рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические факторы развития политической и правовой мысли Древней Руси

Исторические факторы развития политической и правовой мысли Древней Руси - раздел История, Развитие русской политической и правовой мысли Древней Руси Исторические Факторы Развития Политической И Правовой Мысли Древней Руси. Ког...

Исторические факторы развития политической и правовой мысли Древней Руси. Когда первобытнообщинный строй в течение длительного времени начал преоб-разовываться в феодализм, у восточных славян началось первое зарождение государст-венности.

Киев – центр Руси на Приднепровье начал образовываться в VII-XIIIвв. пу-тем слияния союза полян с Приднепровья. Второе зарождение, во главе с Новгородом, образовалось немного позже. И. Беллярминов и В. Бутромеев – историки дореволюционного времени.

Они изучили сказание, написанное киевским монахом-летописцем, которого звали Нестор. Это «Повесть временных лет», созданная в XII веке. Историки объяснили прошедшие события. Были раздоры и вражда между собой у кривичей и ильменских славян. Тогда они решили собрать вече, на котором выберут нового правителя из другого рода и отпра-вили в варяжскую сторону послов. От варягов пришло три брата: Синеус, Трувор и Рюрик (из рода и племени русь). Трувор отправился в Изборск, Синеус – в Белозер, а Рюрик изначально был в Ладоге, затем – в Новгороде.

Через некоторое время Синеус и Трувор умерли и Рюрик стал один княжить Новгородскою областью. Именно с начала правления Рюрика в Новгороде, по описанию Нестора это было в 862 году, начинается основание русского государства Уже во время правления Рю-рика в Новгороде два витязя, Дир и Аскольд, отделились от его дружины. Они заклю-чили договор с полянами (Киев), стали защищать их и править в Киеве. Благодаря тор-говым отношениям он в скором времени стал побогаче и посильнее Новгорода.

Когда князь Рюрик умер, его брат Олег убил братьев Аскольда и Дира, затем захватил сам Киев. После этого он перенес туда столицу из Новгорода, и назвал Киев матерью горо-дов русских. Так появилась Киевская Русь - Русское госу¬дарство с центром в Киеве. Как еди-ный политический организм Киевская Русь просуще¬ствовала до середины XII в одна-ко в качестве этнической, куль¬турной, религиозной и, до некоторой степени, правовой общности она продолжала существовать вплоть до формирования новых политических и правовых традиций новой этнической и культурной об¬щности — Московского цар-ства, или Московии.

Раздробление еди¬ного государства Киевской Руси на ряд само-стоятельных в полити¬ческом отношении княжеств не повлекло за собой распада сфор-ми¬ровавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киев-ской Руси продолжало дей¬ствовать на территориях обособившихся русских княжеств.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монар¬хию, которая в опре-деленных своих чертах была сходна с ранне¬феодальными монархиями Западной Евро-пы. Так же, как и в западноевропейских ран¬нефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Ру¬сью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опирав¬шегося в первую очередь на группу приближенных к нему профес¬сиональных воинов (дружину), а сама система центральной адми¬нистрации была дворцово-вотчинной. "Русская Правда" — важ¬нейший правовой памятник Киевской Руси — яв-ственно напоми¬нает характером своего юридического мышления, а во многом и со-держанием своих норм правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по этой причине в на¬шей исторической литературе "правдами" ("Салическая правда", "Бургундская правда", "Правда Этельберта" и т. п.). Однако, несмотря на то, что Киевская Русь имела в своем соци¬ально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными мо-нархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличав¬шееся от западноевропейского варианта раннефеодальной госу-дар¬ственности.

В Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть.

Многое из того, что в Западной Европе обусловлива-лось главным образом имущественным фактором, в Киев¬ской Руси определялось в ос-новном фактором политическим — ин¬ститутами власти.

В рамках Киевской Руси су-ществовали свое¬образные, отличные от западноевропейского механизм властвова¬ния, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобраз¬ными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви. Вся эта специфика государственной власти находила свое от¬ражение в политиче-ской и правовой мысли. Факторы определившие развитие политико-правовой мысли: 1. Богатейшая политическая практика Древней Руси. Дошедшие до нас памятни-ки древне¬русской письменности показывают, что политическая жизнь была чрезвы- чайно бурной, полной разнообразных кон¬фликтов.

Острая борьба внут¬ри господ-ствующего слоя за высшую государственную власть, проис¬ходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала по¬чву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель — великий князь. Наличие в Киевской Руси, наряду с института-ми светской власти, институтов православной церкви закономерно направляло полити-ческую мысль к решению проблемы соотношения власти церковной и власти светской. 2. Культурный фак¬тор. Киевская Русь представляла собой общество и государ-ство с высокоразвитой духовной культурой. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и со¬вершенной, сложной и глубо- кой по содержанию, свидетельствую¬щей о развитом национальном и историческом са-мосознании". По степени развитости духовной культуры Киевская Русь зна¬чительно превосхо-дила современные ей государства Западной Ев¬ропы. Русские летописи поют настоя-щий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжно¬го; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, муд-рость бо обретаем и въздержанье от словес книжных.

Се бо суть ръкы напаяюще все-ленную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЪшаеми есмы; си суть узда въздержанью". Политическая и правовая мысль Киевской Руси — неотъемле¬мая часть ее духов-ной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом опре¬делялись характером этой культуры. 3. Православ¬ное христианство.

Оно начало распространяться среди населения с VIII в а в 988 году князь Владимир провел крещение Руси, и христианство стало госу-дарственной религией.

Это было важнейшим идеологическим действием тогдашнего правления Киевской Руси. Он произвел крещение всех жителей города в Днепре и ве-лел уничтожить все, что связано с языческой верой. Всех языческих идолов истребили.

Вслед за этим князь Владимир произвел крещение остальных жителей городов и сел русских. Так, следом за датой 862 года - основания государства - в русской истории появилась вторая великая дата - 988 - год крещения Руси. Именно в этот период появ-ляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в доста-точно полной, доктринальной форме. Первые служители церкви на Руси были выходцами из болгар и греков.

После крещения Владимир приказал забирать детей у русской знати и обучать их священному делу. Так появились священники и причетники с русскими корнями, один из которых по имени Иларион, в последствии стал первым русским митрополитом Православное христианство несло с собой соответствующее ми¬ровоззрение, ко-торое задавало определенные стереотипы и по¬литического мышления, и правосозна-ния. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии.

Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византий¬ское идейное наследие обога-щало и ее политическую и правовую мысль. Христианизация Руси не влекла за собой полного искоренения в русском обще-ственном сознании элементов традиционного язычес¬кого мировоззрения.

При¬чем не только в силу естественной приверженности ко всему тра¬диционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить незави-симость от пришед¬ших на Русь вместе с христианством греческих священников, кото¬рые считались ставленниками Византии, проводниками византий¬ской политики. В на-родной же среде древнее славянское язычество господство¬вало по меньшей мере до XIII в. Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, поя-вившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси. Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того или иного общест-ва, мы допускаем определенную условность — не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. История сохранила для нас име-на многих живших в Киевской Руси выдающихся мыслителей и тек¬сты их произведе-ний. Каждый из них обладал неповторимой ин¬дивидуальностью, однако жили и мыс-лили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их поли¬тическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств. 2. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного рас¬цвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской вла¬сти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Цер-ковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменно¬сти, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало «Сло¬во о Законе и Благо-дати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделяв-шим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Со-хранились письмен¬ные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополи¬том Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды.

Иларион открывает собой и по времени и по совершенству своих творений ряд крупнейших пи-сателей Киевской Руси. Помимо "Слова о Законе и Благодати" до нас дошли еще два его сочинения — "Молитва" и "Исповедание веры». Дошедшие до нас творения Ила-риона содержанием и стилем своим явно свидетельствуют, что написал он гораздо боль¬ше. Однако попытки обнаружить новые его произведения пока не привели к успе-ху. Главное творение Илариона — "Слово о Законе и Благода¬ти" («Слово…») — создано им в период между 1037—1050 гг. (Один из совре¬менных исследователей, предпринявший попытку установить бо¬лее точное время появления этого произведе-ния, называет дату 25 марта 1038 г.) Иларион назвал свое произведение сложно: «О За-коне Мои¬сеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явив¬шихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки про-стерлась и на наш народ русский.

Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Госпо¬ди, благослови Отче». В на-звании автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди.

Пере-писчики бо¬лее поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати». Илариона интересовали вопросы, связанные с происхожде¬нием, сущностью, ор-ганизацией, целями и задачами верховной власти.

Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.ъ Современная историография выделяет в тексте «Слова » четыре произведения: собственно Слово о Законе и Благодати, Молитву, Толкование символа веры и Запись, сделанную Иларионом по поводу его поставления митрополитом в Киеве и сохранив-шую его личную подпись1. Переписчики впоследствии объединили все произведения, приписываемые Илариону, поскольку по тематике и способам ее разрешения они были близки и озаглавили творение Иллариона как «Слово о Законе и Благодати». Политико-правовые мысли в каждой из четырех частей «Слова…»: 1. а) Взаимодействия Закона и Истины.

Для средневековой культуры характерно употребление термина " закон" в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: государя.

Под истиной Илларион понима-ет совокупность и теологических, и юридических правил.

Истина связана с достижени-ем христианином высокого нравственного статуса, с постижением Новозаветного уче-ния и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельно-сти. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только "на приуготование Благодати и Истины". Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последователь-ностью.

Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Закон сохраняет человечество, ограничивая насильственно эти столкновения. За-кон - это первая ступень в развитии и совершенствовании человека.

Свободным делает человека познание истины, которая представляет собой сво-боду выбора и ответственность за свои действия. Таким образом, истина - это высшая ступень по отношению к закону. Он говорил: " Рабское исполнение внешних предпи-саний не есть свобода Истина воспринимается благодаря закону, закон предтечие и слуга благодати и истины. Душа закона омывается водой закона, чтобы вместить моло-ко благодати". Истина высшая ступень в сравнении с подзаконным состоянием б) Выяснение происхождения, сущности и употребления власти для достижения во всех сферах социально-политической жизни нравственных начал.

Сущность государства (власти) – божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти – “причастник” и “на-следник” небесного Царства. Происхождение власти – наследственное, а родословная современных князей Илларион исчисляет, начиная от “старого Игоря” (отца Олега). Политические успехи в стране Илларион связывает с наличием образованности и рас-пространенности книжного знания.

Полномочия князя, его основные функции. Власть должна употребляться “праведно”(законно). Этот тезис приводит автора к обсуждению формы правления, способов и методов реализации власти. Князь должен быть “единодержцем” своей земли. Применяемая Илларионом формула “единодержец своей земли” означает в его понимании, представление о еди-нодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли.

Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво: “мало казни, много милуй”. Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой при-роде человека. Илларион первым в истории русской политической мысли создал образ правите-ля христианского типа, разработав нравственные критерии, которым он должен соот-ветствовать. Впоследствии данная тема широко обсуждается в политической средневе-ковой теории, а из близких Иллариону мыслителей найдет подробную разработку у Владимира Мономаха, который практически воспринял и развил весь комплекс идей, рассмотренных Илларионом.

В дальнейшем они получат свое продолжение в произве-дениях Даниила Заточника, а затем станут активно обсуждаться в политической лите-ратуре Московского государства. 2. Ответственность князя перед подданными, обеспечение им мира. Князь обязан, утверждает Илларион, “без блазна же перед Богом данные ему люди управившу”, ибо он несет отвественность “за труд паствы людий его”. Во второй части Иларион восхва-ляет князей земли русской. 3. В третьей части своего произведения, в которой в виде молитвы сформулиро-ваны пожелания своей стране на будущие времена, Илларион прежде всего советует правителям избавить страну от войн. Кроме этого, 3-я часть трактата рассматривает определенные перспективы разви-тия Русской государственности, выраженные в виде молитвы-пожелания.

Прежде всего это: 1. Мощная верховная власть. 2. Высоко моральный облик правителя. 3. Законность происхождения и деятельности власти. 4. Мирный курс внешней политики. 5. Четко подчеркивается значимость Русской земли.

Основные политико-правовые взгляды, изложенные Илларионом в «Слове…»: 1. Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркива-ется, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий меж-ду эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распро-страняется на всех без исключения людей, независимо от расы, пола, возраста и со-циального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире. 2. Стремился показать международное значение Русского государства как равно-правного среди других западных и восточных стран. 3. Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэто-му сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление.

Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), мило¬сердным и законопос-лушным.

Ответственность русских князей за управление государством повышается еще и тем, что вели¬кий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле но в русской, яже ведома и слышима есть всеми че¬тырьмя конци земли». 3. Политико-правовая, историческая идея в «Повести временных лет» монаха Нестора Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли яв-ляется русская летопись. Источником современной осведомленности русских летопис-цев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из тру-дов античных авторов и оригинальные памятники (былевой эпос, сказания, песни и т.д.). Создание “Повести временных лет”, явившейся впоследствии основанием всего летописания, приписывается монаху Киево-Печерской Лавры Нестору.

По времени «Слово о Законе и Благодати» предваряло «По¬весть временных лет», и многие его идейно-политические мо¬тивы получили в ней отражение и дальнейшее развитие.

Перед Нестором стояли две главные задачи: одна историче¬ская — выяснение происхождения древнерусского государства («откуда есть пошла Русская земля»); дру-гая — политико-пра¬вовая — обоснование правомерности занятия великокняжеско¬го стола правящей династией. Нестор предпринял попытку доказать историче¬скую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также определить роль и значение Руси среди других стран и народов, со многими из которых у русских были общие праславянские корни.

Затронул Нестор и обычные для публи¬цистики того времени политико-правовые темы: образ велико¬го князя, форма организаций власти, вершение правосу-дия. Принцип наказательной политики Нестор определял как соот¬ветствие наказания преступлению: «пусть будет такое наказа¬ние, каким окажется преступление». Происхождение государства имеет традиционно-легендарное объяснение, осно-ванное на неписаном договоре в виде акта призвания трех норманских князей Рюрика, Синеуса, Трувора, которое исходило будто бы от ильменских племен.

Они были при-званы для объединения местных племен. Подобное “объяснение” разрешало сразу не-сколько политических проблем: утверждалась законность происхождения верховной власти (не насилием, не обманом, а призванием, приглашением) и братства князей, ос-нованного на родоначалии правящей династии, в результате чего они должны объеди-ниться.

В идее призвания содержалась необходимость показать единство русского госу-дарства, законность деятельности великого князя и недопустимость сопротивления со стороны вассалов-князей. Так же, как и Иларион, автор «Повести» привержен советно-му началу в организации верховной власти. Князь всегда решал все вопросы не едино-лично, а созывал дружину на совет и со¬вещался с ней, был верен слову, не нарушал клятвы, соблюдал законы и обычаи.

Владимир традиционно прославлен за кре¬щение Руси, причем факту крещения предпослан рассказ о том, как разумно, осмотрительно и дальновидно Владимир вы¬бирал религию для своего народа и как много благ получил от этого русский народ, ибо он был осенен Благодатью и познал Истину, содержащую-ся в заповедях Иисуса Христа. За эти дей¬ствия Нестор назвал Владимира «новым Кон-стантином великого Рима». Автор «Повести временных лет», как и Иларион, уделяет внимание необходимо-сти просвещения, подробно описывая при¬глашение в качестве учителей Мефодия и Константина (Ки¬рилла) для того, чтобы обучить русский народ «начертанию букв». Братья составили словесную азбуку, чему были рады все наши люди, получившие воз-можность читать книги.

Нестор дает обоб¬щенное осуждение всякого правителя или его приближенных, которые стремятся в своей политике не к миру, а к войне: «зол совет тех, кто толкает на кровопролитие». Нестор даже возлагал на свою страну (правящих князей) ответственность за судьбы пленных русских и считал необходимым их выку-пать и содей¬ствовать их возвращению на родину. В том же случае, если кто- либо из русских захочет служить иноземному царю, то «пусть будет исполнено их желание». «Злодеи» (преступники), укрывавшиеся у греков или у рус¬ских, независимо от национальной принадлежности должны быть «схвачены и насильно возвращены» в свои страны.

Анализ и изложение исторического материала, основанного на конкретных фак-тах, придает повествованию злободневность и вводит его в круг насущных социально-политических про¬блем, а современная действительность получает в летописи ост¬рые политические оценки. “Повесть временных лет” отличается высокой языковой культурой.

В жизнеопи-саниях князей применялось очень емкая и меткая юридико-политическая терминоло-гия. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие русской политической и правовой мысли Древней Руси

Это нужно для того, чтобы овладеть ключом к пониманию мно-гих происходящих в наше время политических процессов, развитию права.Эти знания и умения… Особенно для меня важным является этап становления, зарождения русской… Чтобы понять и определиться в формировании и специфике развития политиче-ской мысли на Руси, мы должны разобраться с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические факторы развития политической и правовой мысли Древней Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политико-правовые идеи Владимира Мономаха
Политико-правовые идеи Владимира Мономаха. В XII веке к теме власти, ее религиозного смысла обращается князь Владимир Мономах (1053-1125). В 1113 г после смерти Святополка, киевляне во время большо

Политико-правовые воззрения Даниила Заточника
Политико-правовые воззрения Даниила Заточника. Традиции русской политической мысли домон¬гольского периода нашли свое вы-ражение в произ¬ведениях приписываемых Даниилу Заточнику (XII- XIII вв.). По

Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси
Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси. Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупно-сти политических и правовых идей и взглядов, со¬держащихся

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги