рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности

Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности - раздел История, Благотворительность и меценатство российского купечества Религиозные Воззрения Российского Меценатства И Благотворительности. В Xix - ...

Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности. В XIX - XX вв. купцы продолжали строить церкви, а в конце XIX века главное соперничество между именитыми родами развернулось под девизом «кто больше для народа сделает». Не обошлось здесь, естественно, и без тщеславия.

Старший брат Владимира Рябушинского Павел, наставляя младших, говорил: «Богатство обязывает». По этой формуле жили предприниматели, по ней сверяли свою общественную деятельность. Но основной причиной благотворительности Владимир Рябушинский видел в сохранении твердой веры отцов и дедов, которые не приняли никоновской церковной реформы и остались верными старым традициям.

Предприниматели-старообрядцы в своей благотворительной деятельности руководствовались древним старообрядческим сказом об Иоанне Предтече, в котором говорилось о трех дарах и четвертой заповеди, посланных господом Богом. Первый дар - крест и молитвы, которым служат церкви и иконы в них. Следуя этому завету, купцы стремились возводить храмы и церкви.

Второй дар предполагал любовь и милостыню. Ему служили богадельни, больницы, даровые столовые. Клиника купцов Морозовых на Девичьем поле в Москве представляла собой целый город. Третий дар - ночное моление, ему служила икона. Среди купцов немало было собирателей и ценителей древних икон: Постников, Новиков, Солдатенков, Морозов, Третьяковы и многие другие. Четвертая заповедь: читальная книга. Эта заповедь также нашла последователей. Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И.Н. Царским, послужили главным материалом для исторических исследований А.Н. Муравьева и В.О. Ключевского.

Собрание А.И. Хлудова было не менее ценно. Его жемчужиной является известный византологам всего мира так называемый «Хлудовский псалтырь», драгоценный греческий памятник X-XI вв. Идейным издательством занимались Солдатенков, Сабашниковы, Ступин и другие. Таким образом, можно смело утверждать, что религиозные воззрения являлись самым значительным фактором, побуждавшим предпринимателей к благотворительности и меценатству.

Старообрядческие корни сохранялись в большей степени в семейных традициях московского купечества в сравнении со столичным, петербургским. Это сказалось и на меценатстве, которое в Москве проявлялось в более разнообразных формах и крупных денежных суммах. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание императора Александра III при посещении им Третьяковской галереи. Государь сдержанно поблагодарил П.М. Третьякова за его собирательную деятельность и патриотическое намерение принести галерею в дар Москве, затем, обратившись к свите, гневно заметил: «Вот что один гражданин России мог сделать.

Счастливая Москва! У нас в Петербурге ничего подобного нет». На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов.

На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение. В нашей родной Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII в в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь. Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки.

Мне больно было смотреть, когда при строительстве нового здания Генерального штаба в пер. Янышева ломали, сносили старинные особняки, дома с вековой историей, в том числе и здание ртищевской больницы. Москва исстари была не только городом с «сорока сороками» церквей, старинными усадьбами, причудливыми неповторимыми улочками и многоголосым торжищем, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности.

В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни — состояния, другие — силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.

Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия. Наш долг о них помнить и их имена сохранить, приумножая деяния и добро и милосердие на московской и всей российской земле. Сегодня мы даже часто путаем слова «милосердие» и «подаяние». Акты милосердия воспринимались и поднимались как подаяние, как подача милостыни. И, ложно поняв, люди не только отказывались, но, что самое страшное, старались оскорбить и прямо оскорбляли тех, кто проявлял к ним милосердие. Не всегда хватает у нас мудрости понять, что милосердие — не подаяние, а бескорыстная помощь более сильного более слабому, естественное проявление душевной доброты и заботы о ближнем, что ещё относительно недавно, в начале ХХ века, было присуще всему российскому народу — от богатых купцов до простых крестян и рабочих, отдававших одни сотни тысяч, другие — свои пятаки и копейки нищим и скитальцам. 5. Взлеты русского коллекционерства и меценатства Первый связан с расцветом дворянской культуры во 2-й половине ХVIII - 1-й трети ХIХ в. Второй, более значительный, связан с купеческим меценатством 2-й половины ХIХ - начала ХХ в. Следует обратить внимание на принципиальное отличие дворянского меценатства от купеческого.

Если первые сформировались в Петровскую эпоху преобразований, направленных на заимствование европейского опыта, то вторые основное внимание уделяли поддержке русской национальной культуры.

Много и хорошо написано о деятельности Мамонтовых, Морозовых, Щукиных, Бахрушиных и др. Однако деятельность русских меценатов не выбивается из общего русла экономических и социологических законов, где бросается в глаза сочетаниев благотворительности и гуманистических, и эгоистических мотивов.

Благотворительная и меценатская деятельность русских дореволюционных предпринимателей с точки зрения социологии демонстрирует наряду с религиозно-этическими и социальные мотивы. Деятельность русских предпринимателей в области меценатства и благотворительности можно оценивать по-разному.

Какими бы ни были мотивации русских меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже ХIХ - ХХ вв были найдены такие таланты, как Шаляпин, Врубель и др собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. Искренняя доброта всегда бескорыстна. Она — естественный животворящий родник, омывающий и исцеляющий человеческие сердца. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Благотворительность и меценатство российского купечества

Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет. В России с появлением… Существовал своеобразный кодекс чести купца- коммерсанта, включавший твердость… В контрольной работе рассмотрен вопрос: «Благотворительность и меценатство российского купечества». 1.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Благотворительность и меценатство в истории Российского государства
Благотворительность и меценатство в истории Российского государства. Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. С

Благотворительность русского купечества
Благотворительность русского купечества. Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы сущ

Меценатство в России
Меценатство в России. Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительнос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги