рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Московское государство в XVI веке

Московское государство в XVI веке - раздел История, «Московское Государство В Xvi Веке» План Введение 1. I Веке 1.1 Суть Концепци...

«Московское государство в XVI веке» План Введение 1. I веке 1.1 Суть концепции «Москва – Третий Рим» 1.2 Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства 2. Реформы Избранной Рады 2.1 Земский собор 2.2 Судебник 1550 г 2.3 Военная реформа 2.4 Стоглавый собор 2.5 Присоединение Казанского и Астраханского ханства 2.6 Ливонская война (1558 – 1583) 2.7 Причины, сущность и последствия опричнины Заключение Список литературы Введение Теория “Москва - Третий Рим” послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях. „Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать“ Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.

Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии", а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Вторая половина ХVI века для России была отмечена большими территориальными приобретениями, увеличением сферы своего влияния, значительной централизацией государственной власти, более полного закрепощения крестьян, борьбой сословий и другими явлениями.

Время правления на Руси Ивана Грозного ознаменовалось множеством событий. В первые годы его правления страна была поглощена смутой, связанной с непрерывной борьбой боярских группировок между собой за власть, за право именем малолетнего царя учинять в стране самосуд и произвол.

Венчавшись на царстве, Иван IV вместе со своим ближайшим окружением – Избранной Радой – перешёл на путь реформирования. Были созваны первые сословно-представительские органы, был утверждён Судебник, который коснулся различных сторон жизни Русского государства.

Русская церковь тоже провела реформу, отражённую в Стоглавом соборе. Позже произошли не менее важные события: 25-няя Ливонская война и опричнина. Каждое из этих событий внесли свой вклад в дальнейшее развитие Русского государства. 1. I веке 1.1 Суть концепции «Москва – Третий Рим» Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности.

Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижительной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре (“той старец неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю боярам и наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления.

Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М.Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются “великий Константин Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие их же корень до тебе”. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно.

Царь строг ко всем, кто отступает от “правды”, но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать “плачущих и вопиющих избавлять обидимых от руки обидящих”. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его “творити и заповеди хранити во всем”, а если и придется кому-либо понапрасну терпеть “царское великое наказание”, то, возможно, только выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях.

Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти.

Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам. Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством.

Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем. Основная мысль концепции - преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два - светский и духовный.

Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого.

Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке - византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи - лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу.

Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; ни за Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону; германо-романский мир платил им тою же монетою; параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга.

Таким образом, католические народы восприняли мысль, что "Священная Римская Империя Немецкой нации", с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими — истинного представителя вселенской церкви.

Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XV в. она считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена.

Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии, как хранительницы заветов православия, исчезло, а с ним и право на главенство политическое. Последующее падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если "Второй Рим" погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть.

Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна. Бог мог попустить неверных покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать латинянам или измаильтянам. Правая вера - вечная, неумирающая; иссякнет она - тогда и миру конец. Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменен новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования.

Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва — освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) - все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа; в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.

Новое положение вызывало новые обязательства.

Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция.

Теория Третьего Рима до конца XVII в а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлеченных вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое - в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное - в воззрениях славянофилов. Следствием идеи «Москва — Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью православия. 1.2

Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства

Учителя и наставники оказались изменниками Православия и за это подвер... «Ромейское царство», по Филофею, не парадигма власти, завоевания или э... Очень важная формула «вместо константинопольской» присутствовала и в з... Определение престола московского Успенского собора как первого престол... Учреждение московского патриархата тоже произошло при участии констант...

Реформы Избранной Рады

Висковатый. Возглавлял же её представитель богатого, но не очень знатн... Пересветов резко осудил боярское самоуправство, он видел идеал государ... Теперь феодал отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личну... Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служа... Очень важное значение получил обыск. Если по обыску показывали, что че...

Военная реформа

Впервые составили Уложение о службе (1557г.). Был составлен официальный справочник – «Государев родословец», упорядо... Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. Был составлен общерусский список святых, почитавшихся в отдельных русс... Монастыри с существовавшими в них злоупотреблениями составили одну из ...

Присоединение Казанского и Астраханского ханства

В Астрахани ханом был Ямгурчей. была построена Тульская засечная черта – оборонительная линия, состояв... После начала войны с Литвой последним крупным успехом России на первом... Используя страх остаться без главы государства в то время, когда оно н... В Твери в Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым был задушен московский м...

Заключение Развитая Филофеем в политическую теорию формула “Третьего Рима” была не нова для литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.

Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила - ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии - оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Теория Филофея “Москва - Третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание. Идеал, заключенный в понятии "Москва - Третий Рим", не уходил из жизни в ее традиционно религиозном выражении и постепенно нашел себе новое выражение в терминах идеологии вестернизирующегося мира. Отлученные от церкви противники Никона сумели сохранить и при петровском режиме старообрядческую церковь, а в век западного романтизма русская вера в уникальную судьбу России и ее вселенскую миссию проявилась в славянофильском движении. Время царствования на Руси Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории страны – «разруху» 70 – 80-х годов ХVI в установление крепостного права в государственных масштабах и сложнейший узел противоречий в междинастический период рубежа ХVI – ХVII вв который современники называли Смутой.

Возможно, что если бы правление Ивана IV продолжалось совместно с деятельностью Избранной Рады, то страна бы смогла сконцентрировать своё внимание на обеспечении безопасности южных границ (т.к. это было наиболее благоприятное время для ликвидации Крымского ханства), а не на распылении сил на войну в Ливонии – с одной стороны, защиту от набегов – с другой стороны, и на репрессии внутри державы – с третьей стороны.

Но в целом во второй половине ХVI века были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, возникла сословно-представительная монархия.

Начал создаваться чиновничье-бюрократический государственный аппарат, началась организация регулярной армии, стала укрепляться государственная казна.

Дальнейшее развитие этих факторов в будущем позволило царской власти (и господствующему классу феодалов) к концу первой половины ХVII века всё в меньшей мере искать опору в сословно-представительных учреждениях. А соответственно оно способствовало переходу в будущем к абсолютной монархии. Список литературы 1. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства: Учебник М.: НОРМА – ИНФРА-М; 2000 2. Всеобщая история государства и права. / Под ред. З.С. Черниловского М 1999. 3. Зайцев К. Чудо русской истории / Церковь о государстве. – Старица, 1993. 4. Тойнби А. Постижение истории М 1997. 5. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева М 1999. 6. Карташов А.В. Судьбы Святой Руси. – М 1999. 7. Ключевский В.О. Курс русской истории.

Сочинения в девяти томах. Т. 3 М 1987. 8. Никульшин Д.А. Проблема превращения эсхатологической концепции монаха Филофея в идеологическую доктрину Московского государства // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002 № 4. 9. Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV - первая половина XVI века М 1984. 10. Шмурло Е. Третий Рим / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – М 1890-1907. 11. Георгиев В.А Георгиева Н.Г Орлов А.С Сивохина Т.А.История России. 12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. 13. Титов Ю.П. История государства и права.

– Конец работы –

Используемые теги: Московское, Государство, XVI, веке0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Московское государство в XVI веке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Древнерусское государство и право. Монголо-татарские государства. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО МОСКОВСКОГО) ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ
История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и... Преподавание дисциплины в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск...

Политический строй Московского государства в XVI веке
В системе представлений о монархической власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо… Можно ли назвать Россию сословно-представительной монархией? Сложились ли в… Дореволюционные историки, как правило, отрицали существование в нашей стране сословно-представительной …

Политическое и социально-экономическое развитие российского государства к середине XVI века
В начале правления Василия III существовало четыре удела его младших братьев, имевших реальную возможность претендовать на великокняжеский стол, а к… Так, значительная часть княжеских владений при Василии III превращается в… Великий князь был заинтересован в том, чтобы земли получали из его рук, а необходимые для раздач земли еще были…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Внешняя политика России в XVI веке
По мере развития и становления русского государства менялись внешнеполитические задачи его правителей. Основные принципы внешней политики сложились… Объединение русских земель вокруг Москвы делало возможным активизацию… К началу XVI века удалось обеспечить относительное спокойствие на восточных рубежах – в результате победоносного…

Московские газеты 19 века
Глава 1-я посвящена газете “Московский телеграф” – самой крупной по тиражу и самой популярной газете Москвы с 1881 года. Во второй главе говорится о… Третья глава посвящена газете “Современные известия”, отличавшейся острыми… В конце каждой главы выделенным шрифтом сделаны выводы, касающиеся конкретного издания. Также в части “Заключение”…

Российское государство в период Смутного времени начала XVII века
I и II земское ополчение.Роль К. Минина и д. Пожарского в освобождении Москвы Заключение Список литературы Тест 1. Укажите главные причины Смуты –… Глава 1. Правление Федора Ивановича и Бориса Годунова. Развитие процесса… На престоле оказался добрый, но слабовольный, не способный к государственной деятельности Федор Иоаннович (1584-1598).…

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…

Государство и право России в первой половине XIX века
Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся… Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи… Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней…

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся… Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи… Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам