Палеография Древней Руси

" Палеография Древней Руси" План 1. Введение 2. Письменность 3. Материал и орудия письма 4. Рукописный орнамент и миниатюра 5. Заключение 6. Список литературы 10 Введение В IX в в результате длительного процесса общественно¬го, развития образовалось относительно единое Древ¬нерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития феодальных отношений, оно само ак-тивно способствовало дальнейшему укреплению фео¬дального базиса.

На протяжении IX—XI вв. на Руси в результате расхищения князьями, боярами, церковными орга¬низациями общинных крестьянских земель росло феодаль-ное землевладение, происходило закабаление свободных общин¬ников. В состав Древнерусского государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также и несла¬вянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со славянами. С ростом феодаль-ных отношений про¬исходил процесс образования народностей из ряда от-дельных племён. К IX—XI вв. сложилась древнерусская народность, на ос-нове которой в дальнейшем сформировались три братские народности: рус-ская (великорусская), белорусская, украин¬ская. Земли восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства, получили название Русской земли. Одним из признаков древнерусской народности была отно¬сительная (на раннефеодальной экономической базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в от¬дельных частях Руси. Общенародный устный язык употреб¬лялся в деловой письменности, в юридических докумен-тах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского литера¬турного языка.

В то же время на развитие последнего значи¬тельное влияние оказал и старославянский (в своей основе древнеболгарский) язык, употреб-лявшийся в церковной пись¬менности, в памятниках повествовательной лите-ратуры и в свою очередь испытывавший сильное воздействие общенарод¬ного русского устного языка.

Письменность Письмен¬ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране¬ние и за пределами церковных учреждений, ею пользова¬лись не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы.

Письменность обслуживала произ-водство, ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для ут¬верждения о том, что она являлась только привилегией господствующего класса и пользование ею ограничивалось узкой сферой церковных интересов. Это опровергается рядом архео¬логических находок.

Много надписей имеется на ремесленных изделиях XI— XII вв. Так, сохранились надписи на шиферных пряслицах (гру¬зиках для веретён), свиде-тельствующие об их принадлежности определённым лицам: «Потворин прясльнь», «Лолин пряслен», «Молодило», «Тартынъ», «Иулиана», «княжо есть», «невесточ[ь]» и др. Последнее слово указывает, возможно, что владе-лицей пряслица была девушка-невеста. Письменность обслуживала потребности развивающегося ремесла. Рост торговых связей также обусловил развитие письменности.

Так, сохра-нились камни и кресты XI—XII вв. Это своего рода лоцманские знаки на водных путях. Имеющиеся на этих камнях и крестах надписи свиде¬тельствуют о мероприятиях древнерусских князей, направлен¬ных к освоению водных путей сообщения и созданию условий для их безопасности. Из памятников древнерусской эпиграфики, относящихся к указанным мероприятиям, большой интерес представляет надпись на камне, найденном в конце XVIII в. на Таманском полуострове.

По своим начертаниям буквы тмутараканского текста напоминают письмо одного из очень интересных па-мятников письменности XI в. – Остромирова Евангелия. Распространялась письменность не только в среде господствующего класса, но в среде городского населения. Гораздо меньше в нашем распоря-жении данных о проникновении письменности в феодальную деревню. Но несомненно, что развитие феодальных отношений, захваты феодалами об-щинных земель, рост фео¬дальной собственности требовали применения письменности для обоснования документами землевладельческих прав. Письменность обслуживала потребности феодального госу¬дарства, она была необходимым атрибутом деятельности княжеских агентов.

Материал и орудия письма

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый отте-нок. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железисто... Чернильницы бывали разнообразными по форме и дела-лись из дерева, глин... Последнее название даётся строке, от¬крывающей раздел и отмечаемой в п... д.

Рукописный орнамент и миниатюра

Рукописный орнамент и миниатюра. Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун¬ками (иллю-страц... Эти ук-рашения бывают нескольких видов: 1) заставки — особые узоры (ви... Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятни-ках, нося... Эти украшения бывают нескольких видов: 1) заставки — особые узоры (вин...

Заключение

Заключение Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, фило-софские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде ли-тера¬турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля¬лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян¬ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно¬вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу¬ждались народные движения.

Идеологическому обоснованию незыблемости княже-ской власти, защищавшей интересы фео¬дальной знати, служат и величест-венные архитектурные соору¬жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме¬чалась противоположность двух культур — господствующе-го класса и непосредственных производителен материальных благ. Однако произведения зодчества, изобразительного искус¬ства, литера-туры, используемые господствующим классом в це¬лях идеологического воз-действия на трудящихся для укрепле¬ния своей власти, являются памятника-ми культуры всего рус¬ского народа.

Замечательные произведения древнерус-ской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус¬стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа.

Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ¬кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив¬ный характер. В замечательном памятнике русской историче¬ской мысли и литературы XII в Повести временных лет, про¬водится идея единства Русской земли и рус-ского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне¬русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо¬кий патриотизм.

Список литературы

Список литературы 1. Черепкин Л. В. Русская палеография. – М.: Государственное издательство политической литературы. 1956 2. Б. А. Рыбаков.

Древние русы. – М 1951. 3. Л. П. Якубинский. История древнерусского языка М 1953 4. Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. – М 1948 5. В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967.