рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сила слабых

Сила слабых - раздел История, Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство Сила Слабых. В Настоящее Время Развертывается Событие Мирового Значения, Подл...

Сила слабых. В настоящее время развертывается событие мирового значения, подлинную сущность и последствия которого даже самым прозорливым не угадать.

Событие это - Русская Революция, но не в ее социально-политическом смысле и значении, а в ее национально-метафизической сущности. Как явление порядка социально-политического, она, вероятно, подчиненно протекает по руслу революционной законности.

Тайна - в ее национально-мировом итоге. Не коммунистической только заразы боится Запад, когда пытается окружить Россию заставами. Европа поняла, правда, не отчетливо а не уверенно, скорее ощутила, грядущий итог Русской Революции и уже содрогнулась перед ним и приняла меры защиты. Она поняла, что итог этот определится не революционной энергией русского коммунизма, а историческим предопределением всего русского народа.

Поняла, что на глазах у всех вырастает и крепнет прежняя Европейская провинция, с которой неминуемо придется сразиться, которая даже первая, не дожидаясь высокого вызова обрушится зойной обличения, укора и гнева на свою недавнюю и, казалось, вечную метрополию. Россия была великодержавной, никогда не будучи государственной. Государственный навык всякого народа определяется равнодействующей государственной сознательности всех индивидуумов, его составляющих.

Великодержавность есть предопределенная потенция властности, размаха и разлива всей народной сущности. Это бессознательное ощущение мощи, это удельный вес всей народной массы, вытесняющей, раздвигающей собою окружающую среду. Это - невольное самоутверждение, droit sacreСвященное право лат собственного бытия. Евразийство или большевизм? Сходство между большевизмом и евразийством является только внешним. Евразийство призывает все народы мира освободиться от влияния романо - германской культуры и вновь вступить на путь выработки своих национальных культур. При этом евразийство признает, что влияние романо - германской культуры особенно усиливается благодаря экономическому господству так называемых цивилизованных над колониальными народами, и потому призывает к борьбе за освобождение и от этого экономического господства.

Но эта экономическая эмансипация не представляется евразийству как самоцель, а лишь как одно из непременных условий освобождения от романо - германской культуры, освобождения, которое немыслимо без одновременного укрепления основ национальной культуры и дальнейшего самостоятельного развития этой последней.

Большевики во всех этих вопросах преследуют прямо противоположные цели. Они только играют на националистических настроениях и самолюбии азиатских народов и рассматривают эти чувства лишь как средства для поднятия в Азии социальной революции, которая должна не столько упразднить экономическое засилье цивилизованных держав, сколько способствовать водворению коммунистического строя с той особой пролетарской культурой, которая по существу антинациональна и построена на самых отрицательных элементах той же европейской цивилизации, доведенных до карикатурной крайности.

Под личиной поощрения азиатского национализма в большевизме скрыто то же нивелирующее цивилизаторское культуртрегерство, и притом в гораздо более радикальной форме, чем у романо - германских колониальных империалистов. Не к созиданию подлинно - национальных культур, преемственно связанных с историческим прошлым, а к национальному обезличению и разрушению всяких национальных основ хотят большевики привести все народы Азии и Россию.

Резюмируя, можно сказать, что большевизм есть движение разрушительное, а евразийство - созидательное. Оба движения полярно противоположны, и никакое сотрудничество между ними немыслимо. Эта противоположность между большевизмом и евразийством не случайна, а коренится в глубинной сущности обоих движений. Большевизм - движение богоборческое, евразийство - движение религиозное, богоутверждающее. Есть глубокая внутренняя связь между воинствующим отрицанием Творца и неспособностью к подлинному, положительному творчеству, между кощунственным отвержением божественного Логоса и рационалистическим утопизмом, противоречащим естественной природе жизни.

Но природа не допускает чистого разрушения. Она властно требует творчества, и все, неспособное к положительному творчеству, рано или поздно обречено на гибель.

Большевизму, как всякому порождению духа отрицания, присуща ловкость в разрушении, но не дана мудрость в творчестве. А потому он должен погибнуть и смениться силой противоположной, богоутверждающей и созидательной. Будет ли этой силой евразийство - покажет будущее. Но, во всяком случае, ни реставрационная идеология, подменивающая творчество починкой и восстановлением разрушенного в его старом виде, ни народничество, столь же слепое, как и большевизм, к Богом установленным положительным задачам культурного строительства и столь же зараженное упадочными идеологиями вырождающейся европейской цивилизации, признаками подлинного положительного творчества не обладают.

Положительное значение большевизма, может быть, в том, что, сняв маску и показав всем сатану в его неприкрытом виде, он многих через уверенность в реальности сатаны привел к вере в Бога. Но, помимо этого, большевизм своим бессмысленным вследствие неспособности к творчеству ковырянием жизни глубоко перепахал русскую целину, вывернув на поверхность пласты, лежавшие внизу, а вниз - пласты, прежде лежавшие на поверхности.

И, быть может, когда для созидания новой национальной культуры понадобятся новые люди, такие люди найдутся именно в тех слоях, которые большевизм случайно поднял на поверхность русской жизни. Во всяком случае, степень пригодности к делу созидания национальной культуры и связь с положительными духовными основами, заложенными в русском прошлом, послужат естественным признаком отбора новых людей.

Те созданные большевизмом новые люди, которые этим признаком не обладают, окажутся нежизнеспособными и естественно погибнут вместе с породившим их большевизмом, погибнут не от какой-нибудь интервенции, а от того, что природа не терпит не только пустоты, но и чистого разрушения и отрицания и требует созидания, творчества, а истинное, положительное творчество возможно только при утверждении начала национального и при ощущении религиозной связи человека и нации с Творцом вселенной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство

Достоевский Речь о Пушкине Введение Важнейшей чертой русской философии является то, что ход истории, изменения социальной реальности рассматриваются… Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей… Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом, русская…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сила слабых

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Преклонение перед силой эпохи
Преклонение перед силой эпохи. Евразийская историософия пронизана преклонением перед силой победителей, особенно если эта сила способствовала превращению России в могучий организм с крепкой государ

ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ. Евразийцы считали, что в трудном XX веке Россия еще более, нежели раньше, должна сосредоточиться на поисках своего национально - культурного задан

ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ
ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ. Конечно, эта идея евразийцев не имеет ничего общего с компромиссами революционного обновленческого движения в церкви. Они считали, что для церкви недопу

ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ
ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ. Сама по себе эта идея не оригинальна и не раз выдвигалась эмиграцией, но у евразийцев она интересна своим соединением с методом ее осуществления. Идеология должна

ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ
ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ. Утверждая, что для характеристики государства главное - не тип формы правления, а тип отбора правящего слоя, Н.Трубецкой выделял два типа так

Два мира
Два мира. Евразийство заключает в себе зерно стремления к истине обще-философской. Но применительно к евразийству законен и понятен также иной вопрос вопрос об отношении выработанного круга мыслей

Значение революции
Значение революции. В судьбах русского XIX века неверие и истина просвещения навеяны, преподаны со стороны. Следуя примеру старших, сладостно стало не верить старшие нашептали, что Бога не н

Надежда на лучшее
Надежда на лучшее. Евразийство было заметным культурно - литературным явлением 20 -30 -х годов. Оно оказало определенное влияние на литературный процесс русского зарубежья, что не всегда признавало

П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ
П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ. Одним из важнейших эпизодов предыстории славянофильства и западничества является диалог Чаадаева и И. Киреевского в начале 1830-х гг. Идеи, выраженные

Понятие Славянофильства
Понятие Славянофильства. СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути истор

Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич 22 марта 3 апреля 1806, Москва - 11 23 июня 1856, Санкт-Петербург, русский религиозный философ, литературный кри

Православная утопия Киреевского и Хомякова
Православная утопия Киреевского и Хомякова. П.Я. Чаадаев назвал славянофильское учение ретроспективной утопией. В письме к Шеллингу от 20 мая 1842 г. Чаадаев писал Необыкновенная эластичность этой

Понятие Западничества
Понятие Западничества. Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Оно было представлено обеими столицами - Москвой и Петербургом. Московский кружок западников офо

Чаадаев П.Я
Чаадаев П.Я. П. Я. ЧААДАЕВ 1794 - 1856 всегда привлекал к себе большое внимание историков русской мысли ему в этом отношении посчастливилось больше, чем кому-либо другому. Правда, этот интер

Политико-правовые воззрения западников
Политико-правовые воззрения западников. Западники, в отличие от славянофилов, по-иному судили о путях развития России. В противоположность славянофилам они доказывали, что Россия хотя и запоздала,

Культурное общение России и Запада
Культурное общение России и Запада. Перед самой революцией произошел переворот и в сфере искусства, в литературе, живописи и театре. Идеологически назойливый и натуралистически-приземистый с

Империя как европейская идея
Империя как европейская идея. Почему империя - это европейская идея? Дело в том, что сама Европа возникает, как некая случайная мутация, как маленький островок в огромном азиатском море. Антрополог

Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию
Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию. Империя, оставаясь европейской структурой, сохраняет историю как константу своего бытия. Деспотии выпадаю

ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ
ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ. Всякому, сколько-нибудь знакомому с историей русской мысли, известно, какую центральную роль в ней играет тема об отношении России к Западу к тому, что

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги