запад. 7-й и 42-й корпуса были вынуждены оставлять свои позиции без… Дивизия СС "Рейх" также начала движение в район Житомира. Но самые большие… Сюда были переброшены 8-я, 9-я, 32-я истребительные противотанковые бригады. К 3 ноября немцы остановились на линии:…

Дезинтеграция Киевской Руси
Вероятно, значительное семантическое расширение термина дружина отразило трансформацию замкнутого коллектива служилых князю людей с совмещенными… Детские, вероятно, стали началом развивавшегося с конца XIII в. особого… Расширение господского землевладения прослеживается, как отмечено ранее, в появлении в конце ХI начале ХII в.…

Культура Киевской Руси домонгольского периода.
И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. На развитие русской культуры влияло также то, что… В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние… Но нельзя говорить о том, что Русь слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, она адаптировала их к…

Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина
По обычаю того времени мальчика при рождении записали на военную службу, поэтому, достигнув возраста , Карамзин поступил в полк уже в чине… Он издавал в Москве журнал Вестник Европы . Это был совершенно новый для … В течение нескольких лет он изучал архивные документы, древние рукописи, сочинения своих предшественников. Затем он…

Государство Киевская Русь
Долгое время этот летописный рассказ, отношение последователей к которому как в плане достоверности, так и в плане славянского происхождения Кия и… Проблема возникновения Киева продолжает привлекать внимание и современных… Историческую реальность событий, связанных летописью с полянским князем Кием, утверждают сегодня практически все…

Культура Киевской Руси
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением… Основными славянскими божествами были Сварог бог неба Дажьбог бог Солнца… В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Киевская Русь 9-11 в.в. Мы нашли, что сущность этого факта такова приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов… Этот факт надобно относить ко второй половине IX в. точнее я не решаюсь… НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней…
  • Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. Карамзин писал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах… Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны,… До 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делится на два периода: языческий и христианский.
  • Культура Киевской Руси Изобразительное искусство – его основные виды, уникальные памятники; язык и письменность – их становление, характерность; образование.Всё это мы… Главной составной частью русского фольклора является песня — в ней тесно… Обрядовый фольклор включал в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах.…
  • Киевская русь Киевская Русь Древнерусское государство Киевское государство Русское государство название раннефеодального древнерусского государства с... Киевская Русь Общая характеристика Во времена правления Владимира Великого... В истории Киевской Руси можно выделить три последовательных периода...
  • ТЕМА 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XII–XV ВВ Социально экономические и политические предпосылки феодальной раздробленности... Образование самостоятельных княжеств и земель на территории Киевского... а Новгородская и Псковская земли...