Культура средневекового Казахстана

Содержание Введение Глава 1. Культура племен и народностей Казахстана в раннем средневековье 1.1 Рост городов 1.2 Развитие материальной культуры 1.3 Развитие духовной культуры Глава 2. Культура Казахстана в XIV – XV вв. 2.1 Материальная культура 2.2 Духовная культура Глава 3. Культура Казахского ханства в XV – XVII вв. 3.1 Изменения в развитии материальной культуры 3.2 Традиции, обычаи и обряды казахов Заключение Список используемых источников Введение Актуальность. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов.

Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане.

Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это, за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи. На территории Казахстана с VI в до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков.

После монгольского нашествия, в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже - Казахскому ханству. Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией.

По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем и единственной религией казахов. Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре: мобильное жилище - юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей музыку.

Все это определило целостность и преемственность древней и средневековой истории Казахстана. Объект исследования: материальная и духовная культура казахского народа. Предмет исследования: процесс развития культуры казахского народа в период средневековья.

Цель данной работы – всестороннее изучение культуры средневекового Казахстана. В соответствии с поставленной целью, определим следующие задачи: -изучить культуру племен и народностей Казахстана в раннем средневековье; -рассмотреть культуру Казахстана в XIV – XV вв; -изучить материальную и духовную культуру Казахского ханства. Глава 1.

Культура племен и народностей Казахстана в раннем средневековье

2.1 . В X – XII вв Испиджаб был известен как центр транзитной торговли. Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано... Они конструктивно отличались друг от друга. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в г...

Материальная культура

Караванные дороги благоустраивались. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабс... Основное содержание составляют не вложенные на огузско-кыпчакский язык... Народные предания приписывают ему песню, рассказывающую о смерти Жоши ... В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние собы...

Изменения в развитии материальной культуры

3.2 Традиции, обычаи и обряды казахов Ислам в этот период глубоко укор... Например, на шильдехане - празднестве по поводу рождения сына, состоят... В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного мул... Современное казахское название Нового года - Наурыз пришло из персидск... В семи домах должен побывать каждый, и семь гостей принять у себя в до...

Заключение Культура организует человеческую жизнь.

Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению, поскольку она не приобретается биологическим путем. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения. Этот процесс получил название – процесс социализации, если он прекратится в массовом масштабе, это приведет к гибели культуры. ученые называют культуру системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением.

Культура содержит ценности: созданные отдельными группами, нормы, которым они следуют в жизни. Культура пронизывает жизненный путь человека. Культура неотделима от человека – субъекта культуры. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности; умения и способности, свою человеческую сущность. Культура выполняет многогранную социальную роль. Использование достижений культуры в интересах народа и будущих поколений зависит от многих факторов: политических, социально-экономических. Социальная роль культуры повышает эффективность производства, социальный прогресс. Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития.

Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Список используемых источников 1 Арнольдов А.И. Введение в культуру Москва: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 2 Жайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков.

Алматы: Рауан, 2004. 3 История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1./ Под ред. К.А.Акишева, К.М.Байпакова. Алматы: Атамура, 1997. 4 Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата: Атамура, 1984. 5 Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва: Эксмо-Пресс, 1995. 6 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы: Мектеп, 1998.