Социально-политические предпосылки

Социально-политические предпосылки. Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине.

В это время, в VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание – собрание всех членов этого племени. Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство членов племенного сообщества. На нём избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени.

Эти должности занимали наиболее авторитетные члены племени. Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными.

Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками. Большое значение для образования государства имели союзы племен.

В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы.

Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию.

Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен.

В VIII вв. условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев. "Союзы союзов". "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен " Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен.

Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. Усиление роли дружины в управлении над обществом связано с большим значением военных действий для Руси. В результате роль дружины возрастает и дружина выступает как орган давления и принуждения, что способствует формированию государства. 3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом.

Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род — земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы.

По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна — княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр хранящих следы магических представлений. В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов.

Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена. Языческая религия восточных славян к VIII-IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось.

Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники. Иными словами, перед нами сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего народа, со своей сложившейся иерархией. Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии новым реалиям возникают еще в начале Х в когда среди русских появляются первые христиане, однако сам выбор православия в качестве замены язычества не был неизбежен.

Перед русскими князьями оказались весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная Римская империя) и православие (Византия). Периферийное положение Волжской Болгарии и давние враждебные отношения с хазарами во многом предопределяли выбор в пользу христианства. Что касается разновидностей последнего, то здесь чаша весов не могла не склониться на сторону православия, более знакомого верхушке древнерусского общества, к тому же, признававшего приоритет светской власти над духовной.

Важным являлось и то обстоятельство, что ослабевшая Византийская империя не могла претендовать на установление той или иной формы зависимости Руси от нее в случае принятия православия при ее содействии. Правящая верхушка старалась укрепить свою власть используя языческие представления, а затем религию.

Это было необходимо для обоснования своего правления и для эффективного управления. 4.