рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политико-правовые идеи Владимира Мономаха

Политико-правовые идеи Владимира Мономаха - раздел История, Развитие русской политической и правовой мысли Древней Руси Политико-Правовые Идеи Владимира Мономаха. В Xii Веке К Теме Власти, Ее Религ...

Политико-правовые идеи Владимира Мономаха. В XII веке к теме власти, ее религиозного смысла обращается князь Владимир Мономах (1053-1125). В 1113 г после смерти Святополка, киевляне во время большо-го мятежа пригласили занять великокняжеский стол пе¬реяславского князя Владимира Мономаха (1113—1125. К тому времени Мономах был уже известной политической фигурой: он принимал участие в управлении страной при своем отце — великом князе Всеволо¬де, был прославлен победами над половцами и известен своей миротворческой деятельностью.

Первым его делом при вступ¬лении на великое княжение было создание новых за-конов (Ус¬тав Владимира Всеволодовича Мономаха — вторая часть Про¬странной Правды). «Около его имени, — отмечал историк Н. Н. Костомаров, — вращаются поч-ти все важнейшие собы¬тия русской истории во второй половине XI и первой четверти XII вв.» Свою политическую про-грамму он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговско-му» и «Отры¬вок», который условно принято называть «Автобиографией». В своих произведениях Мономах продолжил разработку проблем, поставленных еще Иларионом, добавив к ним и ряд новых тем. Новым в его доктрине было утвер-ждение необходимости со¬блюдения определенных правил при военных действиях и представление о нравственном поведении воина-дружинника во время походов.

В своих работах Владимир Мономах выясняет объем власти великого князя, взаимоотношения церкви и государства, формулирует нравственные критерии правле-ния, дает обоснования порядка отправления правосудия в стране.

Политическое содержание наиболее очевидно представлено в “Поучении…”, в котором ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти.

Мономах советует будущим великим князьям: • Все дела решать совместно с Советом дружины; • Не допускать в стране “беззакония и неправды”; • Вершить правосудие у него равнозначно понятию действовать “по правде”, по-этому “оправдывать” означает – судить по закону; Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственно-сти Великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и при необходимости военных действий.

Мономах просит князей следить за тем, чтобы войско не причиняло ущерба селянину. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, т.к. не видит причин для братоубийственных войн. Призыв «не мстить» распространяется на меж-княжеские отношения. Задача правителя — поиски путей достижения мира. Нет спо-ров, писал он в «Послании Олегу Черниговскому», которые нельзя было бы разрешить «добром». При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Моно-мах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Центральную роль в знаменитом "Поучении" киевского князя играет идея прав-ды. Правда, по Мономаху это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле есть закон, правосудие.

Оценивая концепцию власти Владимира Мономаха, его нравственные и религи-озно-антропологические идеи, можно сделать вывод, что уже на раннем этапе русской мысли мы встречаемся с вполне последовательным неприятием того типа идеологии, которая санкционирует высшее право одних манипулировать судьбами других людей и народов.

В вопросе о форме правления он придерживался тех же взглядов, что Илари-он и автор «Повести временных лет»: князь все дела решает с советом дружины. «Еже-дневно, — пи¬сал Мономах, — сажусь я с дружиной думу думать или судить людей». Образ правителя он описал весьма поэтично. Так, он совету¬ет будущим великим князьям всегда иметь чистым тело, крот¬кой душу, сохранять верность в словах и делах, всегда иметь добрые помыслы, творить неустанно добрые дела, никого не ненавидеть и никому никогда не мстить.

Владимир Мономах советует князьям не надеяться на воз-даяния на небесах, а пом¬нить о том, что «Бог судит на земле». Мономах явно не был сторонником обожествления земной власти, что связано с его пониманием человека как уникальной, неповторимой личности Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. «Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдо-ви¬цу не давайте сильным погубить человека». Защищать от про¬извола и беззакония следует и бедного смерда, и любого убого¬го человека.

Смертную казнь как вид наказа-ния Мономах не приемлет, исходя из нравственных постулатов христианства. «Ни пра-вого, ни виноватого не убивайте, и не повелевайте убить того, кто будет достоин смер-ти, ведь душу христианскую нельзя губить». Продолжил и развил он идею о равноправии всех народов, для которых Бог в одинаковой мере (и для сильных, и для сла¬бых) приготовил поля и леса, где всем хва-тит места без войн и усобиц.

Мономах в своих произведениях создал образ сильного, еди¬ного, процветающего хри-стианского государства. Мономах осознал, что в новой социально - политической об-становке, сложившейся на Руси к концу XJ в нравственные ка¬чества властвующих приобретают важное политическое значе¬ние. что судьба Русского государства, его бу-дущее стало в огром¬ной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люд и, держащие в своих руках власть.

Наиболее подходящую форму правления и власти Мономах видел в сочетании едино-личной воли великого князя с мнением дружины, укреплении государственного един-ства, подчинении интересов отдельных областей интересам всего государства в целом. Мономах также разрабатывает далее проблему ответственности правителя перед под-данными. В области внешней и внутренней политики одной из основных задач он счи-тал предотвращение войн. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие русской политической и правовой мысли Древней Руси

Это нужно для того, чтобы овладеть ключом к пониманию мно-гих происходящих в наше время политических процессов, развитию права.Эти знания и умения… Особенно для меня важным является этап становления, зарождения русской… Чтобы понять и определиться в формировании и специфике развития политиче-ской мысли на Руси, мы должны разобраться с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политико-правовые идеи Владимира Мономаха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические факторы развития политической и правовой мысли Древней Руси
Исторические факторы развития политической и правовой мысли Древней Руси. Когда первобытнообщинный строй в течение длительного времени начал преоб-разовываться в феодализм, у восточных славян начал

Политико-правовые воззрения Даниила Заточника
Политико-правовые воззрения Даниила Заточника. Традиции русской политической мысли домон¬гольского периода нашли свое вы-ражение в произ¬ведениях приписываемых Даниилу Заточнику (XII- XIII вв.). По

Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси
Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси. Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупно-сти политических и правовых идей и взглядов, со¬держащихся

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги