Реферат Курсовая Конспект
Культурное общение России и Запада - раздел История, Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство Культурное Общение России И Запада. Перед Самой Революцией Произошел Переворо...
|
Культурное общение России и Запада. Перед самой революцией произошел переворот и в сфере искусства, в литературе, живописи и театре.
Идеологически назойливый и натуралистически-приземистый стиль знаньевцев и передвижников внезапно почувствовался чем-то провинциальным. В широких кругах интеллигенции внезапно родилась потребность шире распахнуть прорубленное Петром в Европу окно. На это пробуждение России щедро отозвался меценатский капитал. Появился ряд новых издательств и журналов Весы, находившиеся под определенным влиянием французских символистов, Мусагет, связавший свое творчество с германской традицией наряду с изданиями Мусагета в витринах книжных магазинов загорелись желтые тетради Софии, великорусского органа одержимого любовью к киевской Руси, сохранившей, по мнению редакторов, еще живую связь с античной и христианской культурой. Появились и более популярные журналы, сыгравшие большую роль в духовной жизни России - Аполлон , Золотое руно , На перевале и т.д. За несколько предвоенных лет были переведены и выпущены писания мистиков Якова Бёме, Экхарта, Рейсбрука, Сведенборга, Плотина, фрагменты Гераклита, драмы Эсхила и Софокла, провансальская лирика XIII столетия.
В связи с символической лирикой появился большой интерес к французским символистам и немецким романтикам.
Параллельно с этой первой темой развивалась и другая поэтами и учеными серебряного века было много сделано по углублению понимания старых русских писателей и поэтов. Баратынский, Гоголь, Тютчев и другие предстали в новом свете. Такою же интенсивностью отличается и пореволюционное общение между Россией и Западом как в области живописи, так и театра.
Русская живопись, долго отстававшая от западноевропейской, внезапно выдвинулась на первый план. В начале XX века она заняла первое место среди авангардистов. Основавший в 1911 году школу абсолютного беспредметного искусства Василий Кандинский получает в 1925 году профессуру в Веймаре и становится душою Синего всадника, в котором рядом с ним работает и несколько других русских художников.
В эти же годы расцветает русский балет Дягилева, декорации для которого создают русские художники-импрессионисты. В Литературно-художественном клубе в Москве, и в Свободной эстетике выступают с докладами Верхарн и Маринетти. В Историческом музее - философы Коген и Зомбарт. О крупных актерах, певцах, пианистах говорить не приходиться. В годы, предшествовавшие войне, не было ни одного, кажется, известного артиста, который не побывал бы в Москве. Знаменитый Артур Никиш, как мне передавал его сын, считал, что более внимательной и понимающей публики, как в Москве, он нигде не встречал.
Все это доказывает, что Достоевский был прав, говоря, что у русского человека два отечества - Россия и Европа, и что всякий образованный русский думает прежде всего о Европе. В эти же годы Европа заинтересовалась Достоевским, Толстым, Мусоргским. Хотя можно иллюстрировать культурное общение России с Западом всего лишь несколькими примерами, все же будем надеяться, что и этих примеров достаточно для опровержения, как руссофобского французы, так и руссофильского евразийцы утверждения, что Россия, как культурный мир, должна быть отнесена не к Европе, а к Азии. Вопрос о том, чем Россия, как восточная Европа, отличается от западной - очень сложен.
Лишь в качестве предварительного намека можно указать на то, что в симптоматической русской философии всегда отстаивалось начало целостного сознания, по терминологии Соловьева, положительного всеединства, и что в ней одновременно упрекался Запад в утрате духовной целостности в жизни и в распаде культурного творчества на отдельные в самих себе укорененные, то есть автономные, сферы.
Наиболее резко эту мысль впервые сформулировал в своей известной статье Просвещение Европы Иван Киреевский. Западный человек пишет он не понимает той совокупности высших умственных сил, где ни одна не движется без сочувствия других. Эта же мысль лежит и в основе соловьевской критики отвлеченных начал, господствующих в западноевропейском творчестве.
И то, что эта критика, разделяемая многими русскими философами, не простая выдумка, а действительно лежащая в основе русского творчества и связанная с русским духом, культурная особенность доказывается хотя бы тем, что Россия почти не знала искусства ради искусства. Русское искусство неопределимо в своих лучших достижениях кантовской формулой целесообразности без цели. С этой структурой русской духовности связано и явное недоверие к рационалистическому началу, как началу расчленения духовной целостности.
Это недоверие особенно остро и парадоксально было сформулировано опять-таки Киреевским. Он пишет Пока мысль ясна, она еще не созрела.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Достоевский Речь о Пушкине Введение Важнейшей чертой русской философии является то, что ход истории, изменения социальной реальности рассматриваются… Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей… Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом, русская…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурное общение России и Запада
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов