Истоки русского деспотизма

«Истоки русского деспотизма» План работы Введение 1. Зарождение деспотических традиций в период монгольского ига 2. Складывание традиций самодержавного правления при Иване III. Трансформация титулатуры русского правителя 3. Укрепление традиций деспотического правления при Иване Грозном 1. Опричнина 3.2. Цел опричнины 3. Результаты опричнины Заключение Список использованной литературы Введение Россия и Западная Европа развивались разными путями.

Об особенностях политического развития России задумывались историки, писатели, философы, пытаясь найти ответ на вопрос «Что же помешало возникновению в России прочных демократических традиций?». Уже в XVI в иностранец Герерштейн писал о русских «Все они называют себя холопами, то есть рабами государя Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе» 1. Откуда взялась эта рабская психология русского народа, что это: проявление особенностей национального характера, или черта присущая только отдельным социальным категориям, а может быть особая система организации власти? В данной работе автор ставит цель ответить на эти вопросы и выявить истоки русского деспотизма. Задачами автора являются: 1. Определить основные этапы в становлении деспотического режима в истории нашей страны; 2. Изучить события каждого периода и показать сущность происходивших изменений в отношениях государь - подданные; 3. Изучить политику опричнины Ивана Грозного, и показать каким образом окончательно были закреплены основы самодержавной государственно- политической системы России.

Данная тема актуальна и сегодня, поскольку о проявлении деспотических традиций политической власти в России говорят даже в начале XXI в в условиях, когда идут реформы и создается гражданское общество и демократическое государство. 1.

Зарождение деспотических традиций в период монгольского ига

от русских князей требовалось исполнить языческие обряды, во время при... Монгольское государство было построено на принципе безусловного подчин... Изменяется и титулатура московского правителя. Великий князь всея Руси... Титул Государь существовал на Руси и раньше. Основа великокняжеской власти стала не законность, а личное желание са...

Укрепление традиций деспотического правления при Иване Грозном

Поэтому он «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети... В подтверждение вышесказанного приведем еще одно мнение известного ист... Боярские вотчины сторонники данной версии рассматривают как источник з... Вероятно, опричнины не могло быть в государстве, где элементы деспотич... Р.г.

Заключение Русские княжества в XIII в. стали частью Монгольской империи, а точнее одной из ее частей- Золотой Орды. В результате совместного существования осуществлялся цивилизационный синтез. Под влиянием длительного присутствия монгол и их правления произошло уничтожение прежней политической элиты и соединение многих русских и монгольских культурно - цивилизационных черт в единое целое. В результате синтеза двух культур на территории Московского государства можно проследить явления, явно принадлежавшие монгольской традиции: экстенсивное развитие общества, деспотизм, жесткое отношение к человеку, иерархизм, право большинства, приоритет власти над моралью, единство воинской и гражданской власти, имперский характер культуры и другое.

Как видим, православно - византийские основы культуры сливались с монгольскими.

При Иване III существовавшие традиции были закреплены. Оформились основы российского самодержавства не только путем расширения, но и путем укрепления политического строя, создания государственного аппарата. Все эти изменения были оформлены и законодательно закреплены в новом сборнике законов - Судебнике 1497 года. Во второй половине ХVI в. в эпоху Ивана Грозного выбор между двумя путями развития страны, в равной степени обусловленный уже накопившимися традициями, в известной степени определился личностью самодержца. Именно личность самого монарха, его склонность не доверять окружающим, стремление к абсолютной власти, предопределило тот факт, что от политики реформ, проводимой Избранной радой и направленной на постепенную централизацию, Иван IV перешел к политике террора.

В исторической науке вопрос о целях опричнины очень долго оставался открытым. Одни цели опричного террора видели в борьбе с независимостью аристократии и удельным сепаратизмом некоторых князей.

Эта версия была официальной в советский период. В последние годы становится популярной теория, согласно которой Иван IV преследовал цель, которая была направлена не на благо страны и народа, а на укрепление своей личной власти. Надо сказать, что этой цели он добился. Опричнина поколебала тот традиционный порядок, при котором Боярская дума играла роль представительного органа высшей аристократии. В период опричнины были упразднены ряд функций и привилегий думы. В результате опричнины возросла роль в экономической и политической жизни станы мелкопоместного дворянства.

Постепенно именно эта категория феодалов станет опорой самодержавия. В итоге за несколько столетий были уничтожены все традиции старинного самоуправления, ликвидирована оппозиция власти в лице родовитого феодального сословия, создана система страха, покорности и принуждения, которая и называется деспотизмом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1999 375с. 2. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI - XVII столетиях. -М.: Книга, 1990 416 с. 3. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного М.: Мысль, 1964 535с. 4. Карамзин Н. М. Предания веков М.: Правда, 1989 С. 768 с. 5. Кучкин В.А. Русь под владычеством Золотой Орды // Преподавание истории в школе 1993. -Х2 3. -С.8 - 14. 6. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.

М.: Правда, 1991 624с. 7. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричинина?/История Отечества: люди, идеи, решения.

Очерки истории России IX - начала XX в./Сост. С.В. Мироненко М.: Политиздат, 1991 367 с. 8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996 838с. 9. Полубоярникова М. Русские в Золотой Орде / Родина 1997. -N 3 - 4 С. 48 - 52. 10. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси в XIV-XVI ВВ. Новосибирск: Наука, 1991 397с. 11. Скрынников Р.Г. Россия накануне смутного времени М.: Мысль, 1985 206с. 12. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма/История Отечества: люди, идеи, решения.

Очерки истории России IX- начала ХХ B./COCT. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991 367 с.