Правовое положение колонов

Правовое положение колонов. В условиях экономического кризиса III в. получает развитие особая ка-тегория зависимого населения – прикрепленные к земле крестьяне. Под име-нем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от земле-владельца.

Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономиче-ским положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приоста-новился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли.

Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом пе-рестало быть выгодным. Римские землевладельцы стали предпочитать сда-вать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное возна-граждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора так-же обязанности обрабатывать и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большин-стве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев, и оказыва-лись в долговой от них зависимости.

В период абсолютной монархии поло-жение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императо-ров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых до-кументах они приписывались к соответствующим земельным участкам. Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевла-делец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не ухо-дил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно.

На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, остав-лять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.

На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (напри-мер, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земель-ным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном.

Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по своей воле не может ос-тавить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступить в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подоб-но рабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, ко-торым они кормились.

Заключение В заключение следует сказать, что древняя Римская цивилизация пред-ставляла собой прогрессивный тип развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Необходимо отметить наиболее важные события, произошедшие за пе-риод существования римской цивилизации: – впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было; – впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок; – наличие многообразия развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя.

Рим – исторически первая цивилизация, основанная на требовании со-блюдения хорошо разработанных законов. Огромный интерес представляет римское право (Законы XII таблиц), а также отношение граждан к законам своего государства.

В ходе развития римской цивилизации были заложены основы граж-данского общества – самоорганизации населения. Правда, оно не противо-стояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Достижения античности – это достижения свободного человека. "Клас-сическая" эксплуатация рабов – исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Рим-ской империи (II в. до н.э. – III в. н.э.) было одним из основных факторов ги-бели античного мира. В древнем Риме кризис представлял собой длительный процесс, проте-кавший со времени превращения Рима в Средиземноморскую державу и до падения Западной Римской империи.

В социальной сфере происходило раз-мывание основы полиса – слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собствен-ного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была след-ствием развития товарно-денежных отношений, а также широкого использо-вания труда рабов в крупных хозяйствах.

Под воздействием развития товар-но-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов при-шло в упадок народное ополчение. Для Рима это привело к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению республики и утверждению империи.

На территории Римской империи продолжали существовать италий-ские города – государства, а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли. Постепенная утрата римляна-ми своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей сис-темы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства. В условиях общего кризиса III в. н.э. в результате натурализации хо-зяйства и свёртывания товарно-денежных отношений города стали прихо-дить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни по-степенно стали крупные поместья.

Империя распалась на Восточную и За-падную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Попытки рим-ских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократическо-го аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех. По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в по-местье, складывания новой социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), рас-пространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью.