рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЙ БЫТ В ПЕРИОД ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ

КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЙ БЫТ В ПЕРИОД ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ - Контрольная Работа, раздел История, Быт народа Украины Культура И Народный Быт В Период Воссоединения Украины И России И Зарождения ...

КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЙ БЫТ В ПЕРИОД ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ. Тема народа и его обычаев, жизненного уклада широко представлена в прозе, поэзии и драме того времени.

В связи с этим хочется отметить подлинных певцов народной жизни – это Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Гулак-Артемовский, Квитка- Основьяненко и многие другие. Культурное развитие украинского народа в XVIII веке продвинулось далеко вперёд. Несмотря на то, что крепостнические отношения в стране представляли собой серьезное препятствие для развития просвещения, науки и искусства, XVIII веке на Украине явился периодом культурного подъема.

Воссоединение Украины с Россией содействовало дальнейшему сближению двух братских народов и все возраставшему влиянию передовой русской культуры на украинскую. Возникли новые жанры (в том числе стихотворная сатира на социальные темы), развивались элементы реализма. Старая церковная литература перестала играть главную роль и в течение ХVIII в. школьная драма постепенно отходила от узко-церковной тематики. Значительную популярность получила драма неизвестного автора “Милость божия Украину чрез Богдана Зиновия Хмельницкого свободившая ” (1723 г). Ее сюжетом явились события освободительной войны 1648-1654 гг. и деятельность Богдана Хмельницкого.

В драме показана торжественная встреча Хмельницкого населением Киева в конце 1648 г. Для автора драмы характерны глубоко патриотическое настроение, любовь к героической истории своего народа. В этой драме, а также в более поздней - “Воскресение мертвых” Г. Конисского (1747 г) нашли отражение социальные моменты: захваты старшиной казацких, а крестьянских земель, насилия старшинской администрации.

Социальные мотивы звучали и в интермедиях, которые продолжали ставиться в антрактах театральных представлений. В них показывались столкновения между шляхтичами и крестьянами, изображались запорожцы, вместе с крестьянами изгоняющие помещиков, польских панов и арендаторов. Народный характер интермедий, их реализм и юмор оказали большое влияние на другие жанры украинской литературы. Народное творчество XVIII в ценнейший памятник украинской культуры; оно отразило тяжелое положение народных масс, находившихся под гнетом феодалов, их стремление свергнуть власть угнетателей, их призывы к борьбе.

Фольклор XVIII в. получил наиболее полное выражение прежде всего в исторических и лирических песнях их авторы в большинстве своем неизвестны. Только некоторые песни связываются с определенными именами, но и то не вполне достоверно. Главным творцом того фольклорного наследия были представители трудового народа.

Крестьянские песни отразили глубину социальных противоречий. В то время как дворянская литература стремилась показать крестьянство “поющим и приплясывающим”, народное творчество изображало насилие помещиков, управителей, голод и нищету. Народ прекрасно осознавал, что богатства помещиков создаются за счет разорения крепостных: А у того вельможного пана биш онуч Заплакали хлопи, на панщину йдучи. А у того вельможного панахороши дочки -Ходить його хлопи голи без сорочка. А у того вельможного пана прехорошего пана Ходять хлопи на роботутрохи не без штанив.

Песни рассказывают о бегстве крестьян на Запорожье, в леса, иные степи. В них звучит призыв к протесту и борьбе против угнетателей. Народные песни с любовью воспевают повстанцев, борьбу гайдамаков, галицких опричников, Колиивщину, восстание в Турбаях. Везде нашли свое отражение и героическое прошлое Украины, и борьба с великими врагами. В песнях широко отражались различные стороны крестьянской жизни. До нас дошли любовные, семейные, батрацкие песни.

Народ создал многочисленные легенды о своих любимых героях: Богдане Хмельницком, Иване Богуне, Семене Палие, Олексе Довбуше, Максиме Железняке, Иване Гонте. Народное творчество рисует их могучими и отважными богатырями, беззаветно преданными своей родине и своему народу. На Украине по-прежнему большим успехом пользовался вертеп театр. Представления этого жанра, зародившегося еще в предшествующие столетия, распространились по России и дошли даже до Сибири: Тобольска и Иркутска.

В развитии театрального искусства на Украине большое значение имели сценические представления в Киевской академии и других учебных заведениях, где ставились трагедии на различные библейские сюжеты и драмы на исторические и моралистические темы. В 1789 г. в Харькове был основан первый постоянный театр. Как и в минувшие столетия, Украина отличалась высоким уровнем развития музыкальной культуры, в которой значительную роль играло народное творчество. По селам и городам Украины странствовало много певцов-ирников, бандуристов, кобзарей.

Они пели песни, посвященные героичекому прошлому украинского народа, его борьбе против гнета панов, его любимым героям. Развивалось музыкальное искусство и в помещичьих имениях. Во многих из них содержались оркестры, оперные и балетные труппы из крепостных. В Киеве и других городах при магистратах и ратушах существовали духовые оркестры. Украинские песни и музыка приобрели весьма широкую популярность в России. Наряду с этим развивалась народная живопись.

Среди трудового парода было много одаренных живописцев, талант которых не мог проявиться в тяжелых условиях крепостнического гнета. Многочисленные художники - выходцы из народа - украшали росписью церкви, дома, рисовали портреты. Казаки и крестьяне рисунками украшали в своих жилищах печи, степы и окна. Народное творчество нашло яркое отражение и в производстве ковров. Последние украшались художественным орнаментом; на Левобережной и Слободской Украине в орнаменте преобладали изображения растений, в западно-украинских землях - изображения различных геометрических фигур. Несмотря на это, за полтора столетия, прошедшие со времени воссоединения Украины с Россией, культура украинского народа сделала значительный шаг вперед во всех областях.

Ведущее место в развитии украинской культуры принадлежало Левобережью и Киеву. Освобожденная от цепей польско-шляхетского господства и воссоединенная с братским русским народом, эта часть Украины наиболее сильно ощущала огромное плодотворное влияние передовой русской культуры.

Несмотря на тяжелые условия социального и национального гнета, росли и развивались творческие силы украинского народа на всех украинских землях, расширялись и крепли его связи с братским русским народом. На первую половину XIX века приходится становление новой украинской литературы, которая развивалась в тесной связи с национально-освободительным движением, на принципах реализма и народности. Значительный шаг вперед украинская литература сделала с появлением таких писателей, как И.П. Котляревский (1769-1838 гг), П.П. Гулак-Артемовский (1790-1865 гг) Г.Ф. Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг). В 1798 г. появилась знаменитая поэма Котляревского “Энеида”, написанная живым народным языком.

В ней разоблачаются реакционные черты крепостничества, жестокость и произвол помещиков, чиновников, ростовщиков-сребролюбцев. Выдающуюся роль в развитии украинской драматургии и украинского театра сыграла пьеса Котляревского “Наталка Полтавка”, проникнутая сочувствием к угнетенным.

Эта пьеса стала особенно популярной как оперное произведение; музыку к ней позже написал Н.В. Лысенко. Она и поныне занимает почетное место в репертуаре оперных театров нашей страны. Творчество Котляревского явилось значительным шагом к народности и реализму в украинской литературе. Видное место в украинской литературе в первой половине XIX в. занимал известный прозаик Г.Ф. Квитка-Основьяненко, который писал на украинском (две книги повестей - 1834 и 1837 гг) и на русском языках.

Реалистическое отражение действительности наиболее ярко проявилось в его сатирических произведениях “Дворянские выборы”, “Шельменко-денщик”, “Конотопская ведьма”, “Пан Халявский”.В.Г. Белинский высоко оценил роман “Пан Халявский”. С появлением Шевченко - крупнейшего представителя критического реализма - украинская литература завоевала одно из первых среди литератур других славянских народов, что подтверждается, в частности, многочисленными переводами ее произведений на языки этих народов.

В это время украинская литература вышла и на мировую арену. На Украине продолжало развиваться устное народное творчество. Народ создавал песни, сказки, пословицы, направленные против крепостной неволи, воспевал борца против помещичьего гнета Устима Кармалюка. В одной из песен рассказывается о тяжелой ежедневной барщине: Отаманы з батогами, 3 нагаем гуменним, На роботу целий тиждень Гонять, мов скажени Крестьяне создавали песни о народной мести ненавистным помещикам.

Так, в одной из них рассказывается о том, как крестьяне с. Дорогинцы Нежинского уезда Черниговской губернии за жестокую эксплуатацию и нечеловеческое издевательство над ними убили помещика Селивановича: Он косили косарики Та и радили раду, Та и убили Саливона За усю громаду. В народе продолжали жить думы и песни, созданные в минувшие столетия. Кобзари и лирники несли украинские песни и думы в массы народа, передавали их слова и мелодии из уст и уста. Выдающиеся кобзари А. Щут, И. Крюковский и особенно Остап Вересай были широко известны, их творчество пользовалось большой любовью народа.

В первой половине XIX в. было напечатано несколько сборников украинских песен. Один из них издал А.М. Максимович (в 1827 г) под названием “Малороссийские песни”. Этим сборником заинтересовались Пушкин, Гоголь и другие писатели; о нем с восхищением отзывались украинские, русские и другие славянские деятели культуры. Большинство повестей и рассказов Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантастикой и сатирическим изображением действительности украинского народа.

Одно из ранних произведений Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Тематика “Вечеров” - характеры, духовные свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства и мелкого поместного дворянства. В “Вечерах” герои находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение же самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое.

Объятый думами о гражданском служении, писатель изображал, опираясь на фольклорно-этнографические материалы, духовную сущность, нравственно-психологический облик народа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Быт народа Украины

Целью исследования всестороннее изучение объекта на основе учебных и методических материалов, материалов монографий и периодических изданий.… В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные… В лесной зоне Среднего Приднепровья развивалось подсечное земледелие, в лесостепи Нижнего Приднепровья развивалось…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЙ БЫТ В ПЕРИОД ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ НАРОДОВ УКРАИНЫ
БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ НАРОДОВ УКРАИНЫ. Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входя

БЫТ И НРАВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ УКРАИНЫ
БЫТ И НРАВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ УКРАИНЫ. В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги