рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь после смерти

Жизнь после смерти - раздел История, Жизнь и деятельность Фёдора Петровича Гааза Жизнь После Смерти. В Августе 1853 Г. Федор Петрович Заболел. Домой Во...

Жизнь после смерти. В августе 1853 г. Федор Петрович заболел.

Домой возвратился поздно. Перед сном долго смотрел на бездонное небо. А утром Гааза не стало. Остановилось безмерной доброты сердце врача-подвижника. Безмолвно покоилась на столе рукопись с удивительными словами: “Спешите делать добро”. Раздав все, что имел, Федор Петрович умер в нищете и одиночестве. В его квартире была лишь старая мебель и подзорная труба. Хоронила Гааза полиция за свой счет. Прах Федора Петровича покоится на Немецком кладбище в Москве. Спустя сорок лет после смерти Гааза москвичи на пожертвования соорудили памятник знаменитому доктору. Его открыли 1 октября 1909 г. во дворе легендарной “гаазовки”. Газета “Русский врач” писала: “Скульптор Н.А. Андреев за свою работу ничего не взял”. На постаменте выбили надпись: “Спешите делать добро”. На Введенском кладбище в Москве - жители окрестных улиц называют его еще по-старому, Немецким - есть могила: темно-серый камень с темно-серым крестом, черная ограда; чугунные стояки-колонки, темные прутья, а поверх них свисают кандалы - цепи с широкими наручниками и "накожниками". На камне выбито: 1780-1853 и несколько строк латыни.

Слова из Евангелия по-русски звучат так: "Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он перепояшется и посадит их и, подходя, станет служить им" (Лук. 12, 37). Гаазовские кандалы и разорванные цепи - один из главных элементов надгробья на могиле "святого доктора". Ограда, как и памятник в Малом Казенном переулке в Москве, выполнена выдающимся скульптором Н.А. Андреевым. "Во все времена года на этой могиле лежат цветы живые, матерчатые и бумажные, иногда пышные букеты, чаще скромные пучки ландышей, ромашек или просто одна гвоздика, тюльпан Полтораста лет назад Федора Петровича Гааза знали все московские старожилы. Когда он ехал в тряской пролетке или шел по улице, высокий, чуть сутулый, большеголовый, в черном фраке с кружевным жабо - ветхим, пожелтевшим, но тщательно разглаженным, в коротких черных панталонах и таких же старомодных башмаках с большими железными пряжками, с ним приветливо здоровались на московских улицах сановные аристократы, ехавшие в каретах с гербами, и нищие на церковных папертях, генералы, офицеры, "будочники" с алебардами, извозчики, мастеровые, университетские профессора и студенты, дворовые слуги известных московских бар, купцы, охотнорядские приказчики и нарядные светские дамы. Несведущим объясняли: - Это доктор Гааз, Федор Петрович Добрейшая душа, святой жизни человек Истинный благодетель и друг всех страждущих.

Это про него говорят: "У Гааза нет отказа" Правда, были и такие, кто отзывался о нем насмешливо, презрительно и даже с раздражением: " Чудак, безумец, юродивый ". Но большинство москвичей всех поколений и состояний говорили о нем с любовью и уважением " Очерк Булата Окуджавы, из которого взят вышеприведенный отрывок, так и назван по народной поговорке-присказке - "У Гааза нет отказа". В словарях, сборниках пословиц (даже у Даля) или "крылатых выражений" мне ее найти не удалось, но в 80-е годы XX века присказка про Гааза еще была в ходу - самому приходилось слышать от арестантов. Скорее всего сохранилась она благодаря больнице имени Ф.П. Гааза. Это единственная тюремная больница (сейчас - межобластная больница ФСИН Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области им. Ф.П. Гааза), которая с незапамятных времен принимала арестантов со сложными и трудноизлечимыми болезнями.

Сюда срочным этапом привозили заключенных из тюрем и лагерей всего СССР. Тех, которым ни на одной "больничке" помочь уже не могли.

Сейчас, судя по "письмам из зоны", иногородних, заобластных арестантов питерская больница имени Гааза не принимает, наряды, которые запрашиваются администрацией колоний, заворачивают.

Заворачивают с этапа и многих безнадежных заключенных.

Арестанты старую присказку переиначили: от гаазы нету мазы (т.е. шанса, возможности, поддержки, надежды). Имеется в виду, конечно, не Федор Петрович, а "гааза" - "порожняк", как говорят в зоне. "Порожняк" - это и больница, которая продолжает носить имя "друга всех страждущих". По словам Анатолия Федоровича Кони, прежнюю присказку про Гааза "сложили" арестанты московской пересыльной тюрьмы на Воробьевых горах. "Гаазами" же в 19-м веке называли кандалы, придуманные Ф.П. Гаазом для облегчения участи этапируемых заключенных. "Арестанты и до сих пор просят, как милости, заковывать их в "гаазовские кандалы" писал в 1868 году П.С. Лебедев.

Что останется в тюремном фольклоре века нынешнего? Не знаю Арестанты - народ незлобивый и на добро памятливый.

Даст Бог, наладится все с питерской больницей или еще с каким-нибудь добрым делом, освященным именем "святого доктора", припомнится и старинная присказка.

На похороны "святого доктора" (так еще при жизни называли Гааза москвичи) 19 августа 1853 г. (по старому стилю) "стеклось до двадцати тысяч человек и гроб несли на руках до кладбища на Введенских горах Почему-то опасаясь "беспорядков", московский генерал-губернатор граф Закревский прислал (специально на похороны) полицмейстера Цинского с казаками, но когда Цинский увидел искренние и горячие слезы собравшегося народа, то понял, что трогательная простота этой церемонии и возвышающее душу горе толпы служат лучшею гарантиею спокойствия.

Он отпустил казаков и, вмешавшись в толпу, пошел пешком на Введенские горы " (А.Ф. Кони). По свидетельству П.С. Лебедева, "Гааза хоронила вся Москва: православные, старообрядцы, знатные и убогие, все плакали от сердца, потому что не стало человека сердца". Двадцать тысяч - это двадцатая часть всех жителей Москвы середины XIX века. Булат Окуджава в очерке про Гааза добавляет: " таких похорон в Москве не было целое столетие". Очерк был опубликован в декабре 1980-го ("Наука и жизнь", N 12 , 1980 г.), в год смерти Владимира Высоцкого, это позволяет предположить, что Булат Шалвович под "такими" имеет в виду не похороны Сталина.

Но к исходу 19-го столетия, по утверждению А.Ф. Кони, имя Гааза звучало "как нечто совершенно чуждое и не вызывающее никаких представлений.

Даже среди образованных людей, соприкасающихся с тюремным и судебным делом, даже среди врачей " . И несколькими строчками ниже А.Ф. Кони добавляет: "Мы мало умеем поддерживать сочувствием и уважением тех немногих, действительно замечательных деятелей, на которых так скупа наша судьба. Мы смотрим обыкновенно на их усилия, труд и самоотвержение с безучастным и ленивым любопытством, "с зловещим тактом как выразился Некрасов сторожа их неудачу". Но когда такой человек внезапно сойдет со сцены, в нас вдруг пробуждается чувствительность, очнувшаяся память ясно рисует и пользу, принесенную усопшим, и его душевную красоту мы плачем поспешными, хотя и запоздалыми слезами, в бесплодном усердии несем ненужные венки Каждое слово наше проникнуто чувством нравственной осиротелости.

Однако все это скоро, очень скоро проходит. Скорбь наша менее долговечна, чем башмаки матери Гамлета. На смену ей являются равнодушие и потом забвение. У нас нет вчерашнего дня. Оттого и наш завтрашний день всегда так туманен и тускл.

Поэтому и смерть выдающегося общественного и государственного деятеля напоминает у нас падение человека в море " Такая бессовестная забывчивость по отношению не только к делам славным, героическим, но и к злодейским уживается (и продолжается) в нас с душевной отзывчивостью: при напоминании - откликнуться, "поплакав от сердца", повиниться. С одинаковой готовностью откликнуться на доброе или бесовское, лишь бы напоминание было вдохновенным.

Главными хранителями памяти о докторе Гаазе А.Ф.Кони называл врачей, арестантов и московских жителей (Федор Петрович был основателем нескольких городских больниц). Среди них - "Глазная" и "Полицейская", где бесплатно лечили бедняков и бродяг.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь и деятельность Фёдора Петровича Гааза

За почти полувековое жертвенное служение самым обездоленным тогда в России — заключенным — русский народ прозвал его «Святым доктором» и «Божьим… Фридрих Йозеф Хаас родился в небогатой и многодетной семье аптекаря. Закончив… Я пред¬лагаКраткие биографические сведения о ю вам послужить великой России, там вы сможете дать волю своему уму и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь после смерти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Святой доктор
Святой доктор. В ранг “святого доктора” Гааза возвели заключенные, когда тот стал главным врачом московских тюрем. На этом, пожалуй, самом трудном, поприще генерал-медик трудился почти двадцать пят

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги